О стабилизационном фонде рф. Оценка последствий накопления стабилизационного фонда для экономики россии Формирование и использование средств фонда

C 01.01.2008 Стабилизационный фонд был упразднен и разделен на 2: Резервный фонд и Фонд будущих поколений (затем Фонд национального благосостояния). Особую роль в обеспечении бюджетно-финансовой безопасности сыграл Резервный фонд в 2009 году, в период мирового кризиса. Вся сумма накопленного Резервного фонда была направлена на поддержание бюджетно-финансовой сферы в пределах допустимых норм экономической безопасности по таким показателям как бюджетный дефицит, государственный долг, функционирование банковской сферы и прочее. В данный момент Резервный фонд действительно выступил как инструмент бюджетно-финансовой политики в сфере обеспечения национальных интересов. Представители ЕС назвали политику Правительства предусмотрительной, а Министра финансов Кудрина ответственным и правильным политиком. Однако вышесказанное отражает двойственность данной ситуации. Средства не были вложены в реальный сектор экономики, а поддерживали финансовую пирамиду некоторых ценных бумаг .

Таблица 1

Совокупный объем резервного фонда РФ 2011-2015 гг.

Начиная с 2011 года, мы наблюдаем снижение бюджетного дефицита и пополнение Резервного фонда. Подобные возможности имеют страны-экспортеры нефти, формирующие фонды, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Объем суверенных фондов в Российской Федерации и некоторых нефтегазодобывающих странах, % к ВВП на 01.01.2013

Источник: по оценке МВФ.

Положительные оценки зарубежных экспертов российской бюджетно-финансовой политики сглаживания бюджетных рисков и преодоление кризисов, а также опыт других стран заставляет Правительство РФ к дальнейшему "резервированию и стерилизации" бюджетных ресурсов.

С 2013 года федеральный бюджет составляется на основе бюджетных правил, при которых предельный объем расходов федерального бюджета ограничен размером планируемых доходов при "базовой" цене на нефть, увеличенный из расчета одного процента валового внутреннего продукта. Тем самым со...

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

  • - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);
  • - вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
  • - вывозных таможенных пошлин на газ природный;
  • - вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7% прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами. С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2015 г. доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации. С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Следует отметить, что с 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. порядок проведения расчетов и перечислений средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приостановлен.

Учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.

Таблица 3 - Анализ динамики совокупного объема средств Фонда национального благосостояния за 2008-2015гг. в млрд.долларов США, в млрд.рублей.

Как видно из анализа данной таблицы, совокупный объем средств Фонда национального благосостояния в млрд. долларов США при общей тенденции к снижению, претерпевает постоянные колебания. Причем, максимальный объем наблюдается в 2009 году равный 92,89 млрд. дол США, а минимальный - в 2015 году, равный 72,22 млрд. долларов США. Что касаемо совокупного объема национального благосостояния, выраженного в национальной валюте, то здесь наблюдается постоянный рост средств ФНБ за анализируемый период более, чем в 2 раза. И в конечном итоге максимальный объем наблюдается в 2015 году, равный 4784 млрд. рублей, а минимальный уровень установлен в 2008 году.

Однако, хотелось бы отметить, что данный анализ объема средств Фонда национального благосостояния не отражает полной и реальной картины ситуации по ряду причин. Основными из которых, является резкое снижение обменного курса рубля, постоянно растущий уровень инфляции и вытекающие из этого последствия.

Общая тенденция снижения стоимости резервов страны окончательно утвердилась с сентября 2014 года. С небольшими коррекциями она продолжается по сегодняшний день. Всего за этот период страна потеряла около 25% от Фонда национального благосостояния.

Ряд экономистов и ученых выражают сомнения относительно доступности средств ФНБ для срочных нужд российского правительства. По их данным, практически все средства фонда оказались вложены в различные долгосрочные проекты, извлечь их из которых, в случае срочной необходимости, не представляется возможным.

Поэтому говоря об объемах средств Фонда, необходимо учитывать принципиально важный момент. Сегодняшний показатель в 72,22 млрд. долларов -- это не совсем та сумма, которой Министерство финансов может распорядиться в любую минуту. Важен не только объем денег, но и то, где они в действительности размещаются.

В условиях финансового кризиса стоит ожидать ускорение темпов расходования резервов.

Кроме того, потребность в деньгах зависит не только от реального состояния экономики, но и от не всегда поддающегося точному расчету фактора: от уровня доверия к власти и финансовым органам. Так, в декабре 2014 года был принят Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", согласно которому до 10% средств Фонда национального благосостояния может быть размещено в российских банках для финансирования инфраструктурных проектов. И в декабре 2014 года банк ВТБ уже получил первый транш в размере 100 млрд. рублей из ФНБ.

По мере исчерпания резервов давление на финансовые рынки только усилится, а значит, потребуется больше финансовых средств на поддержание относительной стабильности.

На наш взгляд, для дальнейшего роста активов страны в целом на ближайшую перспективу необходимо сохранение неизменными двух важных параметров: стабильная цена нефти на уровне пятидесяти долларов за баррель и отсутствие попыток удержания курса национальной валюты на определенном уровне, т.е. продолжающееся свободное падение рубля.

Резервный фонд тает на глазах - за месяц уменьшился на 18 процентов. Осталось всего два триллиона рублей, и Минфин пророчит опустошение «кубышки» к концу года. Но фонд оказался с двойным дном - у государства достаточно средств, чтобы стабильно выполнять свои обязательства. Тем не менее текущие траты Резервного фонда поддерживают на плаву рубль, и если Минфин перестанет использовать эти средства, национальная валюта лишится мощной поддержки.

Последние деньги

Объем Резервного фонда России по состоянию на 1 сентября - 2,09 триллиона рублей. Это чуть больше 32 миллиардов долларов. За месяц фонд на 18 процентов.

В августе 2,92 миллиарда долларов, 2,46 миллиарда евро и 310 миллионов фунтов стерлингов из Резервного фонда были проданы за 390 миллиардов рублей и перечислены на счета федерального бюджета России.

Фонд национального благосостояния (ФНБ) также сократился. Правда, не столь драматически - всего на 2,1 процента, до 4,72 триллиона рублей.

Таким образом, общий размер подушки безопасности российской экономики - 6,81 триллиона рублей. Много это или мало?

В начале августа замглавы Минфина Максим Орешкин рассказал, что в 2016 году из Резервного фонда может быть 3 триллиона рублей. Это значит, что Резервный фонд иссякнет, и правительству придется запустить руку в ФНБ. Эта «кубышка», напомним, нужна для затыкания дыр в пенсионной системе. Впрочем, о предназначении ФНБ, прописанном в законодательстве, вспоминают редко.

Не так все страшно

Два фонда с общим объемом почти в 7 триллионов рублей - это актив государства. Что случится, если все потратить? Пусть даже не в этом году, а в 2018-м?

Завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС при президенте, бывший зампред Банка России Константин Корищенко подчеркивает, что оба фонда - Резервный и ФНБ - целесообразно рассматривать именно вместе. Их разделение весьма условно. И исчерпаются они нескоро. Дело в том, что их объем сейчас примерно такой же, как и в докризисный период.

«Пока мы съедаем ту рублевую премию, которую получили в результате девальвации», - пояснил эксперт в беседе с «Лентой.ру».

То, что резервы расходуются, это нормально, для этого они и создавались, отмечает Корищенко. Если они и вправду иссякнут, то правительство будет вынуждено либо продавать имущество, либо наращивать внутренний долг, то есть выпускать облигации федерального займа.

На сколько именно хватит двух фондов, эксперт прогнозировать не берется. «На это влияет множество факторов - валютный курс, динамика цен на нефть, налогообложение экспортных предприятий. Это стратегический вопрос управления бюджетом», - отметил он.

Перспективу полного истощения фондов Корищенко рассматривает как чисто гипотетическую. «Это возможно, если доходы бюджета от экспортных предприятий будут долго снижаться. Но почему они должны снижаться, мне непонятно, ведь сейчас динамика нефтяных цен, скорее, положительная, чем отрицательная», - прокомментировал он.

«Поэтому если мы видим сообщения о том, что Резервный фонд уменьшился на некую величину, это значит, что валюта со счетов в ЦБ, принадлежащих Минфину, переведена на счета, принадлежащие самому регулятору. То есть ЦБ у Минфина эту валюту купил и дал ему рубли. Ничего катастрофического», - заключил эксперт.

Горькая девальвация

Государство может заработать не только посредством наращивания долга и приватизации. Девальвация национальной валюты - еще один способ наполнения казны. При слабом рубле экспортные доходы страны вырастут, и правительство сможет исполнить все свои финансовые обязательства.

«Ничего экстраординарного в том, что фонды исчерпываются, в общем-то, нет. Но их сокращение компенсируется ростом резервов Центрального банка. Ждать катастрофы на основании того, что резервы иссякают, неправильно», - утверждает Советник по макроэкономике гендиректора «Открытие Брокер» Сергей Хестанов.

Впрочем, механизм, через который Минфин расходует деньги (а вернее - покрывает дефицит бюджета), гораздо лучше отлажен именно через Резервный фонд. Поэтому, по мнению Хестанова, в случае полного израсходования Резервного фонда и ФНБ придется принимать юридические меры, чтобы пользоваться другими резервами.

На сегодняшний день золотовалютные резервы ЦБ (почти 400 миллиардов долларов; в них входят и деньги из Резервного фонда и ФНБ) - инструмент стабилизации денежного рынка. Регулятор расходовал их, когда требовалось сгладить резкие колебания курса рубля.

Формируются резервы регулятора в том числе и за счет продажи экспортерами валютной выручки. В период падения цен на нефть их доходы, конечно, тоже упали, но пропорционально упал и курс рубля. В результате компании, продающие энергоносители, как минимум не проиграли.

Как отмечает Хестанов, резервы ЦБ резко снижались в период с осени 2014-го до ранней весны 2015 года, а потом наступил перелом, и график резко пошел вверх. Именно в это время регулятор перестал контролировать курс рубля, отпустив его в свободное плавание. Ослабление национальной валюты и смягчило давление на бюджет.

«Девальвация - лекарство горькое, но бесплатное. Это меньшее зло, чем секвестр бюджета, поскольку снижение курса распределяет нагрузку равномерно на всех. Только если девальвировать рубль постепенно», - полагает эксперт. По его мнению, не исключено, что давление на рубль усилится в октябре.

«Вполне возможно, что именно усиленное расходование средств Резервного фонда было причиной достаточно стабильного курса рубля и позитивной динамики на рынке ценных бумаг», - предположил эксперт.

Он напомнил, что 5 сентября рублевый индекс ММВБ установил новый исторический , достигнув отметки 2019,65 пункта. Продолжает расти и долларовый индекс РТС, который превысил 1000 пунктов. При этом доллар 7 сентября стоил 64,4 рубля, месяцем ранее - около 65 рублей.

Расходование средств фондов замедлится в середине сентября и октябре, что может сказаться на российской валюте, считает Хестанов.

То обстоятельство, что Минфин при наличии подушки безопасности все же пытается предлагать и сокращение расходов, эксперт относит к перекосам в бюджете, которые возникают помимо воли ведомства Антона Силуанова. «В правительстве к Минфину недостаточно прислушиваются. Например, в части непропорционально больших оборонных расходов. Поэтому они пытаются давить на всех фронтах», - убежден эксперт.

Стабилизационный фонд РФ был создан в 2004г. Предполагалось правительством использовать его для сглаживания различных экономических трудностей, а так же поддержки экономики. Разговоров было много и суммы в фонде были накоплены поистине астрономические. Давайте посмотрим как его использовало наше правительство. Что то не шумят о нём последнее время на каждом углу. Видимо шуметь уже не о чем.

И так в 2004г. предполагали в стабилизационном фонде накопить 83,4 миллиарда рублей. Однако к 2005 году средств там оказалось в пять раз больше – более 400 миллиардов рублей. В 2005 году тенденция сохранилась, к концу 2005 года в Стабфонде был триллион рублей, этому способствовали хорошие цены на нефть. Благодаря постоянным отчислениям стабилизационный фонд рос и на 30 января 2008г. составил 3 триллиона 851,80 миллиарда рублей.

Deutsche Bank опубликовал список крупнейших государственных инвестиционных фондов мира по состоянию на 2007 год. В первую тройку вошли: Abu Dhabi Investment Authority (ОАЭ, $875 млрд.), Government of Singapore Investment Corporation (Сингапур, $330 млн.) и Government Pension Fund – Global (Норвегия, $322 млрд.). Стабилизационный Фонд России оказался на восьмом месте по размеру активов – $127 млрд. В первую десятку также вошли структуры из Саудовской Аравии, Кувейта, Китая и Гонконга.

с 1 февраля 2008 г. Стабфонд как таковой исчезнет. Утвержденные правительством правила закрепят его раздел на нефтегазовый трансферт, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Российское правительство уже начало залезать в Стабилизационный фонд. По словам вице-премьера и министра финансов А. Кудрина, на так называемые «институты развития» в 2008 году было направлено 640 млрд. руб.: 300 – из Стабфонда и 300 – из дополнительных доходов бюджета. К таким институтам Кудрин относит: Банк развития – на его капитализацию будет дано 180 млрд. руб.; корпорацию по управлению ЖКХ – Фонд содействия реформе ЖКХ, 240 млрд. руб.; корпорацию по нанотехнологиям – 130 млрд. руб.; Инвестфонд – 90 млрд. руб. Что же мы видим? Кто получает помощь от государства? В первую очередь банки, фонды, «нанотехнолог» Чубайс. Всё понятно, у простых Россиян возникает вопрос, куда потратят такие большие деньги? Конечно их сожрёт российский чиновничий аппарат, как и любые государственные и народные деньги. Конечно, стоит отметить, что стабфонд помог рассчитаться со всеми государственными долгами, набранными при Ельцыне, однако это наверное единственное разумное использование этого фонда.

Ещё очень интересная вещь, касающаяся инвестиций, в свою экономику стабфонд средства не инвестирует. В постановлении правительства дословно говорится: «о порядке инвестирования средств Стабфонда» страны, в ценные бумаги правительств которых Минфин может вкладывать денежные средства, расположены в странном порядке. Цитируем по официальному сайту Минфина РФ: «долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов » Если взять все эти страны перечисленные здесь и перевести названия их на английский, то получится строго по алфавиту (по английскому алфавиту) Отсюда простой вывод постановление нашего правительства об инвестициях стабилизационного фонда было первоначально написано на английском. Здорово, правда. На досуге надо будет как нибудь ещё попереводить государственные документы на английский. Может выяснится, какие постановления ещё наше правительство принимает переводя дословно приказы с запада. Получается в Минфине у нас сидят совсем идиоты, у них не хватает ума не публиковать дословные переводы западных указок им. Ну соответственно понятно, что свою страну инвестировать не надо, мы ведь и так богатые.

Вот и получается, что Стабфонд РФ финансирует западные экономики и растаскивается конторками типа Роснано. А сколько крика раньше было – фонд будущих поколений, поможет России на ноги встать и поднять экономику. Сейчас такие крики стихли, зачем привлекать общественное внимание, когда фонд активно разворовывается.

Нам конечно, как населению России, ничего тут не светит и не обломится. Все трудности сейчас спишут на кризис – очень удобно.

Любая экономика должна иметь запас прочности. История финансовой прочности в России завершила очередной цикл. Стабилизационный фонд РФ создан в 2004 году, как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года. Основной идеей «бюджета развития» было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать «локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса.

Новая идея стабилизационного фонда поначалу была прямой противоположностью идеи «бюджета развития». Она предполагала, в первую очередь, формирование финансового резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения цен на нефть, во вторую очередь - стерилизацию избыточных долларовых доходов от экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря тому, что сверхдоходы будут вложены в иностранные активы. Наконец, стабилизационный фонд должен был стать резервом для решения проблем финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе.

Идея была поддержана практически всеми - успешная практика функционирования таких фондов во множестве государств мира, от Норвегии до Катара, говорила сама за себя.

1. Стабилизационный фонд Российской Федерации - часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

(Согласно БК РФ, ст. 96.1)

2. Стабилизационный фонд Российской Федерации, основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета.

Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс (Urals); первоначально “цена отсечения” была установлена на уровне $20 за баррель).

Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

3. Стабилизационный фонд РФ перед разделением

Совокупный объем Стабилизационного фонда РФ на 1 января 2008 года составил 3 трлн. 849,11 млрд. руб., что эквивалентно 156,81 млрд. долларов США (по данным Министерства финансов РФ).

Более детально, денежные активы (monetary assets) Стабилизационного фонда состоят: 66,85 млрд. долл. США (USD), 59,95 млрд. евро (EUR) и 7,7 млрд. фунтов стерлингов Великобритании (GBP). Изначально закладывались следующие пропорции между мировыми валютами: USD - 45%, EUR - 45% и GBP - 10%.

4. Средства Стабилизационного фонда Российской Федерации могут быть использованы:

· на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в ходе его исполнения;

· на погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2005 ГОД» от 23 декабря 2004 года №173-ФЗ Статья 3)

Средства Стабилизационного фонда сверх базового объема должны направляться исключительно на замещение источников внешнего финансирования дефицита бюджета и (или) досрочное погашение государственного внешнего долга.

(БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ В 2007 ГОДУ» от 30 мая 2006 года) 2007 г.

n имущественного взноса Российской Федерации в уставный капитал государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в сумме 180 000 000,0 тыс. рублей;

n имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию "Российская корпорация нанотехнологий" в сумме 30 000 000,0 тыс. рублей;

n формирования Инвестиционного фонда Российской Федерации в сумме 90 000 000,0 тыс. рублей.

Создание в России Стабилизационного фонда – одно из самых значимых достижений В.В. Путина как Президента РФ. Основание Стабилизационного фонда РФ датируется 1 января 2004 года.

Главное предназначение Стабфонда по замыслу создателей – служить стратегическим финансовым запасом РФ. Резервные средства, аккумулируемые Стабфондом, необходимы для того, чтобы в неблагоприятных для России экономических ситуациях (например, при резком падении цен на нефть) обеспечить данные правительством бюджетные обязательства. Также в Бюджетном кодексе РФ (в главе, посвящённой Стабфонду) была оговорка: если общая сумма средств Стабилизационного фонда превысит 500 млрд. рублей, часть его средств можно будет потратить и на другие нужды государства.

Принцип формирования Стабфонда РФ

Для формирования фонда решено было использовать дополнительные доходы федерального бюджета, которые появились в результате превышения определённой отметки цены на нефть. Другой источник поступления средств в Стабфонд – остатки средств бюджета по состоянию на каждый последующий финансовый год.

Функции, которые выполняет Стабилизационный фонд РФ, таковы:

Обеспечение государственным финансам дополнительной устойчивости;
Помощь в стабильном экономическом развитии России;
Снижение зависимости экономики страны от отрицательных колебаний поступлений от вывоза сырьевых товаров

Законодательно порядок формирования, а также использования Стабфонда регулировался:

— Федеральным законом №184-ФЗ «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части создания Стабилизационного фонда РФ», датированным 23.12.2003г. (данный закон прекратил действие с 01.01.2008).

— главой 13.1. Бюджетного кодекса России «Стабилизационный фонд Российской Федерации». С 1 января 2008 года указанная глава утратила силу (даты разделения Стабфонда на 2 части). Вместо неё Бюджетный кодекс России дополнила гл. 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета».

Управление

Управление средствами Стабфонда страны возложено на Министерство финансов РФ, которое должно успешно решать две задачи: 1) обеспечивать высокую ликвидность средств Стабфонда; 2) защищать средства Стабфонда от обесценивания.

Способы управления средствами Стабилизационного фонда РФ были строго регламентированы Правительством страны. Их было всего 2, и они могли применяться для управления средствами фонда по раздельности либо в совокупности:

1. Покупка за счёт средств Стабфонда долговых обязательств других государств.

2. Покупка за счёт средств Стабфонда иностранной валюты (евро, доллары США, фунты стерлингов Соединённого королевства), её последующее размещение в Банке РФ на специальных счетах по учёту средств фонда в валюте
иностранных государств.

Разделение Стабилизационного фонда России на 2 части

1) Резервный фонд, предназначенный для накопления средств, при помощи которых будет финансироваться дефицит бюджета, если цены на нефть резко упадут (фонд «на чёрный день»). В Резервный фонд решено было отчислять до 7% от ВВП страны, с учётом его ежегодного роста.

2) Фонд национального благосостояния, предназначенный для накопления средств, которые помогут решать важнейшие стратегические задачи России (например, финансирование пенсионной системы, решение демографической проблемы). В нём аккумулируются остальные доходы, не вошедшие в Резервный фонд.

Объём средств Стабилизационного фонда (на 01.01.2008), перед его разделением, составил 3 трлн. 849,11 млрд. руб.

Благодаря основанию в 2004 году Стабилизационного фонда, Россия смогла накопить огромный, без преувеличения, золотовалютный запас; покрыть дефицит Пенсионного фонда страны; расплатиться со значительной частью внешних долгов (времён СССР и возникших в 90-е годы прошлого столетия); относительно спокойно, легче других стран пережить финансовый кризис 2008 года.

mob_info