Всюду шеринг: что такое экономика совместного потребления. Экономика совместного потребления (ЭСП)Sharing Economy Sharing economy в России

МОСКВА, 13 авг — РИА Новости, Наталья Дембинская. Совместное использование товаров и услуг становится все более популярным во всем мире, формируя экономику совместного потребления (sharing economy), то есть долевую экономику. Сейчас ее объем оценивается в 15 миллиардов долларов, но уже к 2025 году, согласно прогнозам, он превысит 300 миллиардов. Использовать совместно можно практически все — автомобили, жилье, технику, даже цветочные горшки. Как шеринг ломает традиционную модель потребления и помогает экономить, а также в чем риски такой модели — в материале РИА Новости.

Доступ, а не владение

Совместное использование придумали не вчера. Оно существовало в эпоху натурального обмена, успешно процветало, например, в советские времена, когда люди охотно подвозили друг друга и делились вещами. А в сельской местности, где ни о каком шеринге и не слышали, эта модель тем не менее успешно существует по сей день.

В экономике совместного потребления вместо того чтобы владеть всем, вы предоставляете то, что у вас есть, и берете в аренду то, что вам нужно. Владение означает, что нужно тратить деньги сначала на покупку, а затем на содержание и обслуживание некоего товара. Шеринг позволяет избавиться от ненужных трат.

Еще один аргумент — мобильность: в городах, квартирах и домах становится все меньше места, поэтому все более актуально иметь доступ к благам только когда вам это нужно, а не загромождать ценное пространство вещью, которой вы пользуетесь раз в год.

Например, согласно исследованиям, купленной дрелью пользуются в среднем не более получаса за все время владения, спортивным снаряжением — не более 10-20% времени. А покупать автомобиль, если его пробег в год менее 15-20 тысяч километров, а используется он лишь для поездок по городу, вообще экономически нецелесообразно.

Пионеры шеринга

Пионерами, успешно применившими бизнес-модель совместного использования в эпоху цифровых технологий, считают такси-сервис Uber и сервис аренды жилья Airbnb. Именно Uber первым предложил людям самим искать частных водителей с помощью мобильного приложения, подорвав тем самым традиционный рынок такси и спровоцировав забастовки теряющих деньги таксистов по всему миру. Сервис краткосрочной аренды жилья в поездках Airbnb сделал то же самое с гостиничным бизнесом, превратившись в полноценного конкурента сначала недорогих, а затем и фешенебельных отелей.

Логическим продолжением совместного использования автомобилей стали каршеринги — сервисы поминутной аренды автомобилей. В Москве, например, работает несколько каршеринговых сервисов: "Делимобиль", "Белка", Anytime, YouDrive и Сar5. В стоимость аренды машин включены бензин, парковка и страховка.

Во всем мире каршеринг отнимает хлеб не только у таксистов, но и у автопроизводителей — их выручка неуклонно падает.

Подсчитано, до 2020 года каршеринг будет сокращать продажи новых машин на 1,2 миллиона единиц в год. В итоге автопроизводители потеряют порядка 8,2 миллиарда долларов.

Впрочем, автоконцерны поняли, что в долгосрочной перспективе на каршеринге они могут и заработать. По подсчетам HIS, если срок владения новым автомобилем составляет в среднем около 6,5 лет, то новый автомобиль, бывший в совместном пользовании, нуждается в замене уже через три года.

Осознав грядущую реальность, Volkswagen, General Motors и Toyota начали активно инвестировать и в "мобильные" такси, и в каршеринг. А GM даже создала собственную каршеринговую компанию Maven.


Популярность обрели и сервисы поиска попутчиков, такие как французский BlaBlaCar и его российский аналог "Довезу!". Идея проста: водитель находит людей, которым по пути с ним, и компенсирует расходы на бензин в долгой поездке. Пассажиры же экономят деньги и время, по сравнению с такси или общественным транспортом. Французские основатели BlaBlaCar констатируют: если в США и Европе сервис не особенно прижился, то российский рынок оказался для него как нельзя более подходящим — помогли советские привычки.

"В России помнят, как стояли на дороге и махали руками, поэтому посадить в машину незнакомца не стало чем-то экстраординарным, как, например, в Германии или Испании", — отмечает гендиректор BlaBlaCar Николас Брюссон.

Шеринг всего на свете

Перевозки — не единственная сфера, в которую вторглось совместное потребление. В пользование можно взять все что угодно. В России есть многочисленные проекты и сервисы, позволяющие избежать соблазна избыточного потребления и эффективно использовать имеющуюся собственность.


Например, на Rentmania можно арендовать практически любую вещь у ее владельцев всего за 10% от ее стоимости, будь то фототехника, одежда, строительные инструменты, тренажер или игровая приставка. Сервис работает в Москве, Московской области, а также в Санкт-Петербурге и области.

Другой подобный сервис — "Арендориум". Например, двухместную палатку на нем можно арендовать всего за четыре рубля в час. А надувную лодку — за 300 рублей в день.


Разумное потребление продвигают и организаторы питерского сообщества "ВКонтакте" "Стройшеринг. Отдам даром стройматериалы" — там соединяют людей и организации, имеющие лишние строительные материалы, с теми, кому они нужны.

Проект "Свалка", действующий во многих городах России, предлагает не только избавиться от ненужных вещей вроде мебели и бытовой техники, но и заработать на этом.

Вещи вывозят бесплатно и дают их владельцам небольшую премию. Потом приводят в порядок и находят им новых хозяев. Как утверждают основатели, до 70% прибыли от продажи ненужных вещей они отдают благотворительным фондам.

Впрочем, зарабатывают владельцы "Свалки" и на том, что отдают часть вещей на погром: придуманный ими же сервис "Дебошь" предлагает людям разгромить обставленную комнату. Туда свозят телевизоры, устаревшие компьютеры, бабушкины серванты и прочую рухлядь, которую не удалось реализовать на "Свалке". Ценник одного погрома составляет от 2500 до 25 000 рублей.

В итоге спустя месяц после запуска оказалось, что 300 тысяч зонтиков "пропали без вести".

По иронии, проблема оказалась в мобильности объекта, на которой и строилась вся схема. Люди обрадовались тому, что не нужно таскать с собой этот громоздкий предмет, но потом оказалось, что возвращать зонтики они просто забывали и уходили с ними домой.

Считается, что экономика совместного потребления станет моделью развития, принятой во многих сферах. В Италии она уже приводит к существенному изменению образа жизни. Например, по результатам недавнего исследования компании Frost&Sullivan, все больше итальянцев отказывается от собственных автомобилей, отдавая предпочтение каршерингу. Благодаря этому страна занимает второе место в Европе (после Германии) по количеству участников в схемах совместного использования машин.


Пристрастия итальянцев к средствам передвижения постоянно меняются. Главные причины популярности каршеринга - изменение отношения людей к транспорту и высокая плотность населения в городах. Согласно докладу Министерства охраны окружающей среды о совместном использовании транспортных средств в Италии, услуги каршеринга предоставляются в 29 городах. Эта цифра будет лишь возрастать, поскольку население 43 городов Италии насчитывает более 100 тыс. жителей, в десяти из которых проживает больше 300 тыс. человек. Услуги каршеринга в этих городах процветают. По данным сервиса Urbi, только в Милане для аренды доступно почти 2 тыс. транспортных средств, а число клиентов данной услуги достигло 370 тыс. человек. В Риме же частота использования услуг каршеринга достигла 5741 раза в день. В целом в Милане и Риме насчитывается 2,1 млн таких поездок в год. В результате отсутствие собственного автомобиля стало обычным явлением: двое из десяти людей, пользующихся схемами каршеринга, либо распрощались со своим автомобилем, либо решили не покупать его.

Сокращение числа владельцев автомобилей - первый признак существенных изменений, происходящих в итальянском обществе, при которых в модели экономического роста важное место отводится сфере услуг. В последние годы переход к экономике совместного потребления стал развиваться ускоренными темпами, так как молодое поколение миллениума не поддерживает одержимость автомобилями, свойственную их предшественникам - послевоенному поколению.

Каршеринг - это первый выбор молодого поколения, выросшего в непростой экономической ситуации. Оно является экологически сознательным, заботясь об окружающей среде, и получает удовлетворение от совместного использования имущества, а не от накопления материальных благ и долгов. Согласно данным компании PricewaterhouseCoopers, 57% опрошенного взрослого населения согласны с тем, что доступность - это новый вид собственности.

Процветание экономики совместного потребления затронуло не только транспорт, но и жилье, дизайнерскую одежду, еду и оборудование для производства в домашних условиях (DIY). Если предположить, что к 2020 году поколение миллениума достигнет 2,3 млрд человек (что составит более трети мировой рабочей силы), можно прогнозировать значительный рост экономики совместного потребления в будущем. Производственно-сбытовая цепочка уже подверглась изменениям. «Платформы для обмена товарами - это явление, знакомое итальянцам больше всего. Ведь услуга совместного потребления впервые появилась в Италии именно в этом секторе экономики»,- отмечает Марта Майньери, основательница Collaboriamo.org и автор ежегодных исследований, отражающих развитие экономики совместного потребления в Италии.

Для последних исследований, опубликованных в 2016 году, сотрудники Collaboriamo.org опросили 138 платформ для обмена, представленных на итальянском рынке (в том числе 27 иностранных платформ, офисы которых находятся в Италии),- это на 17% больше, чем в 2015 году. Помимо аренды транспорта, сферами, в которых насчитывается самое большое количество итальянских платформ совместного потребления (18 штук), являются обмен, прокат и продажа товаров. Наиболее известны широкой общественности такие сервисы продажи использованных товаров, как Bakeka и Subito. Но есть и другие. К примеру, LocLoc или Useit сдают напрокат все виды товаров, а Sharewood специализируется на обмене спортивным оборудованием.

Однако самым быстрорастущим сектором экономики являются услуги, предоставляемые компаниями, где количество платформ совместного использования за год увеличилось вдвое - с 6 до 12 штук. По словам Марты Майньери, такая динамика наглядно показывает: теперь компании понимают суть экономики совместного потребления. Большую активность в этой области проявляют две организации: Brodolini Foundation, которая участвует в разных проектах по переосмыслению отношений между компаниями, начинающими свою деятельность в экономике с многооборотным использованием продукции и экономике совместного потребления, и Политехнический университет в Турине, координатор европейского проекта Retrace, ориентированного на создание умного, экологически рационального и универсального дизайна.

Популярны также платформы по обмену рабочим инструментом (Toolsharing) и рабочим пространством (Sharepro и Co-hive). Сервисы ShopShareing и Theshopshare помогают владельцам магазинов розничной торговли сдавать в аренду площади магазинов производителям, ремесленникам и предпринимателям. В то же время концепция совместного потребления нашла поддержку среди традиционных компаний. Например, компания Leroy Merlin, один из крупнейших DIY-ритейлеров, создала в Италии сеть поддержки, предоставляющую возможность обмена строительными площадками вместе с необходимыми для работы материалами и опытными строителями.

Развитие экономики совместного потребления в Италии только начинается. Исследование Павийского университета, авторами которого являются Лучано Канова и Стефания Мильявакка, показало: оборот товаров совместного использования в Италии составляет €3,5 млрд. К 2025 году эта цифра увеличится до €14 млрд, а в оптимистичном сценарии может превысить €25 млрд. Эта перспектива определяет многооборотную экономику как главную движущую силу будущего развития итальянской экономики.

Елена Комелли, Nova/Il Sole 24 ore, Италия

В России концепция совместного потребления стала приобретать популярность с 2012 года. Что это такое и как можно совместно пользоваться различными услугами и товарами, чтобы не только экономить, но и приносить пользу окружающей среде, - в нашем обзоре.
Совместное потребление – это экономическая модель, основанная на коллективном использовании товаров и услуг. Совместное потребление основано на идее, что иногда удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть этим продуктом. Например, у одного человека есть вещи, которыми он не пользуется и он предлагает их другим людям. Совместное потребление позволяет более эффективно использовать ресурсы, в том числе природные. Оно позволяет сократить производство лишних товаров и количество вредных отходов. С 2011 года увеличилось количество проектов и людей, включенных в экономику совместного потребления (sharing economy). В списке товаров и услуг, которыми люди охотнее всего делятся, лидируют жилье (снять, сдать), совместные путешествия, транспорт (совместные поездки), еда (совместные закупки еды – оптом получается дешевле), инструменты, товары для дома и отдыха (совместные покупки, аренда), совместный Wi-Fi, совместное обучение детей, общая няня. Концепция совместного потребления идеально подходит для крупных городов, таких как Москва, где вокруг много соседей, а места для хранения вещей ограничены. Так, жители одного многоэтажного дома в Москве создали собственную социальную сеть , через которую они обмениваются новостями, полезными контактами и различными вещами: саженцами растений, насосом для велосипеда, прикуривателем для автомобиля и так далее.

Жилье

Airbnb – самая популярная платформа в мире для сдачи и аренды частного жилья. Забронировать жилье можно у местных жителей в более чем 190 странах мира. Снять можно комнату, целый дом или уникальное жилье, например, замок. Основная причина того, почему люди готовы сдавать свое жилье в аренду незнакомцам, – дополнительный источник дохода. Людей, предпочитающих Airbnb отелям, также привлекает возможность увидеть новое место глазами местного жителя. На сайте можно почитать истории других людей и поделиться своим опытом аренды жилья. Пожить в другом городе и даже в другой стране можно бесплатно. Для этого можно воспользоваться одной из крупнейших гостевых сетей – CouchSurfing . Она объединяет более семи миллионов человек в 246 странах мира. Эта гостевая сеть была создана с целью содействия процессу глобализации. Члены сети бесплатно предоставляют друг другу ночлег во время путешествий и организуют совместные поездки (по взаимной договоренности гости платят за еду или другие расходы). Регистрация и поиск на сайте бесплатны, но существует так называемая верификация аккаунта, предоставляющая доступ к расширенным возможностям системы, она стоит более 1000 рублей и требует ввода данных платежной карты. Зарегистрироваться может только человек, достигший 18 лет. В разных городах проходят встречи «каучсерферов». В целях безопасности, прежде чем ехать или приглашать гостей к себе, стоит сходить на подобные мероприятия, познакомиться и пообщаться с единомышленниками. В России и Беларуси активно развивается новое направление – «обмен домами» . Это первый русскоязычный интернет-проект по временному и безвозмездному обмену жильем на время выходных, отпуска, каникул, командировок. Можно подружиться с семьями-участниками и обмениваться домами регулярно, отправлять друг к другу своих детей на все лето и так далее. Обмен домами предоставляет возможность путешествовать гораздо чаще, узнавать не только другие страны, но и свою Родину. Сейчас на сайте зарегистрировано больше пяти с половиной тысяч участников из разных городов.

Транспорт

Организовать совместные поездки и путешествия можно на портале Bla-bla-car . Там же можно найти водителей или пассажиров для поездки в другой город. Это крупнейшее сообщество для поиска попутчиков, площадка, объединяющая водителей и пассажиров, активно раскрученная в соцсетях. Сервисом уже воспользовались более 20 миллионов человек из 19 стран мира. Не так давно это направление начало развиваться и в нашей стране, в частности, в Москве. Благодаря этой услуге было сэкономлено порядка 700 000 тонн выбросов CO2, как сказано на сайте сообщества.

Обмен вещами

Приобрести что-то новое (одежду, обувь, технику, гаджеты, литературу и прочее) или продать/отдать ненужные вещи можно на регулярных фримаркетах, сайтах бесплатных объявлений, таких как Avito или «Из рук в руки» , в тематических группах в соцсетях. Для этих же целей активно используются ресурсы «Отдам-даром» и «Дару-дар» . Вещи можно передать при личной или общей встрече или отправить по почте.

Услуги

Услуги на безвозмездной основе можно получить на базе социальной программы взаимопомощи «Банк времени» . В основе проекта – учет рабочего времени, потраченного клиентом Банка на оказание услуги, и последующее использование заработанных часов в свою пользу. Оказав помощь одному участнику, клиент Банка может рассчитывать на помощь другого участника (при этом количество затраченных часов должно быть одинаковым). В «Банке времени» каждому участнику доступны различные услуги, от изучения языков до помощи по хозяйству.

Путешествия

Портал Vayable предлагает найти специализированного гида по городу: историка, фотографа, архитектора или знатока местной кухни, который покажет и расскажет о городе или районе, учитывая все предпочтения путешественника.

Интернет

Самая большая Wi-Fi-сеть в мире – Fon – предлагает приобрести специальный роутер, через который пользователь получает две интернет-линии: собственную сеть и отдельную точку Wi-Fi для других участников. В обмен на раздачу своего интернета пользователь получает доступ к 15 миллионам Wi-Fi-точек по всему миру, что удобно в путешествиях и передвижениях по городу. Сервис Fon доступен и в России благодаря компании МТС . Для подключения к сети нужно приобрести или взять в аренду в любом из салонов-магазинов МТС оборудование FON, зарегистрироваться в системе и получить персональную активную Wi-Fi-точку (хот-спот). Открыв другим участникам всемирной сети FON доступ к своему хот-споту, пользователь получает бесплатный доступ к Wi-Fi-точкам всех пользователей сети FON. В любой стране мира он находит беспроводную сеть, являющуюся частью глобальной сети FON, и подключается к ней, набрав логин и пароль клиента «МТС-FON».

Совместные покупки

Совершая совместные покупки в интернет-магазинах, покупатель получает товары с приличными скидками, а также существенно экономит на доставке. Приобрести можно все, что угодно – одежду, продукты питания, канцтовары, средства бытовой химии, косметику. Заказать можно как российские товары (в магазинах

Новая социально-экономическая модель sharing economy, похоже, окончательно меняет отношение к собственности и потреблению во всем мире. Начав с недвижимости и транспорта, мы переходим к совместному владению зонтиками и совместному пользованию отоплением в домах. Онлайн-платформы, позволяющие людям и компаниям совместно использовать принадлежащие им ресурсы, уже создали мировой рынок с объемом более $15 млрд и перспективой роста до $335 млрд к 2025 году.

В 2014 году, когда французский сервис поиска автопопутчиков для дальних поездок BlaBlaCar выходил на российский рынок, я часто слышал от скептиков: «Наши люди не доверяют друг другу, каждый хочет отгородиться от других высоким забором». Но все это оказалось мифом! В течение двух лет на этот сервис в России подписались более 1 млн водителей, и российский рынок стал для компании основным. И мы здесь не в догоняющих, а впереди многих стран. Истории про то, что в России «особое отношение к собственности», мол, владение движимым и недвижимым имуществом для нас - признак не только стабильности, но и статуса, уходят в прошлое. Сегодня и элита общества, и средний класс все чаще склоняются к рациональному потреблению.

Концепция sharing economy основана на том, что потребителю выгоднее и удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. Единоличное владение имуществом в современном мире зачастую становится дорогим и невыгодным, будь то яхты, самолеты, загородные дома, заграничные резиденции или спортивный и строительный инвентарь. Недешево обходится покупка и содержание автомобиля, который в среднем используется нами лишь 3% времени, что, в общем, довольно нерационально. Кроме того, и модель потребительского поведения в обществе меняется: мы все чаще берем в аренду не потому, что не можем купить, а просто потому, что не хотим. Мы хотим свободы, новых впечатлений и поездок по всему миру, в то время как собственность становится настоящим балластом, требующим постоянного внимания и расходов на содержание.

Первым, кто освоил привычку «совместного пользования», как ни странно, стал состоятельный потребитель. Ведь качественное управление активами и содержание обширного домашнего хозяйства обходятся недешево. Состоятельная семья, нанимающая для этого команду профессионалов, вынуждена тратить примерно $2–3 млн в год. Подобные услуги было выгодно делить с другими семьями того же круга. Затем эта концепция прижилась на рынке частных самолетов и яхт, простой которых на парковке обходится владельцу весьма недешево. Сегодня в совместное пользование отдаются уже лимузины и частные дома, содержание которых также стоит немалых денег. Я даже не могу вспомнить, чтобы кто-то из моих состоятельных друзей купил, к примеру, личный самолет. Им вполне достаточно услуг стартапа JetSmarter, основанного, кстати, выходцем из России Сергеем Петроссовым. Инвесторами стартапа стали королевская семья Саудовской Аравии и рэпер JayZ, которые вложили в него в общей сложности около $105 млн. Перспективы рынка sharing для частных самолетов, большинство которых летают лишь 200–300 часов в год, впечатляют. Ведь самолеты авиакомпаний накручивают за тот же период более 2000 часов.

Похоже, даже среди российской элиты остается все меньше желающих строить огромные резиденции. Проекты, в которых владелец недвижимости оставляет за собой особую зону и сдает остальную часть внаем, обеспечивая объекту ликвидность, перестают быть диковинкой. Освоившись на рынке luxury, идеи sharing пошли в средний класс, который полюбил как Airbnb, так и Uber. И Россия опять же не исключение. В 2016 году, по данным Airbnb, россияне вошли в топ-5 наиболее активных пользователей этого сервиса, специализирующегося на сдаче в аренду жилья для отпуска и на время отпуска. Жизнь безлошадных по убеждению горожан заметно скрасили такие сервисы, как BlaBlaCar и «Делимобиль», автомобили которого заполонили Москву буквально за год.

Вместо дорогой покупки деньги теперь идут на развитие бизнеса или вкладываются в инвестиционные инструменты. Знаменитый американский акт JOBS («Закон о стартапах») тут пришелся очень кстати. Рост инвестиционной активности и развитие таких площадок, как AngelList и Fundrise, позволили непрофессиональным инвесторам приумножать свои сбережения, которые более не идут на создание пассивного расхода, связанного с содержанием собственности (налоги, ремонты и т.д.). Для современного среднего класса важно иметь пассивный доход, который в перспективе позволит отказаться от работы или хотя бы создаст «подушку безопасности» в случае ее потери. Так, российская краудфандинговая (краудинвестинговая) платформа AKTIVO, которая позволяет частным инвесторам совместно инвестировать в объекты коммерческой недвижимости, разделив порог входа в проект, примерно за полтора года работы на рынке привлекла в коммерческую недвижимость более 850 млн рублей.

Одна из причин столь победного шествия sharing economy - это, конечно, развитие интернет-платформ, которые значительно снизили трансакционные издержки такого рода бизнеса. Их развитие позволило вовлечь в модель совместного потребления широкий круг клиентов. Но успеху этой экономической концепции способствует и меняющееся мировоззрение общества. Молодому поколению уже сложно представить, как можно купить загородный дом и отдыхать лишь там. Зачем покупать дом в Испании или Италии, если лучше побывать в разных странах, не привязываясь к одному месту? Зачем копить деньги на автомобиль и тратить деньги и силы на его содержание? Зачем откладывать деньги на инвестпроект мечты, в то время как инвестировать можно сообща с другими, вкладывая столько, сколько есть?

Итак, sharing economy, похоже, уже не остановить. Теперь мы видим, как недавно возникший немецкий стартап Conjoule, развивающий решения для пиринговой торговли возобновляемой энергией, привлек €4,5 млн в первом раунде финансирования. Стартап Conjoule создает площадку для торговли энергией, которая призвана объединить частных производителей и локальных потребителей возобновляемой энергии. То есть владельцы солнечных батарей, расположенных на крыше дома, или ветряков смогут делиться ею при наличии излишков, продавая напрямую другим потребителям. Sharing-платформы готовы предложить нам не только дорогие и труднодоступные вещи, но и обычные зонтики. Именно так поступил китайский стартап Sharing E Umbrella, предоставляющий зонты в аренду. Правда, спустя пару недель после запуска большинство из 300 000 зонтов, розданных в аренду стартапом, «пропали без вести», то есть так и остались у клиентов. Однако основатель Sharing E Umbrella Чжао Шупин сообщил, что его бизнес далек от провала. Он по-прежнему планирует до конца 2017 года предоставить клиентам сервиса в аренду более 30 млн зонтов стоимостью около $9.

Как бы то ни было, вскоре мы станем свидетелями того, как sharing economy охватывает все больше сегментов традиционной экономики. В первую очередь, конечно, логистику и рынок коммерческих перевозок. Кроме того, sharing-платформы пока мало задействованы на рынке строительной техники и инструментов. Возможно применение подобной модели и в узких нишевых сегментах, связанных, к примеру, с арендой музыкальных инструментов, спортивного инвентаря, медиааппаратуры.

Мне лично кажется, что очень восприимчивым к подобным технологиям может оказаться сельское хозяйство. Участвовать в сельскохозяйственных проектах сейчас хотели бы многие инвесторы, но любой хоть сколько-нибудь серьезный проект в этой сфере требует значительных инвестиций в размере не менее $5–10 млн. В то же время имеется спрос на инвестиции и со стороны собственников земли, для которых важно, чтобы она обрабатывалась и приносила доход. Я думаю, появится специализированная платформа, которая заставит эту связку работать. Безусловно, такой проект реализовать сложно, но я уверен, что в этом сегменте есть большой потенциал.

Со времен появления натурального обмена люди делились друг с другом имеющимися благами - приглашали в гости родственников и друзей, пускали переночевать и на время делились вещами, которыми сами не пользовались.

С развитием технологий общество вернулось к этой практике - но теперь обмен вещами и услугами не ограничен узким кругом общения конкретного человека, а вырос до масштабов всего мира. Это явление получило название sharing economy - совместное потребление - и вошло в составленный журналом Time список идей, которые изменят мир в ближайшем будущем.

Концепцию совместного потребления предложили экономисты Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс в «What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption» (2010). Идея заключается в том, что потребителю часто выгоднее и удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. Выступая на конференции TED, Ботсман назвала sharing economy новой социально-экономической моделью, которая революционизирует наше потребление товаров и услуг.

Прогноз Ботсман сбывается: миллионы людей по всему миру уже пользуются сервисом аренды жилья Airbnb, приложением для поиска попутчиков BlaBlaCar, сервисом заказа такси Uber, онлайн-аукционом eBay и другими продуктами. Онлайн-платформы, позволяющие людям и компаниям совместно использовать принадлежащие им ресурсы, уже создали мировой рынок с объемом в $15 млрд и перспективой роста до $335 млрд к 2025 году.

Экономика совместного потребления в мире: как это работает

В первую очередь идея совместного потребления прижилась в элитном сегменте. Состоятельные потребители быстро поняли, что единолично владеть самолетами, дорогими автомобилями и загородными резиденциями дороже, чем делить их с другими людьми. Так появился стартап , основанный россиянином Сергеем Петроссовым, который позволяет взять в аренду частные самолеты. Инвесторами выступили рэпер JayZ и королевская семья Саудовской Аравии, которые в общей сложности вложили в компанию $105 млн.

Пионерами в sharing economy для среднего класса стали основатели сервиса аренды отпускного жилья Airbnb Брайан Чески и Джо Геббиа. В 2008 году они начали сдавать надувные матрасы в съемной квартире в Сан-Франциско, чтобы накопить на арендную плату. Спустя полтора года компания привлекла $1 млн инвестиций и почти столько же пользователей.

В 2016 году число активных пользователей Airbnb выросло в десять тысяч раз - на тот момент сервисом ежедневно пользовались 500 тысяч путешественников, или 115 млн человек в год. Сейчас компания стоит дороже гигантов гостиничного бизнеса Hilton и Hyatt вместе взятых и предлагает к сдаче больше комнат, чем Marriott после слияния со Starwood.

Идеи sharing economy быстро проникли и в другие сферы жизни. В стартап Sharing E Umbrella сдает в поминутную аренду зонты, а немецкая компания Conjoule создала маркетплейс для владельцев солнечных батарей и ветряков, где они могут продать излишки электроэнергии. Сервис Rentoid позволяет сдавать в аренду палатки, спальные мешки и другое туристическое снаряжение, а площадка SnapGoods - инструменты, лыжи, теплую одежду: то есть все то, чем владелец пользуется редко.

Уберизация в бизнесе - то же самое, что шеринговая экономика?

Интересный пример экономики совместного потребления - сервис заказа такси Uber, который поставил цель побудить потребителей отказаться от личных автомобилей в пользу такси. Сейчас он работает в 250 городах по всему миру. Вслед за ним появились сервисы каршеринга - поминутной аренды автомобилей, которые пропагандируют те же принципы.

Uber дал жизнь неологизму «уберизация», который обозначает компании, которые из поставщиков конкретных товаров превращаются в поставщиков сервисов. Как Uber предлагает не сам автомобиль, а услугу по перемещению из одного пункта в другой, так и производители медицинского оборудования продают не само оборудование, а саму возможность сделать УЗИ или МРТ.

Такая модель ведения бизнеса позволяет существенно сократить эксплуатационные расходы в сравнении с традиционной. Поскольку «уберизация» возникла отчасти благодаря экономике совместного потребления, сервисы, относящиеся к этим моделям, тоже обычно можно отнести к sharing economy.

«Прелесть модели совместного использования - в финансовой стабильности, которая строится на человеческих отношениях, доверии и доброте, - считает основатель сервиса для шеринга парковочных мест Roost Джонатан Гиллон. - Уменьшая количество отходов, оно также позволяет благотворно влиять на окружающую среду. Начав делиться, быстро понимаешь, что вокруг много возможностей, которые открываются, когда вы преодолеваете страх к незнакомцам и понимаете, что большинство людей хочет делать добро».

Следуя этим принципам, компания Feastly связывает желающих вкусно пообедать с опытными поварами, предлагающими уникальные блюда вне ресторанов, а EatWith дает возможность пойти на обед в гости к другим пользователям, и создает условия для знакомства людей друг с другом за домашним обедом.

По подсчетами PwC, в 2015 году (более поздние исследования не проводились) в Европе работало более 300 компаний, созданных в разных секторах экономики совместного потребления. Их совокупный доход за год составил более 4 млрд евро. В США на тот момент таких компаний было в четыре раза больше.

Sharing economy в России

В 2014 году, когда в Россию зашел сервис райдшеринга BlaBlaCar, участники рынка были настроены скептически - многие говорили , что россияне стараются отгородиться от других высоким забором. Однако спустя три года Россия стала основным рынком для компании: на сервис подписалось более миллиона водителей, его услугами во всему миру пользуется 50 миллионов пассажиров, большая часть из которых приходится на Россию.

Столь же быстро в России развивается каршеринг - с 2015 года в Москве открылось 10 сервисов поминутной аренды автомобилей, парк которых в середине 2017 года Дептранс оценил в 10 000 - 15 000 машин. В феврале 2018 года запустить каршеринг намерен «Яндекс» - в компании обещают, что парк автомобилей по численности превысит количество автомобилей у компаний-конкурентов вместе взятых.

Другая «уберизированная» отрасль российской экономики - торговля. В ней работают сервисы Avito, «Юла» и Rentomania, который представляют собой доски объявлений с предложениями купить или взять в аренду товары. По данным на июль 2017 года, число пользователей Avito составляло 65 млн человек; «Юлы» - 16,6 млн. Rentomania данные по числу пользователей не раскрывает.

Российский аналог сервиса заданий для пользователей SnapGoods - YouDo. Ежедневно на сайте компании, по информации YouDo, появляется около 4,5 тысяч объявлений с заданиями для пользователей, которые звучат как «повесить два карниза за 1000 рублей» или «отследить билеты на сайте Большого театра за 2500 рублей». За последние четыре года сервисом воспользовалось около 2,5 млн человек.

Как регулируется sharing economy

Пока правительство России не успевает за развитием экономики совместного потребления. Если в Италии действие в мобильном приложении, будь то заказ такси или бронирование жилья, считается юридически значимым, то у нас такие нормы пока только обсуждаются, говорит представитель BlaBlaCar в России Алексей Лазоренко.

Бизнес-модель большинства компаний, работающих по принципам экономики совместного потребления, сводится к тому, чтобы выявить спрос на определенный товар или услугу и сопоставлению его с уникальным предложением на этом рынке. Таким образом, компании часто выступают агрегаторами предложений, а продавцы, владельцы домов и автомобилей не являются их сотрудниками.

Отсутствие регулирования в этой области грозит серьезными рисками для бизнеса - например, в конце ноября Тимашевский суд Краснодарского края запретил BlaBlaCar размещать на своем сайте данные о совместных поездках. В «Региональном автотранспортном союзе (РАС)», который выступал в суде истцом, посчитали, что сервис способствует организации регулярных нелегальных коммерческих перевозок. Представители BlaBlaCar тогда заявили , что ее пользователи не оказывают услуг такси и не получают прибыли, а лишь частично компенсируют расходы на бензин. В итоге решение суда удалось отменить, и сайт компании избежал блокировки на территории России.

Другой пример - разбирательство Роспотребнадзора и Uber. Претензии надзорного ведомства вызвала реклама сервиса, благодаря которой у потребителей складывалось впечатление, что услуги по перевозки оказывает сама Uber, а не сторонние подрядчики. В другом разбирательстве российский суд указал на посреднический характер действий приложения, но обязал Uber сообщать полную информацию потребителю, как если бы сама компания выступила исполнителем (таксистом или таксомоторным парком).

На мировом рынке сервис заказа такси испытывает более существенные проблемы. Так, в конце декабря Европейский суд признал Uber транспортной компанией, а не «информационным сервисом» - согласно решению, теперь компания предоставляет «услуги в сфере транспорта», которые должны регулироваться соответствующим образом. С октября 2017 года компания ведет разбирательство с властями Лондона - те угрожают лишить Uber лицензии за то, что сервис не отвечает требованиям, предъявляемым к оператору по вызову автомобиля, в том числе в сфере сотрудничества с правоохранительными органами и проверки водителей на предмет имевшихся ранее нарушений закона.

Другой юридический вопрос встает перед самими пользователями сервисов краткосрочной аренды квартир, автомобилей и других вещей - должны ли владельцы вещей платить налоги с дополнительного дохода. «Ответственность по уплате налога с аренды вещей лежит на владельце. Наша задача - соединить две стороны, владельца и арендатора. Мы рассчитываем на зрелых и ответственных пользователей, которые относятся уважительно и друг к другу, и к государству», - говорит директор по маркетингу сервиса Rentmania Людмила Булавкина.

Власти европейских стран стремятся к регулированию этого процесса - так, в Великобритании готовится законопроект, освобождающий от налогообложения доходы граждан, полученные ими на сервисах sharing economy от сдачи в аренду жилья (до 1000 фунтов) и автомобиля (до 1000 фунтов). В России граждане обязаны платить налог в размере 13% от суммы, которую они получают от аренды вещей - будь то автомобиль или спортивное снаряжение. Налоговые послабления от сдачи в аренду собственности через сервисы совместного использования вещей в России пока не предусмотрены.

mob_info