Судебная практика регистрация прав на линейные объекты. Строительство линейных объектов под чужими землями без прав на них

Вопрос правового регулирования линейных объектов всегда был и до сих пор является одним из самых сложных в российском земельном и градостроительном законодательстве. Изменения, внесенные Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), облегчили ситуацию с размещением линейных объектов и определили направление развития земельного и градостроительного законодательства в области правового регулирования использования земель и земельных участков в целях размещения линейных объектов.
Так, Законом N 171-ФЗ пересмотрены концептуальные подходы к решению вопроса о размещении линейных объектов посредством совершенствования порядка предоставления земельных участков и порядка их образования, а также посредством введения в законодательство Российской Федерации новых институтов и механизмов, направленных на повышение эффективности использования земель и земельных участков в целях размещения линейных объектов и управления земельным фондом в целом.
Также в последнее время принят ряд федеральных законов, существенно поднимающих на другой уровень вопрос правового регулирования размещения линейных объектов.
Вместе с тем проблемы, возникающие при определении правового режима земельных участков, на которых расположены линейные объекты, при установлении охранных зон, а также при последующих эксплуатации, реконструкции, ремонте таких объектов, требуют законодательного решения.

Образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Одним из нововведений, предусмотренных Законом N 171-ФЗ, является изменение принципов образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В целях совершенствования порядка образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Законом N 171-ФЗ статья 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции, предусматривающей, что образование таких земельных участков осуществляется на основании одного из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
При этом образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается на основании утвержденной схемы расположения земельных участков только при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
Также в пункте 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи, когда земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а образование земельных участков на основании схемы расположения на кадастровом плане территории не допускается. К таким случаям в том числе относится образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Следует отметить, что Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 252-ФЗ) в статью 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации внесены соответствующие изменения.
Исходя из положений статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Закона N 252-ФЗ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, под существующими линейными объектами местного, регионального или федерального значения может осуществляться в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, при отсутствии утвержденного проекта межевания территории. Образование земельных участков для строительства и реконструкции иных линейных объектов (не относящихся к объектам федерального, регионального или местного значения) допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
Установленный приоритет утвержденного проекта межевания территории позволит наиболее рационально организовать процесс образования земельных участков, в том числе для целей дальнейшего предоставления гражданам и юридическим лицам, поскольку именно образование земельного участка на основании проекта межевания территории отвечает принципам устойчивого развития территорий и осуществления строительства на основании документации по планировке территории, на которых базируется законодательство о градостроительной деятельности.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в соответствии со статьями 43, 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Согласно части 5 статьи 43 Кодекса проект межевания территории включает чертежи межевания территории, на которых отображаются:
1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;
2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
3) границы образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории, условные номера образуемых земельных участков;
4) границы территорий объектов культурного наследия;
5) границы зон с особыми условиями использования территорий;
6) границы зон действия публичных сервитутов;
7) площадь образуемых и изменяемых земельных участков и их частей;
8) образуемые земельные участки, которые после образования будут относиться к территориям общего пользования или имуществу общего пользования;
9) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
При этом проект межевания территории, предназначенный для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, включает чертежи межевания территории, на которых отображаются границы существующих и (или) подлежащих образованию земельных участков, в том числе предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд, для размещения таких объектов.
Таким образом, при образовании земельного участка в соответствии с проектом межевания территории для строительства линейного объекта подготовка проекта межевания территории осуществляется в границах элемента планировочной структуры (кварталы, микрорайоны), в которых планируется осуществить строительство линейного объекта, с указанием приведенной информации.
Отметим, что нормами статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации допускается подготовка проекта межевания на часть территории квартала, микрорайона (в границах установленных красных линий).
Следует отметить, что публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся, если они подготовлены в отношении территории для размещения линейных объектов в границах земель лесного фонда (пункт 3 части 5.1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, образование земельных участков на основании проекта межевания территории позволяет учитывать все особенности развития соответствующей территории, в том числе планируемые и существующие территории общего пользования, земельные участки, предназначенные для размещения объектов инфраструктуры, а также установленные ограничения в использовании объектов недвижимости.
Линейные объекты в силу их технических особенностей и, как правило, большой протяженности размещаются на различных земельных участках, при этом протяженность линейных объектов может достигать нескольких тысяч километров и пересекать границы не только муниципальных образований, но и субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках. В связи с этим отказ органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в регистрации единого недвижимого комплекса лишь на том основании, что соответствующие объекты не расположены на одном земельном участке, не соответствует положениям статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Универсальный порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, действовавший до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ, зачастую не учитывал особенности размещения линейных объектов, что приводило к возникновению существенных затруднений на практике - как при предоставлении, так и при последующем использовании таких земельных участков.
Ранее действовавшее правовое регулирование предусматривало лишь два способа предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- с предварительным согласованием места размещения объекта;
- без предварительного согласования места размещения объекта.
Однако при проведении каждой из указанных процедур в полной мере не учитывались особенности размещения линейных объектов. Так, при предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта варианты размещения объектов капитального строительства (в том числе линейных объектов) определялись посредством проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами. Однако ни один федеральный закон не регулировал порядок и степень участия каких-либо государственных органов, органов местного самоуправления или различных организаций в процедуре предварительного согласования места размещения объекта, что являлось причиной различных злоупотреблений на практике.
Кроме того, перечень таких согласований определялся органами местного самоуправления по их усмотрению при отсутствии каких-либо критериев целесообразности получения того или иного согласования.
При осуществлении процедуры предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта также в полной мере не учитывалась специфика всей процедуры размещения линейного объекта, прежде всего из-за необходимости проведения торгов по продаже земельного участка или права его аренды, что противоречило сложившимся рыночным условиям деятельности отраслевых организаций, в том числе субъектов естественных монополий.
Законом N 171-ФЗ порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, существенно изменен, в том числе в целях размещения линейных объектов.
Так, по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков в аренду для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, осуществляется без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных пунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (в том числе объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения, линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий, автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения), а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Необходимо отметить, что предусмотренный земельным законодательством этап предварительного согласования предоставления земельного участка не является аналогом ранее действовавшего порядка предварительного согласования места размещения объекта.
Положения статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации с 1 марта 2015 года утратили силу. Требование о подготовке и согласовании акта выбора земельного участка как документа, дублирующего градостроительный регламент и документацию по планировке территорий, исключено из Земельного кодекса Российской Федерации.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 12 января 2015 года N 1.
10 февраля 2016 года Минэкономразвития России издан Приказ N 55 "О внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 12 января 2015 года N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", которым предусмотрено в том числе указание на то, что документ "Справка уполномоченного органа об отнесении объекта к объектам регионального или местного значения" (далее - Справка) прилагается к заявлению в случае предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов регионального или местного значения. Представление указанного документа не требуется в случае размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, не относящихся к объектам регионального или местного значения. Также представление указанного документа не требуется в случае размещения объекта федерального значения. Справка является документом, подтверждающим соблюдение требований, установленных пунктом 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае размещения объектов регионального или местного значения.
До введения в действие с 1 марта 2015 года новых положений земельного законодательства Российской Федерации срок оформления прав на земельный участок составлял более одного года. С учетом изменений, предусмотренных Законом N 171-ФЗ, и исключения из земельного законодательства лишних административных процедур, таких как предварительное согласование места размещения объекта, принятие решений об образовании земельного участка, о предоставлении земельного участка, срок оформления прав на земельный участок для размещения линейного объекта существенно сокращен.

Изменения, направленные на совершенствование использования земель и земельных участков для размещения линейных объектов

Необходимость образования земельного участка, его кадастрового учета, оформления какого-либо права на него влечет существенные экономические и административные издержки юридических лиц - собственников линейных объектов, которые не всегда являются оправданными с точки зрения соотношения количества необходимых для выполнения процедур и конечного результата. В итоге такие издержки, обусловленные, например, повышением тарифов, стоимости подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, ложатся на потребителей.
По существу, формирование земельных участков на период строительства является действием, направленным на создание земельных участков, которые не предназначены для какого-либо дальнейшего использования в гражданском обороте, что свидетельствовало о необходимости поиска иного подхода к оформлению земельных правоотношений применительно к линейным объектам.
Законом N 171-ФЗ введен новый институт земельного законодательства, предусматривающий возможность использования земель и земельных участков без установления сервитута и без их предоставления гражданам и юридическим лицам (глава V.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Возможность использования земель и земельных участков без установления сервитута и без их предоставления допускается в том числе в случаях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
В указанном случае использование земель и земельных участков осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение соответствующими земельными участками или землями.
Однако следует учитывать, что степень юридической защиты права на использование земельного участка на основании разрешения является значительно более низкой по сравнению с вещными правами, а также арендой и правом безвозмездного пользования, поскольку согласно пункту 2 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации действие разрешения на использование земель или земельного участка прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.
Вместе с тем использование земельного участка на основании разрешения не освобождает лиц, которым выдано такое разрешение, от обязанности соблюдать требования земельного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды. В частности, на этих лиц возлагается обязанность по приведению земель или земельных участков в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием, а также по выполнению необходимых работ по рекультивации таких земель или земельных участков.
При прекращении действия разрешения на использование земель или земельного участка (в случае предоставления земельного участка) лицо, в пользу которого было принято решение об использовании земель или земельных участков, вправе использовать часть земельного участка в указанных целях на условиях сервитута, если это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием (подпункты 4 и 5 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности". Однако положения указанного Постановления не распространяются на случаи размещения объектов, виды которых установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 1300).
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации порядок и условия размещения объектов, виды которых определены Постановлением N 1300, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением N 1300 определены виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в том числе отдельные виды линейных объектов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Случаи, при которых выдача разрешения на строительство не требуется, установлены частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В числе прочего согласно пункту 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации случаи, при которых не требуется выдача разрешения на строительство, могут предусматриваться законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, возможность осуществления строительства объектов недвижимого имущества без получения разрешения на строительство подтверждается отнесением к числу случаев, предусмотренных частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Права на линейные объекты, имеющие признаки объекта недвижимого имущества, подлежат государственной регистрации. Вместе с тем положения главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации регулируют исключительно отношения, возникающие в области использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута и не предусматривают возможность издания уполномоченными органами правоустанавливающих документов на земельные участки, необходимых для осуществления государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества. В связи с этим регистрация права собственности на линейные объекты, которые обладают признаками недвижимого имущества и для строительства которых не требуется разрешение на строительство в рамках реализации положений главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации и Постановления N 1300, не представляется возможной.
Вместе с тем возможность государственной регистрации права собственности на такие объекты предусмотрена частью 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (вступает в силу 1 января 2017 года).
Следует отметить, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в рамках реализации положений главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется бесплатно. Также указанные положения Земельного кодекса Российской Федерации не ограничивают право заинтересованного лица обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения линейных объектов, виды которых предусмотрены Постановлением N 1300. При этом предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для таких целей может осуществляться по общим правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации.
Статьей 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации конкретизированы цели, для достижения которых допускается заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К таким целям в том числе относятся случаи размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка. При этом статьей 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации детально урегулированы случаи, когда заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется не органами публичной власти, а правообладателями таких земельных участков, что существенно упрощает возможность размещения линейных объектов на условиях сервитута.
Существующее законодательство содержит положения о необходимости включения в договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, расположенного в охранной зоне линейного объекта, условий допуска представителей эксплуатирующей организации к такому объекту в целях обеспечения его безопасности (пункт 13 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации). Однако установление обязанности обеспечивать беспрепятственный доступ к объектам не означает возникновение права эксплуатирующей организации на проход через земельный участок и использование его в целях ремонта и эксплуатации таких объектов. В целях обеспечения доступа к объектам должен быть оформлен сервитут.
Важным является то, что плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется следующим образом:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Кроме того, в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет по соглашению сторон допускается установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением сервитута, что значительно упрощает использование земельных участков для размещения линейных объектов на условиях сервитута (пункт 4 статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации).
При заключении соглашения об установлении сервитута на часть земельного участка граница действия сервитута определяется в соответствии со схемой границ сервитута на кадастровом плане территории. При этом какие-либо требования к такому документу ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни подзаконными актами не предусматриваются.
В этом случае внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, не осуществляется. В связи с этим граница сервитута указывается на кадастровом плане территории без определения координат части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут. При этом схема границ сервитута на кадастровом плане территории может быть выполнена в свободной форме, обеспечивающей правильное восприятие границ сервитута на местности.
Кроме того, Минэкономразвития России в целях размещения линейных объектов на условиях публичного сервитута разработан проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов и объектов, необходимых для работ, связанных с использованием недр", который в настоящее время проходит процедуру согласования с федеральными органами исполнительной власти.

Определение правового режима земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов

Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Вместе с тем правоприменительная практика показывает, что деление земель на категории как основание определения их правового режима имеет ряд недостатков.
Так, в настоящее время для изменения разрешенного использования земельного участка в большинстве случаев необходимо принятие соответствующими органами власти двух решений:
1) об изменении категории земельного участка;
2) об изменении разрешенного использования земельного участка.
При этом различаются не только порядок и основания для изменения категории и разрешенного использования земельного участка, но и органы государственной власти, и органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие таких решений. На практике это создает затруднения для правообладателей земельных участков.
Зачастую решение о переводе земель из одной категории в другую имеет технический характер и обусловлено наличием документов территориального планирования.
Целевое назначение земель различных категорий не всегда позволяет осуществить строительство и размещение линейных объектов без перевода таких земель из одной категории в другую либо проведения иных дополнительных процедур, помимо прямо предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проведение процедур перевода является длительным, дорогостоящим, а в некоторых случаях и избыточным мероприятием.
Необходимо отметить, что Законом N 171-ФЗ в случаях выполнения работ, связанных с пользованием недрами, установлена возможность использования земель запаса без перевода их в другую категорию.
Основным направлением совершенствования порядка определения правового режима земельных участков является переход от деления земель на категории к определению их разрешенного использования на основании документов территориального планирования и градостроительного зонирования.
Урегулирование на комплексной основе вопросов, связанных с определением правового режима земельных участков, предусматривается проектом Федерального закона N 465407-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию", в том числе в части определения разрешенного использования земельных участков при их образовании из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В частности, в указанном законопроекте предлагается упростить существующий порядок определения правового режима использования земель путем проведения зонирования, а также посредством исключения института категории земель как способа определения разрешенного использования земельных участков.
При этом разрешенное использование земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов, будет определяться в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории.

Совершенствование правового регулирования охранных зон линейных объектов и изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Не менее важным является вопрос совершенствования правового регулирования охранных зон линейных объектов.
Обеспечение безопасной эксплуатации линейных объектов, а также предотвращение нарушений режима охранных зон и ликвидация совершенных нарушений - проблемы, решать которые необходимо на законодательном уровне. Особенностью правового режима таких зон является ограничение прав собственников, арендаторов земельных участков, расположенных в границах этих зон.
Вместе с тем законодательство, касающееся порядка установления охранных зон, разрозненно, отсутствует единый орган, уполномоченный осуществлять соответствующее нормативное правовое регулирование, не разграничены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в части принятия таких решений в зависимости от видов линейных объектов, что на практике создает правовую неопределенность, обусловливающую возникновение споров, в том числе разрешаемых в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.
Таким образом, по общему правилу ограничение прав на землю в виде ограничения хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах сопровождается принятием акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. В то же время отдельными положениями законодательства Российской Федерации предусматривается установление таких ограничений, не требующее издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления в отношении охранных зон линейных объектов. К числу таких случаев можно отнести:
1) установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности на основании решения суда (пункт 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации);
2) установление охранной зоны объектов электросетевого хозяйства посредством внесения организацией, которая владеет таким объектом электросетевого хозяйства, в государственный кадастр недвижимости сведений о границах такой зоны (пункт 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон );
3) установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных зонах магистральных трубопроводов (пункт 4 Правил охраны магистральных трубопроводов ).
Урегулирование порядка установления охранных зон предусматривается проектом Федерального закона N 465407-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию" (принят Государственной Думой в первом чтении 9 декабря 2014 года), в котором, в частности, предлагается унифицировать порядок установления различного типа зон, определить органы, уполномоченные на принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территории.
С точки зрения законодательства о градостроительной деятельности охранные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
Отметим, что Законом N 252-ФЗ зоны с особыми условиями использования территории исключены из перечня объектов землеустройства. Этим Законом установлено, что обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, содержащие текстовое и графическое описания местоположения ее границ и перечень координат их характерных точек в установленной системе координат.
Подготовка описаний местоположения границ этих зон обеспечивается правообладателями объектов, для эксплуатации которых они установлены, или иными лицами на основании договора с такими правообладателями.
Подготовка описаний местоположения границ этих зон в порядке, установленном Законом N 252-ФЗ, осуществляется с 1 января 2016 года.
Кроме того, Законом N 252-ФЗ установлено, что правообладатели земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в течение пятнадцати дней с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении такой зоны.
Безопасная эксплуатация линейных объектов в современных условиях может быть обеспечена только при условии внесения в нормативные правовые акты положений о необходимости и порядке внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр недвижимости, а также о последствиях отсутствия таких сведений в государственном кадастре недвижимости.
В связи с этим Законом N 252-ФЗ установлено, что с 1 января 2018 года для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию требуются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом электроэнергетики, системы газоснабжения, транспортной инфраструктуры, трубопроводного транспорта или связи, и если для эксплуатации этого объекта в соответствии с федеральными законами требуется установление охранной зоны.
Законодательство Российской Федерации, в том числе подзаконные акты, нуждается как в актуализации с учетом современных условий размещения и эксплуатации линейных объектов, так и в юридической систематизации разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления не только в части принятия решений об установлении границ охранных зон линейных объектов, но и в части контроля за использованием земельных участков в таких границах и ответственности лиц, нарушающих правовой режим таких земельных участков.
Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 258-ФЗ) установлена возможность принятия органом местного самоуправления решения о сносе самовольной постройки в зоне с особыми условиями использования территорий без решения суда.
Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части обеспечения безопасности магистральных трубопроводов" Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен новой статьей, в соответствии с которой совершение в охранных зонах магистральных трубопроводов запрещенных действий либо выполнение работ без разрешения предприятия трубопроводного транспорта или без его уведомления влечет наложение административного штрафа.
Важным инструментом регулирования отношений с некоторыми правообладателями земельных участков должен стать усовершенствованный институт изъятия земель для государственных и муниципальных нужд, предусмотренный Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 499-ФЗ). Указанным Федеральным законом в законодательство Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие расширение и конкретизацию оснований для изъятия, в том числе упрощена процедура изъятия земельных участков, используемых субъектами естественных монополий для строительства, реконструкции, эксплуатации и ремонта линейных объектов, у частных собственников для государственных и муниципальных нужд, а также предусмотрена возможность изъятия земельных участков за счет средств субъектов естественных монополий с последующей их передачей в собственность последних.
В целом Законами N 171-ФЗ, N 252-ФЗ, N 258-ФЗ и N 499-ФЗ реализован целый ряд идей, улучшающих и упрощающих возможность использования земель и земельных участков в целях размещения линейных объектов. Вместе с тем законодательство Российской Федерации, касающееся размещения линейных объектов, требует дальнейшего совершенствования. В частности, главными препятствиями при оформления прав на земельные участки для размещения линейных объектов и использования земель и земельных участков для таких целей являются:
1) необходимость подготовки проекта планировки для размещения отдельных видов линейных объектов. Это требование целесообразно исключить для отдельных видов линейных объектов. Это приведет к сокращению сроков оформления прав на земельные участки, а также существенно снизит издержки на оформление исходной документации. Также необходимо установить особенности порядка разработки, утверждения и состава документации по планировке территории, применяемой при размещении линейных объектов;
2) необходимость оформления разрешения на строительство для отдельных видов линейных объектов. Многие субъекты Российской Федерации посредством принятия своих законов уже отказались от необходимости принятия таких решений в отношении отдельных видов линейных объектов. Целесообразно распространить этот опыт на территории всей Российской Федерации, исключив необходимость получения разрешения на строительство отдельных видов линейных объектов, что позволит существенно сократить сроки оформления прав на линейные объекты;
3) необходимость образования земельных участков, кадастрового учета и регистрации прав на отдельные виды линейных объектов. Установление возможности размещения линейных объектов на условиях публичного сервитута позволит сократить издержки и сроки оформления прав в два раза. Помимо этого, установление публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, позволит избежать процедуры изъятия земельных участков;
4) необходимость осуществления перевода земельных участков из одной категории в другую в целях размещения линейных объектов (в случаях, установленных законом). Мы уже отмечали, что проведение процедур перевода является длительным, дорогостоящим, а в некоторых случаях и избыточным мероприятием. Зачастую решение о переводе земель из одной категории в другую имеет технический характер и обусловлено наличием документов территориального планирования.
Кроме того, целесообразно рассмотреть возможность установления ограничения максимальной величины арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности.
В настоящее время отмечается рост числа физических и юридических лиц - собственников земельных участков, которые принимают меры (в том числе мошеннического характера) в целях обогащения за счет выставления неприемлемых требований к размеру арендной платы или возмещению убытков, в том числе упущенной выгоды, связанных с использованием государственными компаниями - субъектами естественных монополий принадлежащих им земельных участков.
Другим направлением совершенствования законодательства в части урегулирования финансовых отношений между собственниками земельных участков и лицами, осуществляющими строительство, размещение и эксплуатацию линейных объектов, может являться ограничение на законодательном уровне размера платы за установление сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
Реализация указанных мероприятий позволит создать условия для организации рационального и эффективного использования земель и земельных участков для размещения линейных объектов. При этом будут учтены общественные и отраслевые потребности, а также требования к развитию территорий.

Литература

1. Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ.
4. Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
6. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" (с изменениями и дополнениями).
7. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 февраля 2016 года N 55 "О внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 12 января 2015 года N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
9. Постановление Правительства Российской Федерации N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
10. Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
11. Проект Федерального закона N 465407-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию".
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".
13. Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 24 апреля 1992 года N 9 "Правила охраны магистральных трубопроводов" (утверждены заместителем Министра топлива и энергетики 29 апреля 1992 года) (в редакции Постановления Федерального горного и промышленного надзора России от 23 ноября 1994 года N 61).
14. Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
15. Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части обеспечения безопасности магистральных трубопроводов".
16. Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Понятие линейного объекта содержится в Градостроительном кодексе РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ, в Федеральном законе от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под линейными объектами следует понимать линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно п.6 ст. 7 ФЗ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» к линейным объектам относятся дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы, иные трубопроводы,железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Необходимо отметить, что действующее законодательство прямо не называет линейные объекты объектами недвижимого имущества, в связи с чем в практике встречаются различные суждения по указанному вопросу, в частности, имеются судебные акты, когда судом линейные объекты - линии электропередач не признаются в качестве объектов недвижимого имущества.

Однако представляется, что вопрос отнесения линейных объектов к объектам недвижимого имущества не должен вызывать сомнений. Исходя из общего понятия недвижимого имущества, содержащегося в ст. 130 Гражданского кодекса РФ, следует, что основными критериями отнесения объекта к недвижимому имуществу являются: прочная связь с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Линейные объекты, исходя из составляющих их элементов, соответствуют указанным критериям.

В настоящее время обращения владельцев линейных объектов за государственной регистрацией права собственности стали распространенным явлением.

Обозначились и проблемы, связанные с невозможностью осуществления регистрации права собственности в связи с отсутствием всех необходимых документов.

В связи с отнесением линейных объектов к недвижимому имуществу регистрирующие органы указывают на то, что оформление права собственности на такие объекты требует соблюдения тех же норм, что и при оформлении любого объекта недвижимого имущества.

В связи с чем в целях исключения признания построенных объектов самовольной постройкой требуют предоставления документов, подтверждающих отвод земельного участка для строительства линейного объекта в соответствии с нормами земельного законодательства, а также - разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (или акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта), полученные в соответствии с нормами законодательства о градостроительной деятельности.

При этом нельзя не отметить, что вопрос о необходимости получения и предоставления на государственную регистрацию права собственности на вновь созданные линейные объекты документов об отводе земельного участка для их строительства остается до настоящего времени дискуссионным вопросом среди территориальных органов Управления Федеральной регистрационной службы.

Позиция регистрирующих органов, требующих предоставления таких документов, понятна, поскольку она исходит из того, что действующим законодательством не установлено каких-либо исключений для линейных объектов, равно как и особого порядка землепользования при осуществлении строительства и ввода в эксплуатацию построенных линейных объектов.

Однако, как это часто имело место на практике, не всегда такие документы оформлялись собственниками линейных объектов. Это объясняется, в том числе, и значительной протяженностью линейных объектов и прохождению их по большому количеству земельных участков, имеющихразличных собственников и различный правовой режим.

Иногда для строительства линейного объекта получались такие документы, как разрешение на вскрытие земляной поверхности, разрешение на разрытие и др., что не соответствует положениям о предоставлении земельных участков для строительства согласно норм земельного законодательства и представляет в настоящее время сложности при оформлении права собственности на построенные линейные объекты.

Также остается весьма актуальным и в настоящее время однозначно законодательно не разрешенным вопрос оформления землепользования под уже построенными и находящимися в эксплуатации линейными объектами.

Как известно, Земельный кодекс РФ предоставляет исключительное право собственникам зданий, строений, сооружений на приобретение земельных участков под указанными объектами в собственность или в аренду.

ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» также предусматривает, что юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линейные объекты, на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность

Однако значительная протяженность линейных объектов, принадлежность земельных участков, необходимых для размещения и эксплуатации объектов, различным собственникам и владельцам, невозможность использования таких участков для иных целей, ставит вопрос о целесообразности выкупа таких земельных участков или оформления права аренды на них.

Представляется, что приобретение права аренды или права собственности собственникам линейных объектов целесообразно осуществлять на отдельные участки, на которых расположены, например, опоры для линий электропередач, выходы на поверхность для подземных газопроводов и т.д.

Объединение таких небольших по площади участков (обособленных участков) ранее называлось единым землепользованием. В настоящее время такие участки именуют многоконтурным земельным участком. При этом все контуры границ многоконтурного земельного участка должны располагатьсяна территории одного муниципального образования или на территории одного населенного пункта (при этом допускается нахождение участка в разных кадастровых кварталах).

Образованные таким образом многоконтурные земельные участки под указанными составляющими линейных объектов можно приобретать в собственность или оформлять в аренду.

По всей же трассе линейного объекта устанавливаются охранные зоны, в пределах охранных зон - особые условия использования земельных участков, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.

Порядок установления, размеры охранных зон, иные вопросы определяются различными нормативными актами, регулирующими отдельные виды линейных объектов (например, Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей").

При этомв связи с тем, что в указанной ситуации имеет место частичное ограничение прав собственников земельных участков в их использовании, представляется, что право землепользования собственникам линейного объектанадлежит оформлять с использованием сервитута (права ограниченного пользования земельным участком).

Так, в п. 28 Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" говорится, что для обеспечения доступа в охранную зону газораспределительной сети эксплуатационная организация при необходимости заключает в установленном порядке с собственниками, владельцами или пользователями смежных земельных участков договоры временного пользования земельными участками или договоры установления сервитута.

А в п.16 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» указывается, что доступ к объектам электросетевого хозяйства для их эксплуатации и плановых (регламентных) работ осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Действующим законодательством предусматривается установление как частного, так и публичного сервитута. При этом частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, то есть соглашениемо сервитуте, а публичный сервитут - законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Следует отметить, однако, что на сегодняшний день сервитуты не находят должного применения в указанной сфере, и одной из причин, сдерживающих процесс оформления сервитутов, является то, что установление частных сервитутов предполагает заключение соответствующих договоров с конкретными лицами, а поскольку линейные объекты имеют очень большие протяженности и зачастую проходят по землям множества собственников земельных участков, то вопрос по установлению сервитутов может занять довольно длительный промежуток времени, при этом с кем-то из собственников, возможно, не удастся прийти к соглашению, что потребует разрешения вопроса в судебном порядке. Кроме того, отсутствие зарегистрированного права собственности на земельные участки, на которые предполагается установление сервитута, также сдерживает процесс оформления сервитутов.

В целом необходимо отметить отсутствие специального регулирования вопросов применения сервитутов в сфере оформления отношений землепользования под линейными объектами.

Старший юрист ЗАО «Сибирская юридическая компания»

Тимошенко Инна Анатольевна

Регистрация прав собственности на линейные объекты всегда вызывает немало вопросов у их правообладателя, особенно когда правоустанавливающих документов на такие объекты по каким-то причинам нет. Но есть некоторые хитрости, которые позволяют решить непростые задачи: оформить права на вновь выявленные линейные объекты, «недвижимое» превратить в «движимое», эффективно устранить разночтения между ГКН и ЕГРП без судебных тяжб и т.п.

Регистрация прав на недвижимое имущество, в том числе на линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры, регламентируется Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о госрегистрации). В статье 25 этого закона сказано, что все вновь созданные объекты регистрируются на основании следующих документов:

    документа, подтверждающего права на земельный участок;

    акта ввода в эксплуатацию или иного документа, подтверждающего строительство этого объекта;

    разрешения на строительство для объектов незавершенного строительства.

Законодатель осознанно не уточняет вид правоустанавливающего документа, потому что в отношении линейных объектов может быть несколько видов правовых оснований для подтверждения прав на земельные участки. При этом важно понимать, что если при регистрации объекта выяснится, что сведений о праве собственности на земельный участок или о предоставлении земельного участка для размещения линейного объекта нет, то в регистрации владельцу линейного объекта будет отказано.

Если документов нет

Нередки случаи, когда никаких правоустанавливающих документов на линейный объект у разместившего его лица нет.

Бывает, что после определения границ земельного участка выясняется, что за его пределами остался линейный объект (трубопровод, кабель, канализация и пр.), который необходимо поставить на учет. Для решения этой проблемы государственного регистратора вполне бы устроило решение суда. Проблема заключается в том, что как правило земля под такими объектами существует на праве собственности либо постоянного бессрочного пользования, и исковое производство в данном случае невозможно, потому что нельзя предъявить иск самому себе. Возникает ситуация, когда владелец объекта может им пользоваться, может владеть, но не может распоряжаться им.

Зарегистрировать такие выявленные созданные в советские годы объекты, на которые нет документов, поможет искусственно созданный документ - декларация. Однако действует этот документ далеко не во всех субъектах Российской Федерации: каждый государственный регистратор решает субъективно, зарегистрировать право или нет. На практике юристы нередко сталкиваются с ситуацией, когда, получив отказ в регистрации, они подают тот же пакет документов повторно, но другому специалисту того же регистрирующего органа, и получают положительный результат. Но ситуацию не всегда удается разрешить без решения суда. Иногда регистрирующему органу проще приостановить регистрацию и предоставить суду возможность разобраться в сложной ситуации, чем делать это самому.

Комментарий

Ирина Пазенко , заместитель директора департамента управления сетью подведомственных организаций Министерства образования и науки РФ:

«Такие явления встречаются в последние годы все чаще, особенно в связи с массовой актуализацией своих имущественных прав госорганами. Уже даже сложилась определенная судебная практика по этому поводу. Из каких-то соображений эти линейные объекты в 1990-е гг. по решению бухгалтера или даже кассира попали на баланс, в перечень объектов недвижимости. Кроме инвентарной карточки и записей в бухгалтерском учете никаких документов на них у правообладателя нет. Как известно, эти и подобные им документы для осуществления государственной регистрации абсолютно никакой ценности не представляют и носят лишь информационный характер, подтверждают, что на балансе данной организации есть такой объект».

Форма декларации

Форма декларации утверждена приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 № 628 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке» (зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2011 № 19771). Она должна содержать информацию о земельном участке, на котором располагается объект, площадь, протяженность, объем и глубину линейного объекта (то есть он уже должен быть поставлен на кадастровый учет), ФИО правообладателя. Заполняется декларация всегда правообладателем или лицом по доверенности на право заполнения декларации (а не на представление документов в Росреестр), подписывается руководителем и заверяется печатью. Следует иметь в виду, что данный документ всегда составляется только на вспомогательный объект недвижимого имущества. Права на основной объект должны быть зарегистрированы. Проверить, какой объект является основным, просто: все вспомогательные объекты указаны в акте ввода в эксплуатацию основного объекта недвижимого имущества, расположенного на данном земельном участке. Если это так, то проблем с регистрацией прав на линейный объект не возникнет.

Сложнее с основными объектами, которые были приватизированы в 1990-х гг. В таком случае при регистрации прав на линейные объекты регистратор запросит информацию из ГКН, БТИ, если потребуется, и из архива о том, как и когда строился этот объект, когда был введен в эксплуатацию, в состав какого объекта входил. Но все это на усмотрение государственного регистратора: закон не запрещает запрашивать такую информацию, но при этом нигде не сказано, что сведения из БТИ могут служить основанием для осуществления регистрации.

Затруднительно использование декларации для протяженных линейных объектов, для которых все-таки лучше использовать акты ввода в эксплуатацию или хотя бы информацию об их строительстве, в составе какой очереди они были и пр.

Разночтения ГКН и ЕГРП

При составлении ГКН до 1 января 2013 г. использовалась информация, которая ранее собиралась в БТИ. Работа эта проводилась в автоматическом режиме. Информация обрабатывалась, гармонизировалась, верифицировалась программой, поэтому в кадастр закралось множество программных ошибок. На практике есть случаи, что многолетний правообладатель объекта неожиданно для себя узнает, что является собственником еще пяти объектов. Это происходит потому, что когда-то ранее БТИ при проведении технической инвентаризации поставило на учет не только само здание, но и объекты, которые входят в его состав. Ситуация усложняется, когда эти пять дополнительных объектов, которые юридически как объект права не существуют, обладают еще и какими-то идентифицирующими признаками, например, орган технической инвентаризации им успел присвоить условные кадастровые номера. Естественно, когда проходила верификация и гармонизация, все эти шесть объектов попали в ГКН как самостоятельные, а позже - автоматически и в ЕГРП. Проблема в том, что регистрирующие органы не обязаны вносить изменения - исправление ошибок ложится на плечи правообладателя. Если правообладатель не станет заниматься этим вопросом, эти объекты будут висеть в ГКН пожизненно.

В соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 , исключить их можно путем ликвидации объекта, либо по решению собственника о снятии с кадастрового учета, либо при прекращении прав на него.

Ликвидация объекта осуществляется на основании акта кадастрового инженера о сносе, который выходит на место и действительно устанавливает, что объект фактически не существует, ликвидирован путем реконструкции, иного строительства или под воздействием непреодолимой силы. Следует иметь в виду, что местное законодательство может внести существенные коррективы в данный порядок: например, в Москве существуют особые правила сноса объектов недвижимого имущества, и подтверждение факта ликвидации объекта осуществляют регистрирующие органы, а не кадастровый инженер.

При проблеме разночтения сведений ГКН и ЕГРП следует иметь в виду, что бессмысленно писать письма или заявления об исправлении технической ошибки. Заявителя ждет отказ, а если пойти дальше и обжаловать отказ в суде, то орган, осуществляющий кадастровый учет, с большой вероятностью выиграет процесс.

Дело в том, что порядок исправления технической ошибки четко регламентирован Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Законом о госрегистрации. В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации технической ошибкой (опиской, опечаткой, грамматической или арифметической ошибкой либо подобной ошибкой) признается ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. Ошибка, о которой идет речь в рассматриваемом случае, технической не является.

В подобных случаях можно порекомендовать писать заявление в кадастровую палату либо в центральный аппарат Росреестра в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с просьбой устранить несоответствие сведений ЕГРП и ГКН. Росреестр выработал специальный порядок работы по таким обращениям: специалисты Росреестра и кадастровой палаты поднимают все материалы по объекту и проверяют, почему данные не проходят. После того как будет выработан вариант решения этой проблемы, специалисты обязаны позвонить правообладателю, потому что любое исправление должно происходить с его согласия и по специальному заявлению.

На практике нередки случаи, когда для исправления таких ошибок, если других путей нет, Росреестр иногда выходит за рамки приказа о ведении ГКН и убирает или восстанавливает запись об объекте. В регламентированном порядке такой процедуры не существует, и восстановить запись можно только по решению суда. В случае рассмотрения заявления в рамках Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ подобные ошибки могут устраняться по согласованию с центральным аппаратом без решения суда.

Все это происходит потому, что федеральным органам власти, техническим и налоговой службам необходимо подготовиться к вступлению в силу с 1 января 2017 г. Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который объединил две процедуры - постановку на кадастровый учет и регистрацию прав собственности на объект недвижимости. Чтобы закон работал эффективно, необходимо привести в соответствие государственный кадастр недвижимости с единым государственным реестром прав. Одна программная ошибка такого рода повлечет за собой применение этой неверной информации в других органах. Все дело в том, что в соответствии со ст. 85 НК РФ органы кадастрового учета и государственной регистрации каждые десять дней направляют сведения в налоговую службу. Если эти сведения не сопоставляются, то налоговый орган начислит налог неправильно. Чтобы таких недоразумений было меньше, Росреестр готов идти навстречу заявителям и проводить эту работу.

Регистрация линейных объектов как движимого имущества

Пытаясь сэкономить на госпошлине, собственники крупных промышленных объектов в 1990-е гг. нередко оформляли свое имущество в единый объект недвижимости площадью в несколько гектаров, в состав которого входили не только участки, но и цистерны, будки, газопроводы и пр.

В некоторых случаях собственники таких объектов пытаются оформить линейные объекты как движимое имущество, и такой вариант действительно допустим. Для этого необходимо подтвердить, что объект строился по правилам ст. 51, 55 ГрК РФ, доказать, что акта ввода в эксплуатацию не было, предоставить выписку из ГКН о том, что такого объекта в кадастре нет, из ЕГРП - о том, что права на этот объект недвижимости не зарегистрированы, приложить акт выполненных работ кадастрового инженера с заключением о том, что данный объект не обладает признаками объекта недвижимого имущества и что он может существовать без неразрывной связи с землей.

Единый недвижимый комплекс или ПИК?

Недавно в законе появилась возможность регистрировать линейные объекты как единый недвижимый комплекс (п. 1.1 ст. 16 Закона о госрегистрации). Законодатель подразумевал, что преобразовать в такую форму можно либо совокупность объектов недвижимого имущества, права на которые уже существовали, либо вновь вводимый в эксплуатацию объект недвижимого имущества как единый недвижимый комплекс. Подразумевалось, что если у собственника есть несколько объектов на земельном участке - здания, строения, сооружения, то он может обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией единого недвижимого комплекса в составе объектов недвижимого имущества, права на которые у него есть. Законодатель рассчитывал, что данная форма будет очень популярна для крупных объектов, однако ошибся - ажиотажа не возникло, несмотря на максимально упрощенный порядок регистрации.

Первым ее этапом должна быть постановка на кадастровый учет всего недвижимого комплекса, при этом кадастровый номер присваивается от земельного участка. Далее государственный регистратор проверяет права на объекты, вошедшие в комплекс, и прекращает права на них. С этого момента они перестают существовать как самостоятельные объекты недвижимого имущества. Правообладатель становится владельцем единого недвижимого комплекса, распоряжаться которым можно только целиком, потому что в законе есть уточнение, что эта вещь «неделимая».

Есть и другая давно существующая форма - предприятие как имущественный комплекс (ПИК), куда могут входить не только объекты недвижимости, но и все обязательственные права, земля, договоры и пр., и может вообще не быть недвижимого имущества (ст. 132 ГК РФ). Распоряжаться им можно как угодно: делить, выделять, осуществлять любые сделки с объектами в его составе. Кроме того, этот объект недвижимого имущества не ставится на кадастровый учет, поскольку сделать это невозможно из-за разрозненности объектов недвижимого имущества либо вообще по их отсутствию в составе этого объекта. Следовательно, ему присваивается условный номер по правилам, которые прописаны в приказе Минэкономразвития России от 23.12.2013 № 765. Особенно это удобно для крупных промышленных предприятий с большим количеством земельных участков и объектов по России.

Регистрацию ПИК осуществляет только центральный аппарат Росреестра. Но если в ПИК входит объект недвижимого имущества, то права на него регистрирует территория, на которой находится этот объект, и потом присылает в центральный аппарат выписку из ЕГРП о регистрации прав. Росреестр, в свою очередь, вносит в записи ЕГРП изменения о составе предприятия как имущественного комплекса и уведомляет об этом территорию. Но в свидетельстве о праве собственности на объект недвижимости, вошедший в ПИК, обязательно должна быть ссылка на то, что он - часть предприятия как имущественного комплекса. При этом у каждого участка и объекта недвижимости будут свои кадастровые номера, а в территориях будет проведена своя кадастровая оценка.

К сведению

Линейный объект нельзя зарегистрировать как «Линейный объект»

Понятия «линейный объект» в российском законодательстве нет. Определение фигурирует только в постановлении Правительства РФ от 11.02.2005 № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи», где линейный объект рассматривается как сложная вещь и описывается порядок его регистрации. Нет такого определения и в ст. 130 ГК РФ, которая описывает все возможные виды вещей и в соответствии с которой написаны правила ведения ГКН и ЕГРП. К недвижимым объектам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. С этой точки зрения линейный объект - это вид сооружения. С вступлением в силу 1 января 2017 г. Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ставить на учет линейные объекты как «линейные объекты» нельзя, будет возможна их регистрация только как вида сооружения.

Упрощенный порядок регистрации линейных объектов.

В Гос. Думе представлен проект федерального закона, серьезно облегчающего жизнь значительной части наших граждан. Речь о тех, кто живет за городом и нуждается в связи, электричестве, газе. ⠀

Закон облегчит оформление необходимых документов при прокладке коммуникаций к загородным домам. К линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи, в том числе линейно-кабельные сооружения, трубопроводы и прочие подобные сооружения.

Сегодня законодательство учитывает ремонт и обслуживание тех линий связи или электропередачи, которые уже есть в наличии. Но построить новые тяжело, а узаконить еще труднее. При прокладке таких сетей необходимо оформлять землю под их объектами.

По словам Виктории Абрамченко (зам. министра экономического развития), сегодня сложилась следующая система: значительная часть линейных объектов строится с нарушением установленного порядка. Срок оформления участков под их строительство может растянуться до двух лет. В то время как сетевые организации, занимающиеся реконструкцией объектов для технологического присоединения потребителей, обязаны уложиться в срок до 4 месяцев. ⠀

Документ предусматривает возможность размещения линейного объекта на условиях публичного сервитута без образования земельного участка, постановки его на кадастровый учет и регистрации прав на него. ⠀

Законопроект направлен на развитие института публичного сервитута, который и сегодня есть в законодательстве. Но в настоящее время он может применяться только для ремонта линейных объектов. Оформить участок для нового объекта инфраструктуры в сложившейся застройке практически невозможно. Публичный сервитут позволяет оперативно решить проблемы инфраструктурной обеспеченности таких территорий. ⠀

Законопроект запрещает устанавливать публичные сервитуты на садовых, огородных и дачных участках, а также на участках, предназначенных для индивидуальной.застройки. Но это можно сделать, если сами граждане придут к такому решению, например, к решению о газификации садоводческого товарищества.

Другие новости в январе ↓

В настоящее время вопросы, связанные с государственной регистрацией прав на линейные (линейно-протяженные) объекты, являются весьма актуальными.

Отнесение к числу объектов недвижимости линейных объектов и распространение на них соответствующего правового режима было связано с принятием в частности таких нормативно-правовых актов как Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Методика и порядок технического учета линейно-протяженных объектов как объектов недвижимого имущества появились лишь с принятием . До появления на свет этого Положения правообладатели такого имущества не имели возможности зарегистрировать свое право при отсутствии по объективным причинам оформленной документации по технической инвентаризации линейных объектов.

Примечательно в этой связи, что изменения в Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), отражающие особенности линейных объектов, такие, например, как протяженность, были внесены только в конце 2006 г. – Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2006 № 710.

На сегодняшний день обращения за государственной регистрацией прав на линейные объекты стали распространенным явлением.

Как известно, государственная регистрация прав на недвижимое имущество может носить и правоподтверждающий и правоустанавливающий характер.

В первом случае речь идет о линейных объектах, созданных и введенных в эксплуатацию до вступления в силу Закона о регистрации.

Закона о регистрации содержит открытый перечень оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

На практике в качестве правоподтверждающих документов заявителями в регистрирующий орган в этом случае представляются планы приватизации. В последних порой отсутствуют либо не совпадают с документами технического учета наименования, адреса, иные сведения, подлежащие внесению в ЕГРП в отношении линейных объектов.

В силу того, что право собственности по плану приватизации является ранее возникшим и юридически действительным, необходимости обращаться в суд за признанием права нет.

Тем не менее, государственный регистратор, для осуществления государственной регистрации заявленных прав, должен убедиться в их бесспорности и в соответствии описания объекта недвижимого имущества в плане приватизации тому объекту недвижимого имущества, права на который заявлены и который описан в техническом документе, представленном на государственную регистрацию. Данные документы должны соответствовать требованиям ст. 18 Закона о регистрации.

Для устранения подобных оснований для приостановления заявители представляют в регистрирующий орган различные разъясняющие справки, выдаваемые в том числе органами местного самоуправления или Администрацией Новосибирской области.

Однако подобные документы не могут являться достаточным основанием для государственной регистрации, поскольку названные органы не наделены полномочиями устанавливать и (или) подтверждать права на недвижимое имущество за конкретным лицом. Подобной юрисдикцией обладают только суды.

Выходом из данной ситуации может являться обращение в суд с заявлением об установлении юридического факта идентичности объекта недвижимости, указанного в плане приватизации и в документах технического учета.

Кроме того, если имело место отчуждение линейного объекта, указанного в плане приватизации, иному лицу, то возможно представление решения суда о переходе права собственности на такой объект с характеристиками, содержащимися в документах технического учета.

В случае если в сроки, предусмотренные Законом о регистрации, заявитель не представит дополнительных доказательств наличия оснований для государственной регистрации заявленных прав, то государственным регистратором прав принимается решение об отказе в ее проведении, как правило, на основании абзацев 4, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.

При оформлении прав на созданные после вступления в силу Закона о регистрации линейно-протяженные объекты заявители также сталкиваются с рядом сложностей.

Действующим законодательством каких-либо исключений при оформлении прав на линейные объекты, не установлено. Равно как и отсутствует особый порядок землепользования при начале строительства таких объектов и последующей выдачи разрешений на ввод их в эксплуатацию.

Поэтому осуществление государственной регистрации права собственности на вновь созданный линейный объект регулируется общими нормами статьи 25 Закона о регистрации.

В связи с чем на государственную регистрацию прав в отношении подобных объектов недвижимости заявителем должны быть представлены:

– акты о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, разрешения на строительство, а также разрешения на ввод в эксплуатацию линейных объектов, полученные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (нормы законов и подзаконных актов, регулирующих данные правоотношения, применяются государственными регистраторами исходя из момента осуществления строительства соответствующих объектов и особенностей таких объектов);

– документ, подтверждающий предоставление земельного участка для строительства линейного объекта в соответствии с земельным и гражданским законодательством (разрешение на разрытие, гарантийное обязательство, представляемые некоторыми заявителями, такими документами не являются).

Отсутствие одного из обозначенных документов позволяет государственному регистратору сделать вывод о наличии критериев самовольной постройки, предусмотренных ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, и принять решение об отказе в государственной регистрации заявленных прав.

При этом наиболее спорным является необходимость представления в регистрирующий орган документов, свидетельствующих о предоставлении земельного участка для строительства линейного объекта в установленном законе порядке.

Неслучайно, при обсуждении вопроса онеобходимости представления землеотводных документов при государственной регистрации права собственности на вновь созданные линейные объекты недвижимого имущества, только 13 из 23 территориальных органа Росреестра посчитали, что предоставление в регистрирующие органы надлежащим образом оформленных документов об отводе земельного участка является обязательным.

Специфика линейных сооружений состоит в их достаточной протяженности и прохождении по значительному количеству земельных участков, имеющих различных собственников и правовой режим.

В этой связи большой интерес представляет Постановление Федерального арбитражного суда северо-западного округа от 16 января 2009 г. по делу N А56-49891/2007. Как следует из его описательной части Закрытое акционерное общество «Бинар» (далее – Общество) обратилось за государственной регистрацией права собственности на тепловую сеть. В качестве правоустанавливающих документов Обществом в регистрирующий орган были представлены Ордер Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга на производство плановых работ и Акт от 08.10.2003 г. приемки в наладочную эксплуатацию тепловой сети.

Согласно пункту 1 статьи 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации (1998 года), действовавшего в период осуществления строительства объекта, разрешение на строительство - документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории.

В соответствии с пунктом 9 той же статьи разрешение на строительство не требуется в случае, если работы по строительству и реконструкции объектов недвижимости не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зданий, строений и сооружений, а также в случае возведения временных зданий, строений и сооружений на площадках, необходимых для организации строительных работ.

Спорный объект представляет собой линейно-протяженный объект, проходящий через территорию общественного пользования, по которой пролегает транспортная коммуникация городского значения. Земельный участок, где находится тепловая сеть, относится к территории общественного пользования. Поскольку такие территории не могут быть включены в земельный участок, образуемый как самостоятельный объект земельных отношений, отсутствует необходимость в отводе земельного участка.

Признавая документы, представленные на государственную регистрацию права, достаточными для проведения регистрации, суды исходили из того, что согласно нормативным правовым актам, действовавшим в период строительства тепловой сети, вопросы прокладки инженерных коммуникаций входили в компетенцию вышеуказанной Инспекции, а приемка таких объектов в эксплуатацию производилась комиссией, назначаемой заказчиком.

Вместе с тем, при обжаловании схожих отказов в государственной регистрации прав на линейные объекты, вынесенных государственными регистраторами Управления, суды полагали законными требованиями об обязательности представления в регистрирующий орган правоустанавливающих документов на земельный участок.

mob_info