Стабилизационный фонд российской федерации сумма. Оценка последствий накопления стабилизационного фонда для экономики россии

Наше настоящее и будущее -
УКРАДЕНО! САМАЯ БОЛЬШАЯ АФЕРА В ИСТОРИИ РОССИИ:
Сегодня Государственная Дума приняла без обсуждения в первом чтении решение, которым у граждан России украден хранящийся в банках США стабилизационный фонд России (собранный на средства с продажи природных богатств России; теперь им будет распоряжаться не государство, а частное ОАО "Рога и копыта") - 5,6 трлн. рублей, что равняется примерно 1/3 доходной части бюджета Российской Федерации.

Такого в нашей истории не было никогда.
И наша оппозиция словно воды в рот набравши.

Законопроект на сайте ГосДумы http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?OpenA

От РП: Мы всё думали, каким образом исчезнет т.н. "Стабфонд" - одна из последних заначек кремлёвского воровского общака. "Общество с ограниченной ответственностью" для "управления" триллионами - это пять с тремя плюсами. Насчёт "втянуть правительтво" в мегаавантюру по неприкрытому воровству резервов - это просто 5, примерно как втянуть портовую проститутку в операцию по соблазнению клиента. Типа "а президент-то и не знает". Бояре плохие, ага .

Министерство финансов готово втянуть правительство в авантюру века. План такой: передать все накопления страны под управление некоего загадочного ОАО (открытого акционерного общества). Государство добровольно вручит ему средства, отложенные страной на чёрный день за восемь лет нефтяного процветания. А именно - Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. И это не всё. Заодно передадут управление всеми государственными займами и поручат рулить временно свободными деньгами федерального бюджета. В общей сложности под контролем таинственной финансовой организации окажется не менее 8,5 трлн. рублей!

Доход от долга

Идея "на восемь триллионов" звучит почти невероятно. Как если бы Минобороны решило поручить управление вооружёнными силами блоку НАТО. Или Минпромторг - призвал перевести все российские предприятия в КНР. Но это - правда. Тревожный звонок для государственных накоплений раздался вроде бы внезапно. В середине декабря по лентам информагентств проскочила - никем не замеченная - такая новость. Президент Дм. Медведев поручил правительству до 1 марта 2012 г. решить "вопрос о создании единой структуры для управления госдолгом, Резервным фондом и Фондом национального благосостояния". Мелькнуло и название новой организации - ОАО "Российское финансовое агентство" (РФА).

Тут есть о чём задуматься. В фондах денег пока хватает. По данным Минфина, на 1 декабря 2011 г. в Резервном фонде лежал 801 млрд. рублей. Фонд национального благосостояния аккумулировал гораздо больше - 2,764 трлн. рублей. Итого: 3,565 триллиона! Государственные займы - ещё 5 трлн. рублей. "Работу с долгами ведём постоянно. Какие-то облигации скупаем, какие-то выпускаем, практически в ежедневном режиме", - рассказывает сотрудник Минфина. Взявшись за ту же задачу, посредник будет работать не бесплатно, типичная ставка - 1%. Так что, госдолг таких размеров - очень лакомый куш.

По задумке, в отличие от ЦБ и Минфина, РФА получит право управлять государственными финансами в рискованном режиме. Примерно так же, как банки управляют деньгами вкладчиков, финансовые фонды - средствами инвесторов. То есть крутят как могут, вкладывая в акции, облигации, валюту - всё что придётся. В надежде заработать прибыль и себе, и клиенту. Порой успешно, порой не очень.

Если бы речь шла о риске одного отдельного вкладчика. Но на кону - вся копилка Российской Федерации. До поры до времени за ней следили как за зеницей ока. С 2004 г. средствами Стабфонда, а затем созданных из него в 2008 г. двух новых фондов (резервного и благосостояния) управлял Минфин. Деньги - хранятся на счетах Центробанка. Система задумана так, чтобы контроль над государственной кубышкой был максимально надёжным. Фонды - нельзя тратить на что попало. Резервный фонд - создан исключительно на случай тяжёлых бюджетных времён, именно он спас экономику осенью - зимой 2008 года. Правда, какой ценой! На пике, в марте 2009 г. в нём было 4,869 трлн. рублей. Сейчас - в шесть раз меньше. Фонд благосостояния - пенсионная копилка будущих поколений. В кризис её почти не потрепало.

Контроль работал восемь лет подряд. За это время нашлось несчётное число желающих растащить накопления. Разумеется - под видом благих начинаний. Время от времени, разговоры на эти темы заводили даже некоторые члены правительства, включая вице-премьеров. Возьми они верх, российскую кубышку постигла бы судьба аналогичных фондов Венесуэлы, Нигерии и Омана. Правительства этих стран, едва начав откладывать часть сырьевых сверхдоходов в аналогичные фонды, не удержались и мгновенно спустили сбережения.

Чёрный август Кудрина

Теперь и в РФ - непорядок. С таким трудом сбережённые триллионы рублей собираются передать в управление структуре, про которую неизвестно почти ничего. Кто за этим стоит? Самое поразительное - Минфин. Эксперты объясняют: идея перевести стрелки управления стабфондами витает в кабинетах министерства с 2008 года. Именно тогда А. Кудрин впервые завёл речь на тему: "нужно повышать эффективность управления государственными активами". Проще говоря: мол, гигантские средства стабфондов из-за многочисленных законодательных ограничений лежат плашмя, а могли бы приносить гораздо больший доход.

Министр предложил замечательный выход - в духе времени. Именно он подбросил правительству идею создать госкорпорацию "Российское финансовое агентство" (РФА). Г-н Кудрин скупился на комментарии, когда его спрашивали: как гарантировать контроль над огромными финансами и кого конкретно отрядят рулить деньгами. Но однажды упомянул: штат корпорации "будет небольшой - несколько десятков человек". Заодно обронил - в него перейдут бывшие сотрудники Минфина, Минэконома и Центробанка.

По счастью, Минфин действовал на редкость нерасторопно. Пока ведомство готовило закон о создании РФА, пока согласовывало его с другими заинтересованными госорганизациями, грянуло 7 августа 2009 года. В этот день президент Дм. Медведев обрушился на госкорпорации и поручил прокуратуре провести комплексную проверку деятельности этих экономически мутных организаций. Его терпение лопнуло: государство выделило семи госкорпорациям 640 млрд. руб. из бюджета, также передало им собственность на 2 трлн. рублей. Отдачи - никакой. Скандал бушевал вовсю. Но тогдашнего главу Минфина это не испугало. Спустя буквально несколько дней г-н Кудрин сунулся к президенту со своим проектом создания новой, восьмой по счёту госкорпорации. Надо полагать, в Кремле его ждал тёплый приём.

На беду министра финансов тогда же разразились два крупных скандала вокруг денег госфондов. В апреле 2010 г. в печать просочилось поразительное постановление правительства. По сути, оно засекретило точную информацию о величине Резервного фонда и Фонда благосостояния. Разумеется, также скрыли любые данные о том, в каких именно активах (акциях, облигациях, валюте и т.д.) размещены накопления. Многие заподозрили неладное. К счастью, опасения не оправдались, Минфин продолжил публикацию отчётов, хотя информацию даёт куцую.

Второй скандал вышел ещё хлеще. Аналитики изучили текст постановления правительства "О порядке инвестирования средств фондов". На первом месте там ценные бумаги правительств 14 государств. Список выглядел так: "долговые обязательства Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга" и т.д. По-русски - никакой системы в перечислении стран нет. Но по-английски - они приведены точно по алфавиту. Кое-кому это дало повод заявить: мол, текст постановления - прямой перевод указаний из-за рубежа.

Минфин в минусе

После такой череды ударов г-н Кудрин быстро открестился от идеи создания госкорпорации, разговоры об РФА заглохли. Только, как выяснилось, не навсегда. Теперь, с приходом нового министра финансов, идея создать эту структуру воскресла из законодательного пепла. Но - уже в виде ОАО.

Высокопоставленные чиновники Минфина вновь затянули старую песню про "повышение эффективности управления госфинансами". "Сложно управлять средствами фондов через Центробанк. Например, закон не разрешает ЦБ работать с акциями и корпоративными облигациями. У Минфина - недостаточно опыта и ресурсов для работы на рынке", - объясняет ведомственную позицию сотрудник министерства.

Напрашивается вывод. Неужели с момента создания Стабилизационного фонда государственной копилкой управляли неэффективно? То есть - Минфин терял огромные деньги? Ничего подобного. Например, средняя доходность знаменитого на весь мир норвежского нефтяного стабфонда (величиной 220 млрд. долл.) - 4,5% годовых. Этот фонд считается эталоном идеального управления госкубышкой. Государственный стабилизационный нефтяной фонд Аляски (есть и такой) зарабатывает 5,8% в год. Между тем российские фонды, в зависимости от года, приносили доход 6-8% годовых. В 2007 г. доход достиг рекордных 10,9% годовых (в долларах США).

Второй момент: ни в одной стране мира правительству ещё не приходило в голову передать управление и накоплениями и госдолгом - не Министерству финансов, а сторонней структуре. Потому что во всех странах - это работа именно Минфина. Правда, были робкие эксперименты в некоторых нефтяных арабских державах. Большинству это не принесло ничего, кроме убытков.

Третье: по закону, Минфин и Центробанк имеют право вкладывать национальные накопления только в самые надёжные из надёжных активов. Новая структура-посредник получит возможность рисковать намного сильнее. По плану Минфина, до половины денег госфондов она сможет вложить в акции, треть - в иностранные облигации. Хотя в кризис от них лучше держаться подальше. Вдобавок услуги финансовой прослойки не бесплатны, они обойдутся бюджету примерно в 1%. Не прибыли - всех средств, переданных в управление.

Итог: риски лишиться части накоплений растут, выгода эфемерна. Зато, судя по всему, три ключевые экономические организации - Минфин, ЦБ и Минэконом - прекрасно договорились и готовят себе то ли запасной аэродром, то ли банальную синекуру. Если дело выгорит, пара десятков очередных "эффективных менеджеров" будут управлять уже не миллиардами, а триллионами. Никто не знает, насколько им хватит оставшегося в стабфондах финансового топлива. Но что сгорит оно достаточно быстро - сомнений нет

Представляю Вам стенограмму моего сегодняшнего выступления при обсуждении в Госдуме законопроекта о создании Специализированной финансовой организации, а, по сути, о переводе средств Резервного фонда и ФНБ Акционерному обществу.

Уважаемые коллеги!

Подобных законопроектов Государственная дума еще не рассматривала. И мне представляется, что многочасовые обсуждения Pussy Riot, внесение в сегодняшнюю повестку дня антитабачного закона и другие подобные вопросы -
это лишь дымовая завеса для рассмотрения законопроекта о создании Росфинагентства.

Фактически, речь в нем идет о том, чтобы средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, активы госдолга передать в управление коммерческой структуре - Открытому Акционерному Обществу "Росфинагентство". И теперь понятно, почему господин Кудрин и финансовый блок Правительства все это время с такой настойчивостью убеждали нас в том, что нужно недоедать, недолечивать, недофинансировать образование, недостраивать дороги и недоремонтировать жилье, а вклдывать все деньги в Резервный фонд. Потому что они копили все эти средства не для народа, а для себя, прикрывая различными словами: инфляция, стабилизация,стерилизация, хеджирование и тому подобное. Они говорили, что это голландская болезнь, если мы вдруг потратим наши сбережения. На самом деле, болезнь не голландская, а вполне русская. И называется она: умыкнуть казну или взять кассу .

Суть данного законопроекта, фактически: конституционные полномочия - на аутсорсинг. Конституционные полномочия Правительства и Центрального банка. И мы уже проходили это на опыте Минобороны, только там это были 4 миллиарда, а не 4 с лишним триллиона, и вентиляционные схемы можно было хотя бы найти и пощупать. А тут же виртуальные деньги и виртуальные акции идут по цепочке от акционерного общества в другие акционерные общества, потом вкладываются в финансовые агентства, а они передают их еще дальше и, как говорится, ищите ветра в поле...

Но вернемся к Конституции. И Резервный фонд и фонд национального благосостояния - это бюджетные средства. Если это бюджетные средства, которые подлежат расходованию, то по нашей Конституции обеспечивает расходование бюджетных средств и исполнение бюджета Правительство российской Федерации. Никакого аутсорсинга по расходованию бюджетных средств не предусмотрено законом. Если эти средства не используются на расходы бюджета, а идут на сбалансированность федерального бюджета, обеспечение сбалансированности денежного обращения, то это средства резервов Центрального банка, и по 75 статье Конституции аутсорсинг тут
тоже не предусмотрен законом.

Вернемся к экономической составляющей. Нас убеждали в необходимости формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, говорили, что если все эти средства тратить внутри страны, то они неизбежно вызовут инфляцию, что тратить их нужно только в других странах... Но в данном законопроекте предлагается через цепочку акционерных обществ вкладывать их именно внутри страны. Но если мы собираемся вкладывать их внутри страны, тогда их логичнее вернуть в бюджет и направлять на наиболее приоритетные, прямые, прозрачные и социально-важные бюджетные расходы, для контроля над которыми у нас работает Парламент, созданы законы, Федеральная конрактная система, мы принимаем бюджет, мы проводим выборы и выбираем, депутатов, которые и должны контролировать расходование бюджетных средств. И деньги должны идти в бюджет, чтобы мы, избранные депутаты, знали, что они направлены на дороги и инфраструктуру, а не на казино, скупку активов и земельные спекуляции.

Если же это деньги "на черный день", как нам говорили все это время, деньги на покрытие дефицита бюджета - тогда это эмиссия. И резервы нужны для поддержания денежного обращения в составе золотовалютных резервов, и
тогда, опять же, если речь идет о сбалансированности денежного обращения, то тогда это полномочия и функции Центрального банка и все они прописаны в Конституции. И никакого аутсорсинга в специализированной финансовой организации, которая вдруг теперь начнет заниматься денежным обращением, эмиссией и всем прочим, не предусмотрено.

На мой взгляд, совершенно ясно, что этот закон - это момент истины. Маски сорваны. Теперь понятно, что все десять лет, все аргументы и все убеждения по поводу Резервного фонда были многоходовкой, чтобы не потратить эти деньги на расходы бюджета, на функции, которые определены Конституцией, а отдать их непонятно кому и непонятно на что. Но если мы должны принять такой законопроект, пусть даже со всеми уточнениями и улучшениями во втором чтении, то тогда мы должны поменять и нашу Конституцию, в статье 7 которой сказано, что Российская Федерация - социальное государство, осуществляющее политику для достойной жизни граждан. И написать честно, что Российское государство - это то государство, которое осуществляет политику в интересах определенной группы лиц, для укрепления их благосостояния и улучшения их жизни. В противном случае, все, что предлагается сейчас в этом законопроекте, противоречит и Конституции, и всем тем многочисленным заявлениям, которые каким-то образом, пусть даже призрачно, оправдывали все это время существование Резервного фонда и фонда национального благосостояния. Справедливая Россия против данного законопроекта, и никакие уточнения, изменения и улучшения во втором чтении ничего не решат.

Константин Гурдин

C 01.01.2008 Стабилизационный фонд был упразднен и разделен на 2: Резервный фонд и Фонд будущих поколений (затем Фонд национального благосостояния). Особую роль в обеспечении бюджетно-финансовой безопасности сыграл Резервный фонд в 2009 году, в период мирового кризиса. Вся сумма накопленного Резервного фонда была направлена на поддержание бюджетно-финансовой сферы в пределах допустимых норм экономической безопасности по таким показателям как бюджетный дефицит, государственный долг, функционирование банковской сферы и прочее. В данный момент Резервный фонд действительно выступил как инструмент бюджетно-финансовой политики в сфере обеспечения национальных интересов. Представители ЕС назвали политику Правительства предусмотрительной, а Министра финансов Кудрина ответственным и правильным политиком. Однако вышесказанное отражает двойственность данной ситуации. Средства не были вложены в реальный сектор экономики, а поддерживали финансовую пирамиду некоторых ценных бумаг .

Таблица 1

Совокупный объем резервного фонда РФ 2011-2015 гг.

Начиная с 2011 года, мы наблюдаем снижение бюджетного дефицита и пополнение Резервного фонда. Подобные возможности имеют страны-экспортеры нефти, формирующие фонды, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Объем суверенных фондов в Российской Федерации и некоторых нефтегазодобывающих странах, % к ВВП на 01.01.2013

Источник: по оценке МВФ.

Положительные оценки зарубежных экспертов российской бюджетно-финансовой политики сглаживания бюджетных рисков и преодоление кризисов, а также опыт других стран заставляет Правительство РФ к дальнейшему "резервированию и стерилизации" бюджетных ресурсов.

С 2013 года федеральный бюджет составляется на основе бюджетных правил, при которых предельный объем расходов федерального бюджета ограничен размером планируемых доходов при "базовой" цене на нефть, увеличенный из расчета одного процента валового внутреннего продукта. Тем самым со...

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

  • - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);
  • - вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
  • - вывозных таможенных пошлин на газ природный;
  • - вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7% прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами. С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2015 г. доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации. С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Следует отметить, что с 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. порядок проведения расчетов и перечислений средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приостановлен.

Учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.

Таблица 3 - Анализ динамики совокупного объема средств Фонда национального благосостояния за 2008-2015гг. в млрд.долларов США, в млрд.рублей.

Как видно из анализа данной таблицы, совокупный объем средств Фонда национального благосостояния в млрд. долларов США при общей тенденции к снижению, претерпевает постоянные колебания. Причем, максимальный объем наблюдается в 2009 году равный 92,89 млрд. дол США, а минимальный - в 2015 году, равный 72,22 млрд. долларов США. Что касаемо совокупного объема национального благосостояния, выраженного в национальной валюте, то здесь наблюдается постоянный рост средств ФНБ за анализируемый период более, чем в 2 раза. И в конечном итоге максимальный объем наблюдается в 2015 году, равный 4784 млрд. рублей, а минимальный уровень установлен в 2008 году.

Однако, хотелось бы отметить, что данный анализ объема средств Фонда национального благосостояния не отражает полной и реальной картины ситуации по ряду причин. Основными из которых, является резкое снижение обменного курса рубля, постоянно растущий уровень инфляции и вытекающие из этого последствия.

Общая тенденция снижения стоимости резервов страны окончательно утвердилась с сентября 2014 года. С небольшими коррекциями она продолжается по сегодняшний день. Всего за этот период страна потеряла около 25% от Фонда национального благосостояния.

Ряд экономистов и ученых выражают сомнения относительно доступности средств ФНБ для срочных нужд российского правительства. По их данным, практически все средства фонда оказались вложены в различные долгосрочные проекты, извлечь их из которых, в случае срочной необходимости, не представляется возможным.

Поэтому говоря об объемах средств Фонда, необходимо учитывать принципиально важный момент. Сегодняшний показатель в 72,22 млрд. долларов -- это не совсем та сумма, которой Министерство финансов может распорядиться в любую минуту. Важен не только объем денег, но и то, где они в действительности размещаются.

В условиях финансового кризиса стоит ожидать ускорение темпов расходования резервов.

Кроме того, потребность в деньгах зависит не только от реального состояния экономики, но и от не всегда поддающегося точному расчету фактора: от уровня доверия к власти и финансовым органам. Так, в декабре 2014 года был принят Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", согласно которому до 10% средств Фонда национального благосостояния может быть размещено в российских банках для финансирования инфраструктурных проектов. И в декабре 2014 года банк ВТБ уже получил первый транш в размере 100 млрд. рублей из ФНБ.

По мере исчерпания резервов давление на финансовые рынки только усилится, а значит, потребуется больше финансовых средств на поддержание относительной стабильности.

На наш взгляд, для дальнейшего роста активов страны в целом на ближайшую перспективу необходимо сохранение неизменными двух важных параметров: стабильная цена нефти на уровне пятидесяти долларов за баррель и отсутствие попыток удержания курса национальной валюты на определенном уровне, т.е. продолжающееся свободное падение рубля.

Любая экономика должна иметь запас прочности. История финансовой прочности в России завершила очередной цикл. Стабилизационный фонд РФ создан в 2004 году, как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года. Основной идеей «бюджета развития» было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать «локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса.

Новая идея стабилизационного фонда поначалу была прямой противоположностью идеи «бюджета развития». Она предполагала, в первую очередь, формирование финансового резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения цен на нефть, во вторую очередь - стерилизацию избыточных долларовых доходов от экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря тому, что сверхдоходы будут вложены в иностранные активы. Наконец, стабилизационный фонд должен был стать резервом для решения проблем финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе.

Идея была поддержана практически всеми - успешная практика функционирования таких фондов во множестве государств мира, от Норвегии до Катара, говорила сама за себя.

1. Стабилизационный фонд Российской Федерации - часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

(Согласно БК РФ, ст. 96.1)

2. Стабилизационный фонд Российской Федерации, основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета.

Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс (Urals); первоначально “цена отсечения” была установлена на уровне $20 за баррель).

Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

3. Стабилизационный фонд РФ перед разделением

Совокупный объем Стабилизационного фонда РФ на 1 января 2008 года составил 3 трлн. 849,11 млрд. руб., что эквивалентно 156,81 млрд. долларов США (по данным Министерства финансов РФ).

Более детально, денежные активы (monetary assets) Стабилизационного фонда состоят: 66,85 млрд. долл. США (USD), 59,95 млрд. евро (EUR) и 7,7 млрд. фунтов стерлингов Великобритании (GBP). Изначально закладывались следующие пропорции между мировыми валютами: USD - 45%, EUR - 45% и GBP - 10%.

4. Средства Стабилизационного фонда Российской Федерации могут быть использованы:

· на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в ходе его исполнения;

· на погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2005 ГОД» от 23 декабря 2004 года №173-ФЗ Статья 3)

Средства Стабилизационного фонда сверх базового объема должны направляться исключительно на замещение источников внешнего финансирования дефицита бюджета и (или) досрочное погашение государственного внешнего долга.

(БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ В 2007 ГОДУ» от 30 мая 2006 года) 2007 г.

n имущественного взноса Российской Федерации в уставный капитал государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в сумме 180 000 000,0 тыс. рублей;

n имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию "Российская корпорация нанотехнологий" в сумме 30 000 000,0 тыс. рублей;

n формирования Инвестиционного фонда Российской Федерации в сумме 90 000 000,0 тыс. рублей.

Стабилизационный фонд РФ был создан в 2004г. Предполагалось правительством использовать его для сглаживания различных экономических трудностей, а так же поддержки экономики. Разговоров было много и суммы в фонде были накоплены поистине астрономические. Давайте посмотрим как его использовало наше правительство. Что то не шумят о нём последнее время на каждом углу. Видимо шуметь уже не о чем.

И так в 2004г. предполагали в стабилизационном фонде накопить 83,4 миллиарда рублей. Однако к 2005 году средств там оказалось в пять раз больше – более 400 миллиардов рублей. В 2005 году тенденция сохранилась, к концу 2005 года в Стабфонде был триллион рублей, этому способствовали хорошие цены на нефть. Благодаря постоянным отчислениям стабилизационный фонд рос и на 30 января 2008г. составил 3 триллиона 851,80 миллиарда рублей.

Deutsche Bank опубликовал список крупнейших государственных инвестиционных фондов мира по состоянию на 2007 год. В первую тройку вошли: Abu Dhabi Investment Authority (ОАЭ, $875 млрд.), Government of Singapore Investment Corporation (Сингапур, $330 млн.) и Government Pension Fund – Global (Норвегия, $322 млрд.). Стабилизационный Фонд России оказался на восьмом месте по размеру активов – $127 млрд. В первую десятку также вошли структуры из Саудовской Аравии, Кувейта, Китая и Гонконга.

с 1 февраля 2008 г. Стабфонд как таковой исчезнет. Утвержденные правительством правила закрепят его раздел на нефтегазовый трансферт, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Российское правительство уже начало залезать в Стабилизационный фонд. По словам вице-премьера и министра финансов А. Кудрина, на так называемые «институты развития» в 2008 году было направлено 640 млрд. руб.: 300 – из Стабфонда и 300 – из дополнительных доходов бюджета. К таким институтам Кудрин относит: Банк развития – на его капитализацию будет дано 180 млрд. руб.; корпорацию по управлению ЖКХ – Фонд содействия реформе ЖКХ, 240 млрд. руб.; корпорацию по нанотехнологиям – 130 млрд. руб.; Инвестфонд – 90 млрд. руб. Что же мы видим? Кто получает помощь от государства? В первую очередь банки, фонды, «нанотехнолог» Чубайс. Всё понятно, у простых Россиян возникает вопрос, куда потратят такие большие деньги? Конечно их сожрёт российский чиновничий аппарат, как и любые государственные и народные деньги. Конечно, стоит отметить, что стабфонд помог рассчитаться со всеми государственными долгами, набранными при Ельцыне, однако это наверное единственное разумное использование этого фонда.

Ещё очень интересная вещь, касающаяся инвестиций, в свою экономику стабфонд средства не инвестирует. В постановлении правительства дословно говорится: «о порядке инвестирования средств Стабфонда» страны, в ценные бумаги правительств которых Минфин может вкладывать денежные средства, расположены в странном порядке. Цитируем по официальному сайту Минфина РФ: «долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов » Если взять все эти страны перечисленные здесь и перевести названия их на английский, то получится строго по алфавиту (по английскому алфавиту) Отсюда простой вывод постановление нашего правительства об инвестициях стабилизационного фонда было первоначально написано на английском. Здорово, правда. На досуге надо будет как нибудь ещё попереводить государственные документы на английский. Может выяснится, какие постановления ещё наше правительство принимает переводя дословно приказы с запада. Получается в Минфине у нас сидят совсем идиоты, у них не хватает ума не публиковать дословные переводы западных указок им. Ну соответственно понятно, что свою страну инвестировать не надо, мы ведь и так богатые.

Вот и получается, что Стабфонд РФ финансирует западные экономики и растаскивается конторками типа Роснано. А сколько крика раньше было – фонд будущих поколений, поможет России на ноги встать и поднять экономику. Сейчас такие крики стихли, зачем привлекать общественное внимание, когда фонд активно разворовывается.

Нам конечно, как населению России, ничего тут не светит и не обломится. Все трудности сейчас спишут на кризис – очень удобно.

mob_info