Специфика профессии юриста – где требуются. Как устраиваются выпускники вузов Кем работают выпускники

«Факультет экономической безопасности - что это?» Подобный вопрос задает себе большое количество абитуриентов при выборе специальности, на получение которой они хотели бы претендовать. Что ж, экономическая безопасность - отличный выбор.

Экономический и юридический факультеты уже долгие годы относятся к числу популярных, а факультет экономической безопасности находится на стыке между экономикой и юриспруденцией. Поступать на этот факультет очень перспективно, т. к. при наличии необходимых усилий в будущем можно сделать отличную карьеру и стать банкиром, министром, руководителем огромной корпорации, политиком…

Факультет экономической безопасности: кем работать после окончания учебы?

Даже те выпускники данного факультета, которые не пытаются «прыгнуть настолько высоко» и не ставят перед собой настолько глобальные цели, как политика и руководство большим предприятием, все равно не останутся без работы. Те, кто окончил факультет экономической безопасности, всегда будут востребованы в качестве а также различных специалистов, которые помогают обеспечивать налоговую и экономическую безопасность как отдельного предприятия, так и всей страны. Во втором случае они требуются в различных организациях, которые представляют законодательную и исполнительную власть, в экономических и информационных отделах коммерческих и государственных организаций различной направленности.

Они владеют нужными знаниями для того, чтобы сделать сферу экономики законной, предупредить или расследовать различные экономические нарушения и преступления. Те, кто окончил факультет экономической безопасности, но у кого не лежит душа к работе в налоговых органах, органах власти или банках, могут заниматься преподавательской деятельностью и читать этот предмет учащимся в различных образовательных учреждениях с экономическим уклоном.

Где еще могут работать выпускники этого факультета?

Студенты, окончившие факультет экономической безопасности, могут также рассчитывать на работу в бухгалтерских и финансовых отделах компаний различной направленности, в том числе и на режимных объектах, и во многих других местах. Универсальность и современность образования, полученного на этом факультете, дают выпускникам возможность прекрасно адаптироваться в сфере бизнеса и на современном рынке труда.

На какую зарплату могут рассчитывать выпускники этого факультета?

В самом начале своей карьеры выпускники экономического факультета получают обычно от 25 тысяч рублей в месяц. Само собой разумеется, что с увеличением опыта работы повышается и заработная плата. Если человек отлично разбирается в своем деле и знает в налоговых вопросах все ходы и выходы, он может претендовать на зарплату в 60 тысяч рублей и выше. Тем, кто сумел дослужиться до должностей главных экономистов и бухгалтеров крупных предприятий, стоит рассчитывать на зарплату в 90 тысяч и более. Разумеется, данные цифры - лишь приблизительные показатели, и точный размер заработной платы зависит от особенностей региона и организации.

Какие экзамены нужно сдать для поступления на этот факультет и какие дисциплины изучают его студенты?

Для того чтобы поступить на факультет экономической безопасности, нужно сдать математику, русский язык и обществознание.

Подготовку, которую получают студенты указанного факультета, можно по праву назвать универсальной. В процессе учебы они постигают предметы, связанные с экономикой, юриспруденцией, финансами. К числу самых важных из них относятся бухгалтерский учет, статистика, страхование, экономика предприятия,

В процессе учебы студенты занимаются и Ее направление они выбирают близко к профилю своей специальности.

Как и все студенты, учащиеся данного факультета проходят практику. Она осуществляется в различных налоговых органах, экономических отделах, бухгалтериях организаций самых разных сфер бизнеса и промышленности.

Сложно ли учиться на факультете экономической безопасности?

Поступать на данный факультет и учиться там не более и не менее сложно, чем на любых других. Во многих вузах имеется факультет экономической безопасности. Отзывы студентов и выпускников говорят о том, что если лежит душа к этой специальности, если обладать нужным уровнем умственной и физической подготовки, учиться, а не лениться, то всё получится.

Учиться на данном факультете можно как очно, так и заочно. Срок обучения на очной форме составляет 5 лет, на заочной - 6.

В большинстве университетов данный факультет предлагает несколько специализаций, и каждый студент может выбрать именно ту, которая ему по душе.

В завершение скажем, что если в том университете, в который вы хотите поступить, нет факультета экономической безопасности, присмотритесь к другим факультетам. Возможно, у вас есть кафедра экономической безопасности на базе факультета «Экономика и право».

В этом году вузы окончили около 500 тысяч бюджетников. Далеко не у всех выпускников к моменту окончания вуза был опыт работы. Куда легче всего устроиться, если кроме учебной практики за плечами нет ни дня рабочего стажа?

В первый же год после окончания вуза работу находят 75 процентов выпускников. По данным портала Superjob, проще всего устроиться на работу выпускникам без опыта в банковской сфере, IT-компаниях и на предприятиях крупного бизнеса. Взять на работу новичка с дипломом готовы 60 процентов работодателей (до кризиса таких было 72 процента).

Что предлагают специалистам с дипломом, но без опыта работы? Расклад такой: 13 процентов работодателей - должности в сфере продаж, закупок или работу с клиентами, 11 процентов - инженерные специальности, 10 процентов - рабочие профессии. Примерно столько же готовы взять выпускника университета на работу администратором или офис-менеджером.

А вот программистов, как ни странно, ждет всего 4 процента работодателей. Кроме того, по-прежнему нужны секретари, диспетчеры, продавцы и бухгалтеры, юристы. Если в прошлом году 50 процентов работодателей сказали, что довольны качеством подготовки молодых специалистов, то в этом году таких только 47 процентов. Вот основные претензии: "средняя теоретическая подготовка", "высокий уровень амбиций", "зашкаливающее самомнение". Проще всего найти работу тем выпускникам, кто, будучи студентом, проходил стажировку. Так или иначе, около 80 процентов работодателей рассматривают варианты сотрудничества со стажером. И только 22 процента редко приглашают стажеров на работу или делают это очень избирательно.

Пять лет назад только 17 процентов выпускников педвузов искали работу в сфере образования, сейчас таких в полтора раза больше. Гораздо реже будущие учителя хотят теперь идти на административную работу, в отделы кадров, маркетинг и рекламу.

Основные претензии к выпускникам: средняя теоретическая подготовка, высокие амбиции

Педагоги хотели бы получать в месяц от 40 тысяч рублей (Москва). В действительности в московских школах можно заработать гораздо больше. На сайтах школ указаны средние зарплаты педагогов (без учета доходов администрации), в некоторых - 73 000, 79 000, 78 000, 77 000 рублей... В Новосибирске выпускники педвузов рассчитывают на 23-25 тысяч рублей, в Саратове - в среднем на 15 тысяч. Кстати, один из саратовских интернет-порталов попросил своих читателей анонимно ответить на вопрос о доходах. Вот что получилось: автор студенческих работ может заработать до 45 тысяч рублей в месяц, профессор в вузе - 37 тысяч.

Но больше всего сейчас везет выпускникам сельхозвузов. В последние пять лет спрос на них постоянно растет.

Нужны агрономы, зоотехники, ветеринары, технологи в перерабатывающую промышленность, - рассказала проректор Уральского государственного аграрного университета Ольга Лоретц. - Работодатели готовы брать на работу и специалистов со стажем, и выпускников без опыта работы. Крупные предприятия предлагают хорошие зарплаты - 25-30 тысяч рублей в месяц. Многие наши выпускники сами открывают фермерские хозяйства.

Есть спрос на экономистов и бухгалтеров, которые знают не только макроэкономику, но и все про надои и удои. К сожалению, в последнее время экономические факультеты во многих отраслевых вузах закрылись как непрофильные. Недавно вуз проводил мониторинг трудоустройства, и выяснилось: 90 процентов выпускников, которые сразу после окончания вуза не поехали в село, через два года все же возвращаются и работают по специальности.

Очень нужны сегодня врачи. Но не все. Больше всего вакансий на рынке труда для стоматологов, офтальмологов, отоларингологов, гинекологов. На первом месте среди выпускников медвузов - фармацевты. К сожалению, их приглашают не фармпредприятия, а аптечные сети и супермаркеты, которые открывают в торговых залах киоски с лекарствами.

Досье "РГ"

Самые востребованные у работодателей вузы

Сельскохозяйственные: Ставропольский государственный аграрный университет, Кубанский государственный аграрный университет, Воронежский государственный лесотехнический университет, Уральский государственный аграрный университет, Донской государственный аграрный университет, Ульяновская государственная сельхозакадемия им. Столыпина, Красноярский государственный аграрный университет.

Медицинские: Нижегородская государственная медакадемия, Казанский государственный медуниверситет, Сибирский государственный медуниверситет, РНИМУ им. Пирогова, Первый Санкт-Петербургский госуниверситет им. Павлова, Северный государственный медуниверситет, Иркутский государственный медуниверситет.

Инженерные: МИФИ, Университет ИТМО, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, МФТИ, МИСиС, МГТУ им. Баумана, Пермский национальный исследовательский политехнический университет.


Не ходите дети в Африку гулять...

В принципе кем угодно и примеров тому множество. Но, когда мне задают такой вопрос, то обычно имеют в виду, где выпускник биофака может работать по специальности.

Решил написать сам для себя, что бы такое можно ответить школьникам и студентам.

Для начала разберемся, что значит работать по специальности. В моем дипломе указана специальность «Ботаник». Можно ли работать ботаником? Можно, но за то, что ты «ботаник по жизни» денег обычно за это не платят.

А если серьезно, какие есть варианты? Под работой по специальности будем подразумевать использование спец. знаний и умений изученных в ВУЗе. Вариант уехать из России в данном тексте не рассматривается (введем ограничение модели:).

Тут приходится думать очень долго...

После длительного размышления можно выделить 7 основных вариантов.

1. Научный сотрудник или преподаватель в ВУЗе или научном институте, музее,

2. Работа в биотехнологической, агробиологической, медицинской или инновационной компании,

3. Учитель биологии в школе или педагог дополнительного образования, репетитор

4. Врач или ветеринар

6. Журналист

7. Ландшафтный дизайнер

Рассмотрим их подробнее

Научный сотрудник или преподаватель в ВУЗе
или научном институте, музее

Закончить университет и работать на благо Альма-матер, наверное, мечта как минимум половины студентов. Как с этим в МГУ?

Остаться в МГУ (во всяком случае, на биофаке) довольно сложно: первые лет 5 «светят» ставки инженеров и лаборантов и маленькая зарплата (ок. 5000 р.). Через 3, реально 5 лет «освободится» (в основном естественным путем) ставка научного сотрудника и будет БОЛЬШАЯ зарплата (20000 р., если я не прав - пишите!).

А как же гранты, гос. контракты и т. п.? - спросите вы. Гранты не дают - кризис. Если и дают, то деньги небольшие (для примера можно посмотреть средний размер гранта РФФИ), на з/п идет мало (все равно все съедят налоги), лучше купить реактивы и оборудование, в итоге в России гранты не кормят (хорошо если грант даст прибавку в 3000 р./мес.). И чем дальше, тем больше проблем при получении денег . Опять же, если известны исключения - пишите.

В итоге большинству сотрудников нужно иметь либо альтернативный источник доходов (родители, муж, ... → определенного рода селекция тех, у кого есть богатый муж или богатые родители) или где-то еще работать. К сожалению, доп. работа со временем может стать основной.

А что это я все про з/п да про деньги? Просто... при выборе места учебы этот момент кажется не таким важным, зато его актуальность значительно возрастает после получения диплома. Интересная учеба еще не обещает интересную работу, а количество времени «свободного» для науки часто имеет положительную корреляцию с получаемым результатом.

Из проблем ВУЗовского ученого - замкнутая среда той самой Альма-матер. В отличие от Европы, у нас нет никакой мобильности ученых: все варятся в одном соку и до защиты докторской диссертации помнят, кто кому наступил на ногу на первом курсе, увел девушку, разбил колбу, поставил «неуд» на экзамене и многое другое (да и после защиты не забывают).

Еще одна проблема - пед. нагрузка. Есть большая вероятность того, что оставшись в ВУЗе, большую часть времени придется не заниматься наукой, а вести занятия у студентов. К этому тоже надо быть готовым.

С институтами РАН я знаю ситуацию хуже. Думаю уровень з/п сопоставим и чаще ниже. С грантами все тоже. Зато пед. нагрузка не светит.

Музеи . Их мало. У музеев федерального подчинения проблемы с финансированием, з/п как в ВУЗе или ниже. В городских музеях насколько, я знаю ситуация лучше (ср. дарвиновский и зоологический музеи в Москве), подробностей не знаю, но вряд ли все выпускники биофака могут трудоустроится в дарвиновский музей.

Т. о., выбирая этот путь («научный сотрудник») стоит дать себе четкий ответ на вопрос «Зачем?», чтобы не забыть в процессе о цели пути.

Работа в биотехнологической, агробиологической,
медицинской или инновационной компании

Есть несколько возможных вакансий/вариантов: можно работать лаборантом, научным сотрудником (исследователем), научным консультантом, разработчиком или менеджером

Лаборантом можно устроиться в одной из многих биомедицинских компаниях (в основном связанных с ДНК-диагностикой). Что надо делать? Капать нуклеотиды и праймеры по пробиркам, ставить ПЦР (или аналогичные варианты). З/п 40000 р. при полной неделе (или при 2 через 2). Вопрос, стоит ли для этого учиться 5, а то и 6 лет, остается открытым. Через 2 мес. работы навыки капать по пробиркам будут идеальны, но что дальше? Времени-то на науку (за которой все идут в ВУЗ) нет. Какие перспективы? Карьерный рост может заключаться в переходе на менеджерскую позицию и управление лаборантами.

Работа научным сотрудником (исследователем) в компании, ведущей прикладные исследования. Это вроде бы как раз то, ради чего кажется все учились (те, кто хочет и науку, и деньги)? Но где найти такую фирму? Реальные биомедицинские, биотехнологические, компании либо не могут себе позволить вести исследования, либо это крупные корпорации, у которых исследовательское подразделение странным образом находится не в России. Известное мне исключение «Данон», и возможно что-то связанное с бактериями и нефтью/газом. Есть подозрение, что компаний таких мало, чтобы устроиться в них нужны связи, про з/п ничего не знаю

Промежуточный вариант работа технологом , например, на грибоводческом хозяйстве. З/п ок. 20000 р., не забудьте одеть сапоги, придется месить навоз или опилки. Устроиться технологом в биофармацевтическую компанию просто нереально (в России нет своей биофарм. промышленности).

Работа научным консультантом . Тут нужен знания и опыт работы. Можно идти в крупное фермерское хозяйство или растить грибы. З/п м. б. очень неплоха. Нужно дойти до статуса консультанта и наверное параллельно надо в науке работать. Мне известны счастливые сочетания в области картофелеводства. Самое забавное, что востребовано как раз то направление, которым все пренебрегают во время обучения («скучно, не интересно, это не наука»). Возможно что-то такое есть в области патогенных грибов или биодеструкции.

Работа разработчиком . Можно коммерциолизировать свою научную разработку. Денег на это выделяется много ( вопрос, куда они уходят ). Рассказывать об этом можно долго (вам интересно?), факт в том, что даже если все очень круто, нужно и перспективно, в проекте достижим реальный результат, который будет куплен, деньги за разработку будут через 3 - 5 лет. Что же есть все это время? См. др. варианты.

Работа менеджером (то есть по административной части). Строго говоря не является работой по специальности, но это наверное самый распространенный исход. З/п от 20 - 30 000 и до... Реально логистика, растоможка и т. п. В основном все завязано на Китай + есть крупные компании типа Байер, Марс и т. д.

Учитель биологии в школе или педагог дополнительного образования.Репетитор

Школа. Тоже писать можно долго. Сколько получает учитель в Московской школе? От 3000 и до... (ну, я так думаю до 60000 - 80000 р.). В общем вроде неплохо, но реально придется забыть про науку (или про деньги). Образование даваемое биол. ф-том строго говоря не педагогическое (далее пропустим блок о призвании/ образовании/профессии). Рисуем картину темными красками: полная нагрузка, огромное количество бумажек, психолго-педагогический и административный вынос мозга, а уж если ты завуч и клас.рук… Разница между частными и гос. школами не так велика. Частные: меньше классы и (часто) уровень школьников, но может бумажек бумажек тоже будет меньше (не факт). Возможно есть частные школы с высокими стандартами образования как в «элитных английских», но где те школы? Самое интересное, что и з/п б. м. одинаковая.

Доп. образование. В дополнительном образовании у учеников больше мотивация, обучение носит более профильный характер и требует больше спец. знаний. Но сначала меньше денег, рост з/п носит очень плавный характер, а с новыми порядками начисления зарплаты не ясно, что будет (как и в школе). Много зависит от руководителя структурного подразделения и/или директора. При пессимистично-успешном варианте карьеры «светят» бумажки и админ. должности → зав отделом → зав сектором → не остается ни науки ни педагогики, а только работа с кадрами, план работы подразделения и годовой отчет.

Репетиторы потихоньку вымирают. Ранее они готовили к спец. экзаменам, а сейчас ЕГЭ, требующий своего типа подготовки. К ЕГЭ неплохо готовят именно школьные учителя, а не вузовские преподаватели. В любом случае вряд ли репетиторство может быть основной работой, обычно это доп.

Журналистика

Для биол. журналистики вроде нужны знания (вроде по специальности), но не нужна такая журналистика. Кто-то пишет, потому что не может не писать, кто-то пишет, потому что нужны еще деньги, но мне не известны те, кто живет только этим.

Врач или ветеринар

О работе врачом или ветеринаром даже рассуждать не буду. На биофаке, в общем и целом, этому просто не учат. Есть другие ВУЗы, и не меньше проблем для обсуждения и вариантов развития событий.

Работа в министерстве или департаменте

Работа в министерстве или департаменте - это работа чиновником. Что для этого нужно? Биол. образование или связи? Про з/п молчу. Это интересно? Успешно, наверное.

Работа в ландшафтном дизайне

Работа Ландшафтным дизайнером может и подойдет под определение «по специальности», но биофак вряд ли этому учит? Открытым остаются вопросы, кем работать и где работать?

Сравнив все рассмотренные варианты, становится ясно, что выбор достаточно ограничен, п оэтому реально, закончив биофак, его выпускники в России работают:

· Фотографами

· Дизайнерами

· Пром. альпинистами

· Нянями

· В Макдональдсе (если не закончили биофак)

· Сбивают лед с крыши

· Учат танцам

· Идут в манагеры

· Создают свой бизнес

· Ну, или уезжают заграницу

При этом они, конечно, используют знания, полученные на факультете, но...

Напишите, если я что-то забыл или неправ. Интересно обсудить.

Любовь к мудрости называется философией.

Цицерон

Что такое философия?

Давайте заглянем в самый популярный энциклопедический источник - Википедию. Итак, филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.

Кто такой философ?

И опять давайте обратимся к Википедии: «Фило́соф (др.-греч. φιλόσοφος — любящий мудрость, любящий знания, любознательный, стремящийся к истине, искатель истины) — человек, который занимается поиском истины, изучением сущего. В связи с тем, что каждый человек на протяжении всей своей жизни занимается поиском истины (как говорили древние: каждый человек — философ), философами называют тех людей, которые этому занятию уделяют первоочередное внимание».

Получается, что каждый из нас философ. Ведь все мы время от времени, а бывает, и большую часть времени думаем над вопросами: «Кто я? В чем мое предназначение? В чем смысл жизни и есть ли он? Что выбрать и какой дорогой пойти?»

И если Вы делаете поиск ответов над вопросами делом всей жизни, вы официально называетесь философом. Если же вы иногда рассуждаете на философские темы и о своем месте в этом мире, то для окружающих, выражаясь повседневным языком, вы погрузились в хандру.

Рассмотрим первый вариант, вы - философ! Что вас ждет?

С детства вы были задумчивы, читали книжки не по годам. Или, наоборот, непоседливы, энергичны, легки… Теперь вы студент философского факультета. И это становится объектом нашего повышенного внимания. Возникает совсем не философский вопрос - а куда идти выпускнику с дипломом, в графе которого указана специальность «философ»?

Я училась на факультете социологии и политологии, где в течение 2-х лет преподавали предмет «философия». И это был один из моих любимых предметов. Судите сами, где еще все вами сказанное есть истина? Математика? Литература? Или может быть история? Нет, таких наук больше нет и в этом уникальность философии!

И все же, кем работают философы? С этим вопросом я обратилась в деканат философского факультета. Вот, что мне сказали: «Наши выпускники везде находят себя, в разных отраслях». Согласитесь, ответ вполне в духе факультета. Но ведь это действительно так. Если Вы философ, Вы можете делать научную карьеру, а можете уйти в журналистику или открыть свой бизнес.

Подтверждением этому служит и небольшое интервью с бывшим студентом философского факультета , который, спешу отметить, в настоящее время работает в одном крупном рекламном агентстве.

- Роман, кем могут работать выпускники философского факультета?

- Какие планы на будущее у среднестатистического студента философского факультета?

- Реклама, журналистика, секретариат, в общем куда возьмут. По-моему, это сейчас касается почти всего образования. Заканчиваешь одно, а работаешь там, куда берут. Ну а особые счастливцы работают где захочется. Так что, философский факультет не исключение.

- Какие минусы и плюсы учебы на философском факультете?

- Не понравилось изобилие лишнего народу среди студентов, которые туда случайно поступили и не разделяют твоего благоговения перед Фукидидом, много «выскочек», людей с Богатым Внутренним Миром…Некоторым башню сносит от Ницше и Вольтера... И самый главный минус - у всех кафедр свой подход к преподаванию, нет единой выстроенной системы, в которую бы укладывались все осваиваемые знания. Это серьезный минус.

Среди плюсов можно отметить хорошую атмосферу, почти все преподаватели вызывают уважение, можно высказывать свое мнение, отличное от преподавательского, ну и фундаментальное изучение философских дисциплин - это вообще добро.

Таким образом, философское образование универсально по своей сути и, прежде всего, делает Вас всесторонне развитой личностью, личностью, чьи знания становятся базой дальнейшей жизни. И, тем не менее, любая учеба - это огромный труд. А на философском факультете придется трудиться очень серьезно. И, если вам философия действительно интересна, тогда дерзайте и не бойтесь. Сартр говорил, что человек - это чистый лист бумаги, и вы сами пишете себя и свою историю!

P.S. Вот и мне пригодились 2 года философии, что еще раз подтверждает ценность, вернее бесценность, данной науки! Удачи!

Ксения Третьякова

Мне нравится


Здравствуйте! Я учусь на факультете физики электроники и компьютерных систем, но компьютеры сильно не люблю, а с другой техникой вообще враждую - руку у меня не стоят абсолютно. Напротив - я люблю читать, смотреть, размышлять, одним словом гуманитарий чистой воды. Теперь не знаю что делать. Учусь, как технарь и не вижу себя хорошим специалистом, а переходить на гуманитарные науки - найду ли себе хоть какую-то работу, чтобы прокормить себя, будущую семью.

Прям как я, ты не одинок, не волнуйся

Если хотите заниматься воспроизводством сущего, Алексей, то сидите где сидите - "прокормитесь". А если желаете творить, то придется отказаться от воспроизводства мещанских идеалов благополучия.

Лучше дизайнером йий Богу

Нужно быть умнейшим человеком - философом, что бы ничего полезного не делать но общество тебя кормило и одевало и тобой восхищалось. Посколько я не философ, моё личное опредиление философа - дармоед, пораждающий дармоедов.

А в чем польза брат?

Совершенно с вами согласна: филосов - дармоед, порождающий дармоедов. Философию можно изучать самостоятельно, раз у кажого человека свой подход к осмыслению происходящего. Ну может быть просто курсы, бесплатные, преподаватели-интузиасты. Но работать философом и оплачивать их труд из бюджета, где наши налоги - это деньги на ветер!!!

Галина, если Вы настолько не далеки, не стоит свой ум пытаться демонстрировать. Лучше русским языком займитесь, орфографические ошибки как-бы намекают) По Вашим рассуждениям понятно, что высшее образование вообще Вами не получено/не освоено. Учитесь.

Рома, спустись на землю. Я знаю мою ошибку в тексте, с кем не бывает? Насчет учиться, так я тебе посоветую, прежде всего, поучиться быть воспитанным и вежливым, не указывать на качества человека, если вы с ним не знакомы, или что мое личное мнение не совпадает с вашим. Я написала то, что считаю нужным. Кто-то может соглашаться, кто-то нет. Дело каждого. За моей спиной мех-мат. Математики не рассуждают, они решают, доказывают. Так что вы сами недалЁкий, и очень невоспитанный. Таких как вы, Рома, в школе называли "выскочками" и не любили. Философ, размазывающий сопли. Рома - сиди дома и слушай, что говорят взрослые, наивный. Пожалуйста, проверь мои синтаксические и орфографические ошибки. Это для вас домашнее задание. Чао. Спи спокойно, государство о тебе позаботиться.

Галина, вы сказали, что не нужно указывать на качества человека, если ты с ним не знаком, тогда почему же называете философоф дармоедами? Философы- интеллектуальная элита страны.

Начни с русского языка)

Вот на счёт того что философы дармоеды, это зря, и кто так говорит точно прогуливал пары, либо вообще ни учился в вузе. Галина писавшая выше, вас это касается в первую очередь, отстаиваете тут свою узкую точку зрения так яро, что становется грустно за державу, если вы математик и не знаете, что Пифагор был в первую очередь Философом и он, кстати для общего развития математиков, Пифагор впервые в истории назвался философом, об этом написано везде, так вот это не мешало быть ему учёным и совершенствовать мир, теорема пифагора к примеру или его уникальная таблица умножения, раньше в СССР ещё печатали на обороте тетрадей. Все величайшие мыслитили изменявшие наш мир были философами прежде всего, если бы их не было мы бы в каменном веке жили досих пор. Вы доказывает их теоремы, пользуетесь тем что придумали они-философы мира, и говорите дармоеды, сами то что сделали для мира.... Вообщем если вы не сведущи в чем то, лучше промолчите, если бы мы встретились в живую я бы привёл вам(тем кто думает, что философ дармоед) 1001 факт и аргумент того что вы глубоко заблуждаетесь, и в итоге вы бы в этом признались и попросили бы извинить вас за выше невежество.

1. Философы - идеальные кадры в продажах. Хорошие философы - в продажах идеологии.

Дополнительное образование даст им возможность стать хорошими маркетологами, пиар менеджерами, хед-хантерами, бренд-менеджерами.

Социологам, политологам - платят мало. Журналисты - не интересно ввиду отсутствия стремления к истине внутри профессии.

Политологи и религиоведы - несуществующие специальности.

2. Любая конкретная дисциплина, включая математику, физику и прочая - есть частный случай философии.

Развитие конкретных дисциплин происходит только через переосмысление самой дисциплины через призму философии. Стоит убрать философию из образования и, через некоторое время, фундаментальная наука покатится под откос, другие страны вырвутся вперед.

Самая главная задача философа и его работа сейчас лежит в рамках социального переустройства мира. Но, к сожалению, в данном сегменте, тяжело пробиться в люди, принимающие решения. С улицы не возьмут. Тем не менее политик - обязан иметь философское образование. Иначе будет дурдом и законы взбесившегося принтера.

Большинство из нас учится для того, чтобы найти затем хорошую работу. В свою очередь, каждому уважающему себя вузу интересно положение выпускников на рынке труда и их оценка полученного образования. Этим вопросам посвящено одно из последних исследований Центра внутреннего мониторинга ВШЭ. Весной 2011 года было опрошено 1748 выпускников, которые окончили университет в разные годы (2004-2010).

«Не для школы, а для жизни мы учимся» - таков девиз Высшей школы экономики. «Вышка пытается в первую очередь обеспечить учащихся аналитическим инструментом, - объясняет принципы обучения в Высшей школе экономики ректор . - Невозможно преподать весь массив знания ни в одной отрасли знаний, можно научить его добывать. Совершенно неизвестно, чем будут зарабатывать наши студенты через пять лет, технологии и в материальном производстве, и в информатике, и в социальной жизни, и в финансовой жизни меняются так быстро, что если мы сегодня всех будем учить хорошо отработанным инструментам зарабатывания денег, не факт, что они не проиграют завтра. Мне кажется, что выпускник исследовательского университета должен иметь возможность осваивать любую технологию самостоятельно, и это его выделяет, отличает от стандартного вуза».

Именно поэтому в Вышке делают акцент на преподавании теории и развитии личностных навыков, способствующих адаптации к постоянно меняющимся окружающим условиям. Опрос выпускников свидетельствует, что для большинства полученные в вузе знания и навыки в рамках специальности соответствуют их занятости на рынке труда. Так, респондентов просили оценить, насколько их текущая работа соответствует специальности, которую они получили. Оценки выставлялись по 7-балльной шкале, где 1 - «совершенно не соответствует», а 7 - «полностью соответствует». Большинство выпускников оценивают соответствие текущей работы полученной специальности на 5-7 баллов (55%). Стоит отметить, что среди тех, кто окончил две ступени образования в НИУ ВШЭ (бакалавриат и магистратуру), почти нет тех, кто говорит о расхождении между их текущей занятостью и полученным образованием.

Говоря о приобретенных компетенциях, в основной своей массе опрошенные отметили, что они научились справляться с большим объемом работы, самостоятельно осваивать новые области знания, четко и ясно излагать свои мысли на письме, развили творческие способности и общую эрудицию, научились работать в группе над совместными проектами, развили навык устных выступлений, презентаций, улучшили знания иностранных языков, расширили возможности в использовании базовых компьютерных программ, приобрели практические навыки для работы.

Отвечая на вопрос о том, чему в большей степени способствовало обучение в университете, 55% выпускников отметили появление у них уверенности в возможности самореализации, 48% указали, что благодаря учебе получили профессию, востребованную на рынке труда, у 46% сформировался круг единомышленников и близких по духу людей, у 27% - круг профессионального общения, 20% приобрели необходимые связи для трудоустройства.

Как выпускники находят работу?

Как правило, вышкинцы находили первую работу самостоятельно или по рекомендации студентов и преподавателей: 30% - через специализированные сайты, 19% отправили резюме напрямую, на 14% вышли сами сотрудники компаний, 12% были рекомендованы преподавателями или сотрудниками ВШЭ, 11% устроились через студентов или выпускников ВШЭ. Тех же, кто нашел работу через родственников или друзей, было 23%.

Стоит отметить, что при последующей смене работы процент тех, на кого представители той или ной компании вышли сами, значительно больше - 30%, что свидетельствует о росте востребованности выпускников Вышки на рынке труда по мере накопления опыта. И чем больше проходило времени после окончания университета, тем меньшая доля трудоустраивалась по рекомендации преподавателей или сотрудников ВШЭ (4%).

Как быстро выпускники Вышки находят работу?

Всего 6% опрошенных выпускников не работали на момент опроса. Учитывая тот факт, что в мониторинге участвовали и выпускники специалитета, и бакалавриата, и магистратуры, следует отметить, что многие из опрошенных не работают именно потому, что продолжают обучение на следующих ступенях. Впрочем, были и те, кто просто не нуждается в постоянном заработке. В цифрах их количество скорее всего близко к статистической погрешности.

Подавляющее большинство респондентов (94%) трудоустроены. При этом 48% опрошенных начали работать до получения диплома, остальные устроились в первые месяцы после окончания обучения.

Первая работа после университета

По найму в различных компаниях и организациях работают 93% выпускников, 3% занимаются собственным бизнесом, еще 3% становятся фрилансерами, то есть выполняют проекты для различных заказчиков в качестве «свободных художников».

В последние годы доля наемных работников среди выпускников постепенно снижается. Если в 2004-2007 годах их количество было 96-98%, то в 2008-м доля снизилась до 94%, а в 2009-2010 годах - до 91%. Переломным стал 2008 год. До этого времени доля предпринимаетелей и фрилансеров равнялась 1-2% для каждой категории. А среди выпускников 2008-2010 годов тех, кто занялся собственным бизнесом насчитывалось уже 3-5%. Количество фрилансеров за эти годы достигло 4-6%.

Сколько платят выпускнику Высшей школы экономики?

Наиболее интересны здесь стартовые зарплаты выпускников 2010 года. Итак, выпускники прошлого года свою карьеру начали с зарплаты от 25 000 рублей после бакалавриата до 35 000 рублей после магистратуры. Наибольший среднемесячный размер стартовой заработной платы для выпускников всех ступеней 2010 года (после вычета налогов) наблюдался на факультете бизнес-информатики (38 000 рублей), наименьший - на факультете социологии (28 000 рублей). Стоит отметить, что в анализ не были включены данные по факультетам, на которых размер своего стартового заработка указали менее 20 респондентов.

В дальнейшем зарплата бывших студентов увеличивается. Если взять в расчет, что почти половина респондентов работала уже перед окончанием учебы, то старт карьеры у выпускников 2010 года пришелся на весну - осень 2010 года. Следующий «замер» их зарплат приходится на весну 2011 года, когда проводился мониторинг и когда их спрашивали не только о стартовой зарплате, но и о текущей. Так вот, через год средний заработок выпускников 2010 года вырос и колеблется в пределах от 30 000 до 55 000 рублей. Лидер здесь прежний - факультет бизнес-информатики с заработной платой 55 000 рублей. Также наиболее высокооплачиваемыми оказались выпускники факультета мировой политики и мировой политики - 45 000 рублей. Примечательно, что далеко от лидеров по размеру заработной платы не ушли и наименее оплачиваемые бывшие студенты отделения деловой и политической журналистики - 33 000 рублей.

Где работают выпускники Вышки?

Можно сказать, что бывшие вышкинцы работают по всему миру. Конечно, подавляющее большинство (94%) занято в экономике России. Но есть и те, кто работает в европейских странах - Германии, Франции, Швейцарии и других, таких 2%. В Великобритании трудятся 1% опрошенных. Доля остальных стран, например США, Китая, составляет менее 0,5%.

Сферы деятельности выпускников вполне предсказуемы, учитывая основную направленность университета. Наиболее часто участники мониторинга отмечали следующие: банки, инвестиции, лизинг, финансы (11%), IT, Интернет, телеком (10%), PR, маркетинг (9%), торговля (9%), образование и наука (6%). Нужно отметить тот факт, что у гуманитарных факультетов - исторического, филологического - выпускников пока нет. И как только они появятся, можно ожидать, что список сфер деятельности выпускников ВШЭ расширится.

Распределение по сферам занятости выпускников отдельных факультетов весьма закономерно: в банковской сфере преобладают выпускники факультета экономики, МИЭФ и мировой экономики и мировой политики. Большинство занятых в сфере информационных технологий - выпускники бизнес-информатики, в маркетинге явно имеют перевес выпускники факультета социологии и прикладной политологии, а также отделения деловой и политической журналистики. Торговля представляется более диффузной сферой, тем не менее, можно отметить, что в ней заняты 16% выпускников факультета менеджмента.

Комментарий Татьяны Дубовой , директора по работе с партнерами Высшей школы экономики (Дирекция по работе с партнерами поддерживает связи университета с другими вузами, а также с выпускниками ВШЭ. - Прим. ред.)

Как вы оцениваете итоги опроса?

Прежде всего, я очень рада, что дан успешный старт новому, важному для Школы мониторинговому исследованию, получению обратной связи от выпускников. Все мы понимаем, что успешность выпускников - это объективный показатель успешности вуза. Если оценивать полученные результаты, то мне как психологу интереснее не интегральные показатели, а конкретные люди, которые за ними стоят. Исследование не только дало нам интересные данные, но и подняло новые вопросы. Например, почему часть наших выпускников не сразу находят себе работу? Согласитесь, если человек в течение нескольких месяцев по окончании вуза не может устроиться на работу, для него это может быть серьезной личной проблемой. Разумеется, причины могут быть очень разные. Чаще, чем можно было предположить мы, разговаривая с выпускниками, сталкиваемся и с такой формулировкой: «Работу не искал, хотел отдохнуть от учебы». Если человек может себе позволить помедитировать полгодика - такого рода пауза может быть очень продуктивна - остается только порадоваться за него.

Но наиболее типичная ситуация, с которой сталкиваются выпускники - это нежелание работодателей брать на работу специалистов без опыта работы. Отчасти этим объясняется довольно высокий среди наших студентов процент тех, кто совмещает учебу с работой. С одной стороны, они получают по окончании вуза сравнительное преимущество перед теми, кто только учился. Оборотная сторона: подобное совмещение идет не на пользу учебе, так как ведущим видом деятельности для студента становилась уже не учеба, а работа. Поскольку опрос был анонимным, мы не можем посмотреть корреляции с его успеваемостью. Или причина в том, что выпускник не сумел проявить свою компетентность в ситуации интервью? Согласитесь, выводы, которые следуют из одной этой цифры совершенно разные.

Или возьмем работу по специальности. Мне кажется, что не стоит абсолютизировать важность этого показателя. Человек может всю жизнь работать по специальности и люто ее ненавидеть. По-моему гораздо важнее, чтобы человек никогда не переставал искать себя и передвигаться в сторону идеального для себя занятия. Хорошо, если он сразу нашел себе место по душе, но на практике это происходит довольно редко, учитывая совершенство не существующей в стране системы профессиональной ориентации. Это подтверждается и Григорием Канторовичем по результатам нынешнего приема документов в магистратуру, - увеличение количества тех, кто меняет направление обучения через четыре года. Я считаю, что это хорошо, надо активно использовать веер имеющихся возможностей. Пока же типичной является ситуация, когда абитуриент (или скорее его родители) выбирают вуз, а не образовательную программу.

Согласно экспертным оценкам, в ближайшие десять лет 80% существующих технологий и оборудования устареет, к этому времени 4 из каждых 5 работников будут иметь образование, полученное более 10 лет назад. Что это означает? Только одно: не существует альтернативы непрерывному образованию. Извините за трюизм. То есть обучаемость становится обязательным (но не достаточным) условием жизненного успеха. Задача университета - помочь выпускникам быстро восполнить выявленный дефицит знаний или компетенций, предлагая гибкие программы профессионального «тюнинга». Поэтому слоган Вышки получает новое звучание: Со Школой по жизни!

Мониторинг показал, что выпускники в общем довольны своим образованием. А насколько их знаниями довольны работодатели?

Этот вопрос лучше задать директору Центра развития карьеры ВШЭ, который поддерживает связи с широким кругом работодателей. Но, насколько я знаю, систематических исследований мнения работодателей о наших выпускниках пока не проводилось. Я видела результаты небольшого исследования, проведенного ГФК «Русь» по выпускникам социологических факультетов, но оно носило сугубо пилотный характер. Такого рода исследования довольно сложны и трудоемки. В настоящее время мы совместно с факультетом менеджмента запускаем первое исследование работодателей. Одной из целей этого исследования является получение международной аккредитации магистерских программ факультета менеджмента. Осенью мы сможем сравнить мнение выпускников о полученном в Вышке образовании с мнением работодателей о наших магистрах менеджмента. Очень интересно, что получится! Далее мы сможем проводить подобные опросы регулярно. Уверена, что результаты будут полезны вузу, особенно учебному блоку для коррекции образовательных программ.

Качество начатых исследований напрямую зависит от собранной контактной базы выпускников и работодателей. Поверьте, это очень непростая задача. Достаточно представить, как сложно найти контакты тех, кто закончил Вышку много лет тому назад. Очень приятно, что отклик на анкету оказался выше, чем мы рассчитывали – почти 50%. В связи с этим я хотела бы обратиться ко всем выпускникам с просьбой помочь нам обновить контактную информацию, зарегистрировавшись на сайте . Оставайтесь на связи - вы нам интересны! И надеемся, что интерес взаимный.

Также на вопросы о трудоустройстве выпускников Вышки ответила руководитель ВШЭ .

Ольга Александровна, насколько легко выпускнику ВШЭ найти работу?

В целом, легко. Такая ситуация объясняется комбинацией ряда факторов. Во-первых, безусловно, престижностью вуза и высоким уровнем образования, которое студенты получают в ВШЭ. Работодатели активно востребуют таких выпускников во многих сферах. В частности, в числе активных партнеров Центра развития карьеры более 700 компаний и учреждений, среди них представители финансовой сферы, госслужбы, консалтинга, FMCG, компании нефтегазовой отрасли, исследовательские компании и прочие. Более того, работодатели стараются привлечь студентов НИУ ВШЭ с помощью различных рекрутинговых и HR-брендинговых мероприятий, также компании участвуют в учебном процессе, начиная с третьего курса. Конкурентная борьба ведущих российских и зарубежных компаний за потенциальных сотрудников разворачивается уже в этот период. Студентов приглашают пройти стажировку, производственную или преддипломную практику, поступить на работу по гибкому графику. Так, к примеру, в течение 2010-2011 учебного года в ВШЭ прошло около 100 рекрутинговых и карьерно-образовательных мероприятий с участием 150 компаний, к числу активных партнеров добавилось порядка 40 новых работодателей. В следующем году, по нашим прогнозам, активность компаний будет еще более интенсивной.

Во-вторых, это объясняется активной позицией самих студентов. Вышкинцы посещают карьерные мероприятия (Ярмарки вакансий, Дни карьеры, мастер-классы, презентации, тренинги компаний-работодателей), обращаются за карьерными и профориентационными консультациями, следят за новостями рынка труда актуальной для них сферы.

В-третьих, совмещением работы и учебы, прохождением студентами стажировок у потенциальных работодателей. По данным ежегодных мониторингов карьеры студентов выпускных курсов, которые проводил Центр развития карьеры ВШЭ с 2005 по 2010 годы, нередки случаи, когда к моменту получения диплома Вышки, выпускник уже занимал руководящую позицию или имел опыт работы (по специальности!) не менее 3 лет.

В-четвертых, наличием в Вышке специальных сервисов и подразделений для студентов и выпускников, содействующих в личностном и карьерном развитии, плотного взаимодействия факультетов с представителями компаний, активного сотрудничества университета в различных сферах с бизнесом.

Какие трудности встречаются при поиске работы?

Часто выпускнику сложно определиться, какую именно сферу выбрать, поскольку полученное образование открывает перед ним широкий спектр возможностей. Одни прибегают к консультациям специалистов, другие изучают рынок самостоятельно, третьи (если не сделали это в годы учебы) продвигаются путем пробы себя в различных сферах экономики.

Также, работодатели отмечают несколько завышенные карьерные амбиции и зарплатные ожидания выпускников (правда, экономический кризис скорректировал данную ситуацию, самооценка молодых специалистов на рынке труда стала более адекватной), неготовность к «работе руками», к быстрому, но все-таки постепенному росту и продвижению.

Все это преодолеваемо и относится к разряду минусов, легко обращаемых в плюсы. Так, многофункциональный специалист может легко перемещаться между сферами, осваивая новые области, работая на стыке областей, тем самым обладая большим инновационным потенциалом. Завышенные амбиции со временем корректируются и становятся «здоровыми», превращаясь в эффективный «двигатель» выпускников по карьерной лестнице, они стимулируют к непрерывному обучению и саморазвитию, что изначально и закладывается в студентах университета.

Елена Калиновская, Новостная служба портала ВШЭ
mob_info