Слова с материально выраженной флексией примеры. Материально выраженные и нулевые аффиксы

Как известно, особенностью структуры русского изменяемого слова как единицы языка синтетического строя является наличие основы и флексии.

Флексия - изменяемая часть слова, выражающая грамматические значения.

Флексия выделяется в слове путем его изменения. Совокупность морфологически соотносительных флексий образует морфологическую парадигму, например, падежная парадигма существительных жен. рода 1-го склонения ед. числа с твердой основой выглядит так: вод-a, вод-ы, вод-е, еод"-у, вод-ой, о вод-е.

Для правильного выделения флексий нужно учитывать два положения. Первое - наличие двух типов флексий: материально выраженной и нулевой (материально не выраженной). Наличие нулевой флексии обнаруживается путем сопоставления данной словоформы с другими, имеющими материально выраженные флексии в пределах одной парадигмы. Например: носе, нос-а, нос-у, нос-0, нос-ом, о нос’-э; таким образом, нулевая флексия есть равноправный член парадигмы. Второе - взаимоотношение фонемики и графики в русском языке; например, пол’-э и воспитанщ-э, где флексия одна и та же; верное выделение ее вскрывает различный характер основ этих слов и во втором случае позволяет верно выделить суффикс -nuj-. Таким же образом: сел-о и ворон’-j-o, где вскрывается суффикс -/- (воронье), cyd’-j-a (судья), бездорож-(-э (бездорожье), подземел’-j-э (подземелье), Закавказ*-)-э (Закавказье), Приурал’-)-э (Приуралье) и под.

Основа - часть слова, выражающая лексическое значение. Каждое имя (существительное, прилагательное, числительное) имеет свою основу. Например, дуб - основа дуб-, флексия - ѳ; голуб-ой - основа голуб-, флексия ой; тринадцать - осно

ва тринадцатЧ флексия - ѳ. Основа может быть базой для образования нескольких производных. Так, дуб - дуб-ок и дуб- ов-ый; голубой - голуб-изн-а и голуб-оват-ый; веселый - весельчак и весел*-и-ть.

Иначе обстоит дело с глагольными основами. Система формообразования и словообразования глагольного слова предполагает выделение в нем двух основ: основы прошедшего времени (или инфинитива) и основы настоящего (или будущего простого) времени. Основа прошедшего времени - часть глагольного слова без суффикса -л-: работа-л, спа-л, пе-л. Основа настоящего (будущего простого) времени - часть глагольного слова без флексии 3-го лица мн. числа, например: работа]-ут, сп’-ат, noj-ут.

Известна роль данных основ в образовании ■ глагольных форм. Не менее важна их роль в отглагольном словообразовании. У некоторых глаголов эти основы столь различны, что без знания и учета этих различий бывает трудно определить, от какого глагола данное слово образовано или почему оно имеет такой вид. Например, без учета супплетивности форм настоящего времени глагола быть нельзя определить, от какого глагола образовано причастие настоящего времени сущий (Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык... (П.) Данное причастие закономерно образовано от основы настоящего времени глагола быть. Основа прошедшего времени глагола быть-бы- (бы-л) образует причастие прошедшего

времени бы-вш-ий. Или, легко понять, что существительное мойка образовано от глагола мыть, но, не вспомнив о двух основах этого глагола, нельзя объяснить, почему оно звучит не [мыйка]. Основа прошедшего времени этого глагола, участвуя в словообразовании, дает такие производные: мы-л-о, мы-r’j-o, а основа настоящего времени Moj-: Moj-к-а, Moj-ущ-ие (средства). Подобным образом глагол жать дает от основы прошедшего времени жа- существительное жа-тв-а, а от основы настоящего времени жн-: жн’-эц, жн’-эйк-а. Это различие в глагольных основах прошедшего и настоящего времени следует учитывать даже тогда, когда оно не так велико. Без этого трудно понять образование того или иного отглагольного производного.

1) Грамматический способ – материальное выражение грамматических значений (как реляционных, так и деривационных).

Грамматические значения выражаются не непосредственно фонемами (или тем более звуками речи), а известными техническими комбинациями из фонетического материала, являющимися грамматическими способами.

Способы выражения грамматических значений – способы образования форм слова. Грамматических способов, используемых в языке, ограниченное количество.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ СПОСОБ – выражение значений в самом слове:

Аффиксация (от лат. affixus – прикрепленный) – образование форм слова при помощи окончаний, приставок, формообразующих суффиксов, инфиксов, постфиксов (стол, стола, столу и т.д.; делать – сделать, писать – написать и т.д.; оправдать – оправдывать, разменять – разменивать и др. Флексия (лат. flexio – сгибание, переход) – то же, что окончание; словоизменительная морфема, выражающая в словоформах русского языка значение рода, числа, падежа и лица, а также служащая для выражения морфо-синтаксических отношений.

Например, флексия -а в словоформе вода выражает значения женского рода, единственного числа, именительного падежа, флексия -ыми в словоформе зелеными выражает значения мн. числа и твор. падежа.

Внутренняя флексия (флексия основы) – изменение звукового состава корня, выражающее различие грамматических значений (чередование звуков): убирать – убрать, посылать – послать (чередование корневого гласного с нулем звука служит для различения несовершенного и совершенного вида), вез – воз (чередование корневого гласного служит для различения разных лексико-грамматических классов: глагола и существительного); запереть – запирать, умереть – умирать, набирать – набрать и т.д.

Нулевая флексия – окончание, материально не выраженное и выделяемое в слове по составлению с соотносительными формами, в которых оно материально представлено.

Например, в сочетании пара сапог второе слово по соотношению с другими формами своей парадигмы (сапога, сапогу и т.д., сапоги, сапогам и т.д.) выделяет в своем составе нулевое окончание родительного падежа множественного числа.

Агглютинация и фузия.

Агглютинация (лат. agglūtinātio – приклеивание; термин ввел Фр. Бопп) – способ образования форм слова и производных слов механическим присоединением стандартных аффиксов к неизменяемым, лишенным внутренней флексии, основам или корням (отметим, что каждый аффикс имеет только одно грамматическое значение, равно как каждое значение выражается всегда одним и тем же аффиксом): в турецком языке ода значит «комната», лар – суффикс множественного числа, да – суффикс местного падежа (на вопрос где?); при соединении данных элементов получается одаларда со значением «в комнатах»; ара (казах. «пила») + га (Д.п. 71 ед. ч.) + лар (И.п. мн. ч) = ара-лар-га (Д.п. мн. ч.); бала (тат. «дитя») + га (Д.п. ед. ч.) + лар (И.п. мн. ч) = бала-лар-га (Д.п. мн. ч.).

Фузия (лат. fūsio – сплав; термин ввел Э.Сепир) – слияние морфем, сопровождающееся изменением их фонемного состава. Чаще всего происходит тесное морфологическое соединение изменяемого корня с многозначными нестандартными аффиксами, приводящее к стиранию границ между морфемами.

Сюда относятся:

1) сплетение приставки и корня, в результате чего один и тот же звук принадлежит обеим морфемам: приду (при + иду), разевать (раз + зевать) и т.д.;

2) слияние конечного звука корня с начальным звуком суффикса: расти (раст + ти);

3) двоякая роль суффикса: Свердловская область (Свердлов + -ск + -ск + -ая, где первое -ск входит в основу существительного, второе -ск должно было служить суффиксом относительного прилагательного);

4) сплетение частей в сложном слове в результате выпадения одного из двух непосредственно следующих друг за другом одинаковых слогов (гаплология): дикобраз (дик + о + образ), минералогия (минерал + о + логия), морфонология (мор + фо + фонология).

Агглютинация свойственна большинству языков Азии, Африки и Океании (в которых имеются аффиксы), фузия – в основном свойство индоевропейских языков, хотя и в них есть элементы агглютинации.

К примеру, в рус. яз. случаи агглютинации проявляются в префиксации, т.к. префиксы в рус. яз. однозначны, стандартны при разных частях речи и их присоединение к корням не имеет характера тесного сплавления: бежать, пере-бежать, вы-бежать, за-бежать, у-бежать, до-бежать.

Префиксация – ("pre" происходит от латинского рrае, означавшего «перед», «впереди») способ образования форм слова и производных слов присоединением префиксов к корням/основам слов.

Например: ехать и за-ехать – вы-ехать – на-ехать – пере-ехать как способ выражения НСВ и СВ глагола

Суффиксация - (от лат. suffixus «прикреплённый») способ образования форм слова и производных слов присоединением суффиксов к корням/основам слов.

Например: учитель – учительниц а (муж. и женск. р.), летать – летчик (глаг. и сущ.), нем. Arbeiter «рабочий» – Arbeiterin «работница» (муж. и женск. р.), Feier «праздник» – feierlich «праздничный, торжественный» (сущ. и прилаг.).

Ударение – перестановка ударения (акцентуация (от лат. accentus - ударение))

Например: насыпАть – насЫпать, разрЕзать – разрезАть, замОк - зАмок и т.д.

Супплетивизм (от позднелат. suppletivus – дополняющий) – образование форм одного и того же слова от разных корней. Корневые морфы таких словоформ лишены формальной (фонематической) близости и потому не могут объединяться в одну морфему.

В русском языке встречается С. форм единственного и множественного числа существительных (человек – люди, ребенок – дети), падежных форм личных местоимений – форм именительного падежа, с одной стороны, и косвенных падежей – с другой (я – меня, мне; мы – нас, нам; он, она, оно – его, ему, ей, ее и т.п.), сравнительной степени прилагательных и наречий (хороший – лучше, плохой – хуже, много – больше, мало – меньше), краткой формы прилагательного (большой – велик), форм прошедшего времени глагола (идти, идут, идущий – шел, шла, шедший), видовых пар глагола (брать – взять, класть – положить, говорить – сказать, ловить – поймать). Редупликация (лат. reduplicatio – удвоение) – способ выражения грамматического значения, заключающийся в полном или частичном удвоении (повторе) основы: еле-еле, честь честью, рад-радешенек, рука об руку, белый-белый, чуть-чуть, синий-синий, жили-были, долго- долго и т.д.

II. АНАЛИТИЧЕСКИЙ СПОСОБ – выражение значений вне слова: пишу – буду писать, красивый – более красивый и т.д.

Служебные слова (предлоги, союзы, частицы, связки, артикли, вспомогательные глаголы) -сочетание знаменательного слова со служебным.

Например: пишу – буду писать – писал бы (выражение категории буд. времени, сослагател. накл. глагола),

красивый – более красивый (выражение сравн. степ. прилаг.) и т.п.

Порядок слов в предложении - местоположение слов для выражения отношений между ними в речевой цепи.

Кит. Wo kan ni (я смотрю на тебя) и

Ni kan wo (ты смотришь на меня);

Рус. Флигель загораживает дом и

Дом загораживает флигель

(выражение синтаксических функций)

III. СМЕШАННЫЙ СПОСОБ – сочетание элементов синтетического и аналитического способов в образовании форм слова: в книге (предлог и падежное окончание); я читаю (личное местоимение и глагольное окончание для выражения значения 1-го лица). В зависимости от ГЗ и способа его выражения различается и сам строй языка: аналитические и синтетические языки.

в книге (предлог и падежное окончание для выражения предл. пад. сущ.);

я читаю (личное местоимение и глагольное окончание для выражения значения 1-го лица, ед. ч. глаг.).

2) АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ЯЗЫКИ.

Аналитические языки – языки, в которых грамматические значения (отношения между словами в предложении) выражаются не формами самих слов, а служебными словами при знаменательных словах, порядком знаменательных слов, интонацией предложения.

К аналитическим языкам относятся, например, языки больш-во новоевроп. языков англ., романские (франц., испанск., итал.), болгарский, новогреч., новоинд. (пали, пехвели), афган., новоперсид. и новоармян. диалекты, датский, вьетнам., китайско-тибетская яз. семья.

Синтетические языки – языки, в которых грамматические значения выражаются в пределах самого слова (аффиксация, внутренняя флексия, ударение, супплетивизм и т.д., т.е. 72 формами самих слов). Для выражения отношений между словами в предложении могут быть использованы также элементы аналитического строя (служебные слова, порядок знаменательных слов, интонация).

К синтетическим языкам относятся, например, древние и.-е. языки (др.-греч., латин., скиф., ст.-слав., санскрит), русский, немецкий, литовский, латыш., тюркские, монгольские,финно-угорские, тунгус.-маньчж., семито-хамитские (больш-во),кавказские, палеоазиатские, банту, яз. америк. индейцев.

    Слов с нулевым окончанием много, они в именительном падеже имеют нулевое окончание, а при склонении изменяются.

    К примеру:

    страх (нулевое окончание) — страха(окончание -а-), волк — волком, степь — степью,

    боль- боли

    брат — брату, чтобы понять что есть нулевое окончание достаточно слово изменить по числу или падежам.

    Примеры нулевых окончаний :

    • секретарь;
    • помощь;
    • калькулятор;
    • журнал;
    • жизнь;
    • конюх;
    • батарей;
    • лентяй;
    • занавес;
    • прадед;
    • пришел;
    • светлячок;
    • осуществил;
    • вольт;
    • композитор;
    • водопровод;
    • соловей;
    • чертополох;
    • муравей.
  • Примеры слов с нулевым окончанием могут быть следующими: ход, союз, арбуз, год, город, плод, мост, мышь, ранен, орден, муж, стол, сват, брат, нос, луг, лист, карапуз, носок, тапок, лось, слон, герой, ночь, красив и прочее.

    Примеры существительных с нулевым окончанием, как правило это слова 2 или 3 склонения, например:

    сирень, казнь, компот, стул, телефон, двигатель, рюкзак, печь.

    Стоит отметить, что нулевое окончание в других падежных формах становится материально выраженным. Сравните:

    сирень — нулевое окончание,

    сирени — окончание И;

    компот — нулевое окончание,

    компотом — окончание ОМ.

    Примеры глаголов с нулевым окончанием, большой пласт таких слов составляют слова мужского рода прошедшего времени изъявительного наклонения, например:

    зашел, закончил, перебежал, высыпал, добежал, заглянул, перепрыгнул, выпил, закончил и т.д.

    Примеры — лисий, задач, ходил, печь.

    Есть определенные правила, устанавливающие определение нулевого окончания. Это правило проходят уже в третьем классе и звучит оно так

    Запоминаем склонение род, число, падеж, какое влияние они оказывает на формирование окончания.

    Примеры слов с нулевым окончанием: стол, кот, мех, грех, топор, пирог, лес, бес, свет, ответ, муж, трон, маг, мир, затвор, закат, ответ, стог, хлев, казак, воин, кузнец, доспех, океан, динозавр, космос. В других формах все эти слова имеют окончания. Например: кузнец-а, кузнец-ом, кузнец-ы. Поэтому все приведнные для примера слова тоже имеют окончание, которое считается нулевым.

    Слова с нулевым окончанием не нужно путать с неизменяемыми словами, поскольку у тех в любых формах окончаний нет.

    Нулевыми называются флексии (окончания в школьной программе), которые мы не произносим и не слышим звуками они не выражены , а также не пишем и не видим буквами они не обозначены . Флексии такие встречаются лишь у знаменательных изменяемых слов склоняемых или спрягаемых.

    Флексия нулевая выявляется простым сопоставлением данной нам формы с другими словоформами этой же лексемы , где флексии выраженные.

    Рассмотрим как пример маленькое предложение: Братик выполнял домашние задания. В нм две лексемы с нулевыми флексиями: БРАТИК, ВЫПОЛНЯЛ. Лексема БРАТИК в форме начальной, за основой в ней отсутствует ВЫРАЖЕННАЯ флексия, но понять, что она есть, помогают любые словоформы из парадигмы его формоизменения: БРАТИКА, БРАТИКОМ (флексии -А, -ОМ). То же и в глаголе ВЫПОЛНЯЛ: едва поставим его в иной род или иное число (ВЫПОЛНЯЛО, ВЫПОЛНЯЛА, ВЫПОЛНЯЛИ) станет ясно: в словоформе из приведнного как пример предложения флексия нулевая.

    Нулевые флексии есть:

    У ИМН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

    числа единственного:

    • 2-го скл. муж. рода в им. пад.: призрак, перебой, интернационализм, павиан, брат;
    • неодушевлнных 2-го скл. муж. рода в вин. пад.: узнаю шкафчик, телефон, подъм, будильник;
    • 3-го скл. в пад. им. и вин.: степень, мышь, мишень, фальшь;
    • разноскл. ПУТЬ в тех же падежах;

    числа множественного:

    • 2-го скл. муж. и средн. рода (не у всех) и 1-го скл. рода жен. и муж. в пад. род.: нет местечек, училищ, земель, сестрнок, круч, дедушек;
    • разноскл. на -МЯ в пад. род. мн. числа (кроме лексем ТЕМЯ, ПЛАМЯ, БРЕМЯ у них нет мн. числа): имн, времн, племн, знамн, вымн (непривычно, но лексема ВЫМЯ употребляется во мн. числе), семян, стремян;

    У ИМН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ:

    • Притяжательных на -ИЙ, -ОВ (-ЕВ), -ИН- (-ЫН-) это вс суффиксы, в пад. им. и вин. муж. рода: чей? Машин, папин, царицын, дедов, Далев (о словаре), вороний, волчий, медвежий;
    • кратких качественных в числе ед. рода муж.: красив, интересен, великолепен, привлекателен, могуч;

    У МЕСТОИМЕНИЙ

    • указательных и притяжательных в числе ед. рода муж. (падежи им. и, если распространяют существительное неодушевлнное, вин.): этот, тот, свой, мой, наш, твой, ваш;
    • указательного ТАКОВ и вопросительно-относительного КАКОВ в числе ед. рода муж.;
    • личных Я, ТЫ и ОН (в других флексии выраженные в словах МЫ, ВЫ флексия -Ы);

    У ИМН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ:

    • количественных со значением а) единиц (5 9), б) целых десятов (10 80) и в) целых сотен (200 900) в пад. им. и вин. причм в сложных числит. в этих падежах по две нулевые флексии: в конце слова и середине, как и по две выраженные в других пад., за исключением двух указанных выше;
    • количественных, обозначающих целые сотенки (200 900) в род. пад. на конце слов: двухсот, четырхсот, восьмисот, пятисот;
    • ОДИН (муж.) в пад. им. и, когда сочетается с сущ. неодушевлнными, в вин.;

    У ГЛАГОЛОВ:

    • наклонения изъявительного в муж. роде времени прошедшего: перевл, апробировал, проиллюстрировал, разбросал;
    • наклонения условного в роде муж. числа ед.: перевл бы, апробировал бы, проиллюстрировал бы, разбросал бы;
    • наклонения повелительного в числе ед.: пересмотри, рассмеши, прибавь, отметь;

    У ПРИЧАСТИЙ страдательных кратких числа ед. рода муж.: несом (от несомый), решаем (от решаемый), выполнен, построен.

    Кроме того, следует различать слова с нулевыми флексиями и слова, в которых флексий нет .

    Нулевое окончание довольно частый случай в русском языке и слов, которые имеют такое не выраженное звуками или буквами окончание довольно много. Например многие существительные имеют нулевые окончания в именительном падеже: Волк, Заяц, Слон, Дрозд, Мышь, Кролик. При изменении формы слова окончание в этих словах появляется — Волк-Волку-Волка-Волком-Волке.

    Другим случаем наличия нулевого окончания может быть исчезновение выраженного звуком окончания при склонении, например во множественном числе. Так в слове Сова окончание А, но во множественном числе и родительном падеже получаем слово (нет кого?) СОВ, также с нулевым окончанием.

    Нулевое окончание материально не выражено. То есть, оно есть, но мы его не видим. После корня отсутствует звук, чем выражается грамматическое значение. Например, слово дом. При изменении появляется окончание — дому, дома, доме и т.д.

    Сын, грузин, солдат, гранат, ход, год, город, плод, мост, орден, сват, брат, муж, стол, нос, луг, лист, союз, арбуз, карапуз, носок, тапок, лось, слон, герой, ночь, мышь, ранен, красив и т.д.

Постфиксы (лат. post – после + fixus – прикрепленный) – это аффиксальная морфема, находящаяся после окончания или суффиксов и служащая для образования новых слов либо разных форм одного и того же слова.

Как и другие аффиксальные морфемы, постфикс необязателен для слова, они встречаются в редких случаях.

К постфиксам относят возвратные частицы -ся и -сь , а также части слов -то, -либо, -нибудь , которые образуют неопределенные местоимения и местоименные наречия. Например: кто-то, -либо, -нибудь; чей-то, -либо, -нибудь; где-то, -либо, -нибудь . Таким образом, постфиксы строго закреплены за определённой частью речи. Однако в современном русском языке наблюдаются случаи, когда глагольные постфиксы наблюдаются у существительных, например: учащиеся, трудящиеся. Это произошло в результате перехода слова из одной части речи и является скорее исключением из правила, чем закономерностью.

Как и приставки, постфиксы присоединяются к слову целиком, поэтому не сопровождаются конверсией.

Основная функция постфиксальных морфем – словообразование. Постфикс -ся(-сь) используется для образования новых слов. С помощью постфикса -ся(-сь) от переходных и непереходных глаголов образуется большая группа возвратных глаголов: катать - кататься; белеть белеться и т.п. (Дети катаются на лыжах).

Постфикс -ся(-сь) употребляется также при образовании формы страдательного залога глаголов: читать - читается, строить - строится и т.д. (Лекция читается преподавателем). Постфикс -ся употребляется в структуре причастий (вернувшийся, улыбающиеся), а также в других глагольных формах, где ему предшествует согласный звук (вернется, вернулся, улыбайся). Во всех глагольных формах, кроме причастий, после гласных звуков употребляется -сь (вернусь, вернись, улыбаясь).

Глагольные суффиксы являются регулярными и продуктивными, постфиксы наречий характеризуются малой регулярностью.


Сложные деривационные форманты (конфиксы),

Их разновидности и особенности.

Конфиксы – это такие словообразовательные форманты, которые состоят из двух и более несмежных аффиксов. Например: кричать – рас кричаться (нет глаголов <раскричать> или <кричаться>}, говорить – с говориться , звонить – со званиться , окно – под оконник и др.

Как считает Е.А. Земская, выделение конфиксов как особых морфем при изучении структуры русского слова нецелесообразно. Наличие прерывистых морфем не характерно для структуры русского языка. Кроме того, постфиксальные части конфиксов совпадают, как правило, по значению с соответствующими приставками и суффиксами, т.е. со -, входящее в конфикс со-...-ник . (например, сотрапезник, сопалатник }, тождественно по значению приставке со - (ср. со-автор ); -ник , входящий в этот же конфикс, тождествен по значению суффиксу -ник (ср.: школь-ник ). Изучая, как функционируют аффиксы при создании подобных слов, следует отметить, что в таких случаях суффикс и приставка участвуют как две морфемы в едином акте словообразования, Присоединяясь к производящей основе одновременно, а не последовательно, т е используются как единое словообразовательное средство. Такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным . «Название этого способа словообразования конфиксацией, а соответствующих морфем конфиксами не углубляет нашего понимания этого явления, а лишь заменяет одни термины другими», – пишет Е.А. Земская.

Со всеми озвученными доводами согласиться нельзя. Действительно, выделять конфикс как морфему нецелесообразно, но в качестве словообразовательного форманта существование конфикса вполне оправдано. Кроме того под конфиксацией следует понимать не только приставочно-суффиксальный способ словообразования, это лишь один из типов конфиксации. Назовём другие разновидности:

- приставочно-постфиксальный способ : характерен для глаголов, исключает конверсию, например: говеть – раз говеться , говорить – раз говориться , играть – за играться и др.;

- приставочно-суффиксально-постфиксальный : щедрый – рас щедри ться ;

Суффиксально-постфиксальный (может повлечь за собой конверсию): брат – брата ться , охота – охоти ться .

Разновидностью приставочно-суффиксального способа выступает конфиксация с нулевым суффиксом : волос – без волос-#-ый, седой – про седь-#, лист – без лист-#-ый, рука – без рук-#-ий и др.

Уникальных конфиксов не бывает, но в его составе может быть уникальный компонент (приставка): кур нос-#-ый, лопо ух-#-ий .


Флексии как комплексные морфемы, их особенности.

Флексия (лат. flexio - сгибание), или окончание – это аффиксальная морфема, располагающаяся после корня и суффиксов, которая выражает различные грамматические значения и служит для связи слов в предложении. Например: новые книги , новеньким книгам. Флексия всегда комплексная единица, она может быть выделена только у изменяемых частей речи и только при наличии хотя бы двух сопоставимых окончаний.

С помощью окончаний образуются не новые слова, а только формы одного и того же слова, необходимые для связи данного слова с другими: -берез-а, берез-ы; бел-ый, бел-ого; бел-ая берез-а, бел-ой берез-ы. Связывая слова в составе словосочетания или предложения, флексия может быть средством согласования (лесная тропинка) или управления (появление гостей), а также грамматической координации главных членов предложения (идут дожди).

Окончанияспособствуют образованию различных форм одного и того же слова (страна, страну, стране, страны ). При этом окончание выступает как синкретичный аффикс. Одно и то же окончание передает сразу несколько значений. Например, в слове солнц-е флексия -э указывает на то, что слово относится к имени существительному, стоящему в именительном падеже, в единственном числе, среднего рода. Глагольное окончание -ут (идут) указывает на 3-е лицо и множественное число формы настоящего времени изъявительного наклонения.

Обычно, как уже было сказано, окончание является завершающей частью слова. Однако если в слове есть постфикс, окончание находится перед ним (улыбал-и-сь). В составных грамматических формах (самый новый) и в некоторых сложносоставных существительных (выставка-продажа) и числительных с прерывистой основой (дв-е-ст-и) наблюдается несколько дистантно расположенных окончаний.

В русском языке наряду с суффиксами и интерфиксами флексии бывают двух типов: а) материально выраженные: радуг-а, ид-у, красив-ый, так-ой, перв-ый; б) нулевые, т.е. не имеющие материального, звукового выражения: ветер- ø, шел- ø, один-ø . Нулевые окончания осознаются на фоне других материально выраженных окончаний данного слова, например: ветер- ø, ветр-а, ветр-у; шел- ø, шл-а, шл-и. В слове ветер- øпо соотношению с другими падежными формами, имеющими материально выраженные окончания, выделяется нулевое окончание, указывающее на именительный падеж единственного числа и на грамматическое значение мужского рода, свойственное данному существительному. В слове шел- øпо соотношению с другими глагольными формами прошедшего времени, имеющими материально выраженные флексии, выделяется нулевое окончание, которое содержит указание на мужской род единственного числа этой глагольной формы прошедшего времени.

Не все слова в русском языке имеют окончания. Не обладают окончаниями: а) слова, образующие группу несклоняемых существительных – пальто, кино, фойе и др.; б) глаголы в неопределенной форме – думать, нести, печь; в) деепричастия – слыша, услышавши, прочитав, припеваючи; г) наречия – быстро, певуче, сгоряча, по-братски; д) прилагательные в форме сравнительной степени - больше, светлее; е) междометия – ох, увы, вон; ж) предлоги – в, на, за; з) союзы – и, но, да, так как; и) частицы – бы, ли, же.


13. Вычленение нулевой морфемы в сфере формо- и словообразования.

Нулевая морфема

Словообразовательные аффиксы могут быть не выражены каким-либо звуком или комплексом звуков. Такие аффиксы называют нулевыми . Нулевая морфема – это отсутствие аффикса в какой-либо форме, противопоставляемое положительно выраженным аффиксам в других формах той же парадигмы. Так, в форме повелительного наклонения поставь выделяется нулевой суффикс.

Значение нулевых аффиксов может быть различным, т.е. существуют омонимичные нулевые аффиксы. Например, в морфологии в словоформах думал-ø, брат- ø выделяем такие нулевые аффиксы: в первом слове - ø показатель мужского рода и единственного числа (ср. формы с материально выраженными аффиксами жен. и ср. р. – думал-а, думал-о и аффиксом мн.ч. – думал-и ); во втором -ø – показатель именительного падежа единственного числа.

Существование нулевых морфем было обосновано И.А. Бодуэном де Куртенэ. Чтобы выявить нулевой суффикс, нужно руководствоваться рядом правил. Они таковы:

1. Нулевой суффикс должен быть синонимичен материальному суффиксу. Например: бег# – бегств о (опредмеченное действие), синь# – синева (опредмеченный признак), безлист#ый – безлистн ый. Таким образом, при выделении нулевых словообразовательных аффиксов необходимо учитывать строение всей словообразовательной системы данного языка, так как фон для выделения слов с нулевыми аффиксами.

2. Нулевой суффикс имеет только мотивированное слово. Ср.: шум# (шуметь) и гам (немотивированное). Наряду с рассматриваемым словом обязательно должно быть однокоренное слово, более простое по смыслу, которое могло бы быть производящим для анализируемого в том случае, если бы деривационное значение последнего выражалось ненулевым аффиксом. Подсказать, что в слове есть нулевой суффикс, может конверсия: если производное слово относится к другой речи, чем мотивирующее, и при этом ничего не прибавилось к мотивирующему слову, следует говорить о нулевом суффиксе. Например: золото → золот#ой .

Достаточно отсутствия хотя бы одного из этих условий, чтобы невозможно было выделить нулевой деривационный аффикс. Поясним сказанное примерами.

1. Слово гам обозначает процесс. Процессуальное значение имен существительных обычно выражается русском языке с помощью аффиксов, например суффиксами -эниj(e): пение, рассматривание, вышивание: к{а): подвеска, разбивка, переноска, подписка; -б(а): борьба, пальба, молотьба, косьба и т.д. Однако нулевого словообразовательного аффикса в слове гам нет. Основание для такого утверждения – невыполнение второго из названных выше двух условий. В русском языке нет такого однокоренного слова (а оно должно было бы быть глаголом), которое могло бы стать производящим для гам.

2. Нулевой суффикс есть в тех именах существительных со значением процесса, наряду с которыми имеются и производящие глаголы, ср.: промыв-# – промывать, разрыв-# – разрывать . Такие существительные входят в ряды слов, выражающих процессуальное значение с помощью «обычных» (ненулевых) суффиксов: промывать, промывание, промывка. Таким образом, наличие нулевого суффикса в составе слова промыв отражает его большую формальную и смысловую сложность по сравнению со словом, содержащим производящую основу: промывать .

3. В словах типа какаду, колибри нет оснований выявлять нулевой словообразовательный аффикс, так как мы не можем приписать ему деривационное значение (например, «птица», «живое существо»). Отсутствует первое условие. Отсутствует и второе условие – нет основ, которые были бы производящими для данных слов.

Нулевые словообразовательные аффиксы в русском языке чаще являются суффиксами. Это объясняется тем, что слова с нулевыми аффиксами по своему значению и по соотношению с производящими входят в парадигматические ряды с производными, имеющими ненулевые суффиксы.

В сфере формообразующих суффиксов есть сложные случаи, когда трудно выделить нулевой суффикс. Имеется в виду нулевой суффикс со значением повелительного наклонения у глаголов. Материальный суффикс наблюдается во многих случаях: иди, запомни, скажи и т.д. Но: прочитай, рассказывай, экономь, ляг . Здесь уже не формы одного слова, а разные слова. Ср.: прочти – прочитай .

Нулевые суффиксы действуют преимущественно в словообразовании имен существительных. Кроме значения отвлеченного действия нулевые суффиксы могут обозначать лицо по действию или по признаку (задира, заика, подлиза; интеллектуал, универсал ), отвлеченные признаки (муть, темь, синь, гладь ) и некоторые другие значения.

Нулевых приставок в русском языке нет, так как в нем нет слов, которые бы выражали значение, характерное для приставок, и вместе с тем могли трактоваться как производные от однокоренных бесприставочных слов. В отсутствии нулевых приставок обнаруживается резкое различие между суффиксами и приставками.

По характеру формального выражения аффиксы могут быть материально выраженными и нулевыми.

Материально выраженные аффиксы с точки зрения их фонематического окружения в составе словоформы, так же как и корневые морфемы, могут занимать позиции алломорфов и вариантов. Так, например, алломорфы префиксальных морфем типа в-/во- вз-/взо-/вс-; из-/изо-/ис- от-/ото- и т.д. обусловлены двумя свойствами морфов, перед которыми они располагаются: 1) количеством фонем в их составе, 2) качеством их начальной фонемы.

Количественным составом последующих морфов определяется наличие/отсутствие гласной фонемы в исходе префиксального морфа. Отсутствие гласной в приставках типа в-, вз-/вс-, из-/ис-, от- наблюдается, если последующий морф образует собой слог. Например: в-бе-жатъ, вз-бро-сить, вз-мыть, вс-крик-нуть. При стечении согласных в последующем морфе выступают алломорфы с наличием гласной: во-гнать, но в-го-ним; ото-рватъ, ото-гнать, но от-ры-ватъ, от-го-нять.

Что касается качества начальной фонемы последующего морфа, то оно оказывает влияние на конечный согласный алломорфов префиксальных морфем. Так, префиксальные морфы с конечным звонким согласным возможны лишь перед сонорными и звонкими согласными фонемами, например: вз-лететъ, вз-мыть, из-бежать, но вс-кринать, ис-тратить, ис-сушитъ. Качеством звукового состава предшествующих морфов объясняется и появление моосЬов постАикса -ся/-сь. МооА -ся обычно занимает позицию

Алломорфы одной суффиксальной морфемы -ствур) и -ествур) в словах автор-ств-о, сосед-ств-о, но студенн-еств-о, кулан-еств-о также вызваны формальной стороной окружения: морф -еств(о) выступает только после шипящих фонем, а морф -ств(о) - после всех остальных (актер-ств-о, сосед-ств-о, упрям-ств-о).

Морфы являются вариантами в том случае, если, имея тождественное значение, характеризуются фонематической близостью и способностью заменять друг друга в окружении одних и тех же морфов. При этом вариантные морфы могут иметь дополнительную стилистическую или эмоционально-экспрессивную нагрузку. Так, например, окончания имен прилагательных -ой/-ою (тих-ой/тих-ою) - варианты, отвечающие всем указанным требованиям. Флексия -ою в отличие от -ой встречается в поэтической речи и характеризуется стилистической окраской книжности.

Нулевыми (или материально невыраженными) называются аффиксы, имеющие грамматическое или словообразовательное значение, не выраженное формально. Нулевыми бывают окончания (флексии), суффиксы и интерфиксы. В школьной практике понятие нулевой морфемы распространяется только на словоизменительные аффиксы - окончания. Так, например, краткое имя

значение м. р., ед. ч., им. п. без каких-либо формальных показателей. В связи с этим в грамматиках русского языка нулевые аффиксы определяются как «значимое отсутствие». Значимость таких аффиксов устанавливается по сопоставлению с материально выраженными аффиксами одного и того же слова, имеющими определенное значение, по принципу: если значением обладают аффиксы материально выраженные, то значимыми в одной и той же парадигме должны быть и нулевые аффиксы.

Поэтому выделение нулевых аффиксов (в данном случае окончаний) происходит с помощью методики двойных сопоставлений:

1) с рядом значимых словоформ одного и того же слова, имеющих материальное выражение (парадигматический ряд по вертикали);

2) с рядом разнокоренных образований с нулевыми регулярно повторяющимися аффиксами, имеющими тождественное или аналогичное значение (ряд по горизонтали).

Сказанное можно изобразить графически:

ризующиися регулярной повторяемостью нулевых образовании с тождественными или аналогичными значениями, подтверждает возможность выделения нулевого аффикса.

Парадигматический ряд по вертикали может быть дополнен сопоставлением с разнокоренными словами, у которых аналогич-

Регулярность/нерегулярность аффиксов

Аффиксы бывают регулярными и нерегулярными, продуктивными и непродуктивными.

1 См.: Тихонов А. Н. Современный русский литературный язык. - М., 1988. - С. 59.

2 В словах типа супруг-{а] конечный гласный звук [а] является одновременно и суффиксом, и окончанием.

Регулярными являются и глагольные приставки: в-/во-, вз-/ взо-jec-, вы-, до-, за-, на-, о-/об-/обо-, от-, с-, у- и др. Такова, например, многозначная приставка за-, сочетающаяся с группой разнокоренных глаголов: 1) ‘начало действия5: запеть, закричать, заиграть", 2) ‘направление действия за пределы чего-л.5: заехать, загнать", 3) ‘направление действия внутрь предмета5: заползти, зайти",

4) ‘предел действия5: завоевать, законсервировать", 5) с постфиксом -ся - ‘доведение действия до крайней степени5: заработаться, забегаться.

Регулярная повторяемость - это важное свойство аффиксов, позволяющее выделить из состава слова служебные морфемы при его морфемном анализе.

Способность аффиксов к регулярной воспроизводимости обусловлена характером их значения и функцией, выполняемой ими в составе слова. Дополнительное значение аффиксов, уточняющее предметно-логическое содержание корня, отличается и большей отвлеченностью. Это дает возможность для более свободного маневрирования при сочетаемости с различными корнями. В то же время свойство регулярности оказывает обратное влияние на характер их значения.

Регулярные аффиксы в отличие от нерегулярных имеют то или иное значение не только в качестве части словесного целого, но и взятые отдельно, вне слова.

Нерегулярные аффиксы встречаются в словах от случая к случаю, чаще всего в единичных словах. Так, суффикс -л-(а) встречается только в слове мет-л-а, -н- в слове тле-н-?, -тяй- в словах лен-тяй, слюн-тяй; префикс ко- выделяется в слове за-ко-улок-? (ср.: пере- ул-ок-?), а нерегулярные окончания -м, -cm в тематических глаголах есть и дать сохранили древнюю систему окончаний: да-м, да-cm и др.

Нерегулярные аффиксы не образуют длинных словесных рядов одного и того же строения и потому не имеют структурных моделей. Их значение нередко бывает утрачено и становится понятным только в составе слова. Например, значение суффикса -н- в составе единичного слова тлен, предположительно определяемое как ‘результат опредмеченного действия’, может быть установлено лишь путем соотнесения его с производящей основой глагола тлеть. Таким образом, значение нерегулярных аффиксов, устанавливаемое лишь в составе слова, напоминает значение слов в составе фразеологических единиц и потому не является свободным.

Степень регулярности/нерегулярности разных аффиксов неодинакова. Наибольшей регулярностью обладают словоизменительные аффиксы, и прежде всего окончания (флексии). Наделенные отвлеченным грамматическим значением, они образуют словоформы по определенным стандартным моделям. Например, по модели типа И = -а!-я, Р = -и/-ы, Д = -е, В = -у 1-ю и т.д. из-

mob_info