Размер сметной прибыли в строительстве. Сметная прибыль, состав, структура, порядок определения

Сметная прибыль в составе сметной стоимости строительной продукции - это средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников.

Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ.

Сметная прибыль определяется с использованием:

Общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ;

Нормативов по видам строительных и монтажных работ;

Индивидуальной нормы, разрабатываемой для конкретной подрядной организации, в тех случаях, когда условия производства работ отличаются от принятых в усредненных нормативах прибыли. Индивидуальные нормы сметной прибыли не разрабатываются и не применяются для строек, финансируемых из федерального бюджета.

Решение по выбору варианта исчисления величины сметной прибыли принимается инвестором (заказчиком-застройщиком) и подрядной организацией на равноправной основе. 1

В составе норматива сметной прибыли учтены затраты на:

Отдельные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, в том числе: налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов;

Расширенное воспроизводство подрядных организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов);

Материальное стимулирование работников (материальная помощь, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе);

Организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям 2 .

При определении стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами), величину сметной прибыли независимо от используемой системы, налогообложения рекомендуется рассчитывать на основе индивидуальных норм, согласованных с заказчиком путём калькулирования по статьям затрат, принимая для расчёта только те статьи затрат и расходов, которые соответствуют фактическим условиям выполнения работ.

Для организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, нормативы сметной прибыли применяются с коэффициентом 0,9.

При составлении локальных сметных расчётов (смет) без деления на разделы, начисление сметной прибыли производится в конце расчёта (сметы), а при формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчёту (смете). 3

При определении стоимости строительства и капитального ремонта зданий и сооружений с использованием сметно-нормативной базы 2001 года величина сметной прибыли рассчитывается от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов на основе Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001) с привязкой нормативов сметной прибыли по видам работ, приведенных в приложениях 1 и 2 к письму Росстроя от 18.11.2004 года № ДП-5536/06 (в ред. письма Росстроя от 08.02.2008 №ВБ-338/02, с изм., внесенными письмами Минрегиона РФ от 17.03.2011 № 6056-ИП/08, от 06.12.2010 № 41099-кк/08 (с изм. от 29.04.2011)).

Сметная прибыль в составе сметной стоимости строительной продукции - это средства, предназначенные для покрытия отдельных (общих) расходов подрядных организаций для уплаты налогов, на развитие производства и материальное стимулирование работников (рис. 8.2). Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ.

Сметная прибыль определяется:

– инвесторами (заказчиками - застройщиками) при составлении инвесторских смет для оценки инвесторских проектов, при подготовке заключаемого договора, в том числе при подрядных торгах (аукционах) и определении договорных цен.

– подрядными организациями при составлении ценовых предложений на конкурсные торги.

– проектными организациями при разработке сметной документации.

Сметная прибыль определяется согласно Методическим указаниям по определению величины сметной прибыли в строительстве. МДС 81-25.2001 и МДС 81-35.2004, п. 4.31, письму ОАО «РЖД» от 27.01.2011 г. № 95/ЦУКС.

В целях достоверного определения сметной стоимости строительства (капитального ремонта) объектов ОАО «РЖД» согласно , с 1 января 2011 г. должны применяться коэффициенты к нормативам сметной прибыли. Следует отметить, что коэффициент 0,8 к сметной прибыли при определении текущей стоимости строительства с использованием индексов пересчета СМР не применяются, так как учтены поправочными коэффициентами.

Рис. 8.2. «Перечень затрат, осуществляемых за счет прибыли».

При составлении локальных сметных расчетов (смет), без деления на разделы, начисление сметной прибыли производится в конце расчета (сметы), а при формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете).

В качестве базы для исчисления сметной прибыли применяется величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в текущих ценах в составе сметных прямых затрат.

В настоящее время сметная прибыль может определятся с использованием:

– отраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ;

– нормативов по видам строительных и монтажных работ;

– индивидуальной нормы, разрабатываемой для конкретной подрядной организации.

При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ общеотраслевой норматив сметной прибыли в составе сметной стоимости ремонтно-строительных работ составляет 50 % от величины средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов).

Общеотраслевые нормативы сметной прибыли целесообразнее применять для разработки инвесторских смет, технико-экономического обоснования проектов и определения начальной (стартовой) цены предмета конкурса при проведении подрядных торгов.

По согласованию между заказчиком-застройщиком и подрядчиком указанные нормативы сметной прибыли могут применяться на стадии разработки рабочей документации за выполненные работы.

При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы применяются нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ.

В тех случаях, когда условия производства работ отличаются от принятых в усредненных нормативах и прибыль, рассчитанная на основе общеотраслевых нормативов, не покрывает расходы подрядной организации на развитие производства и материальное стимулирование работников по согласованию с заказчиком-застройщиком, рекомендуется разрабатывать и применять индивидуальный норматив сметной прибыли (за исключением строек, финансируемых из федерального бюджета).

При расчете индивидуальных нормативов используются действующие законодательные и нормативные документы, регламентирующие величину нормируемых статей, а также данные государственной статистический отчетности и бухгалтерского учета.

Расчет индивидуальной нормы сметной прибыли осуществляется по формуле

где Н и - норма индивидуальной прибыли, %;

П и - размер прибыли, определенный по расчету для конкретной подрядной организации, тыс. руб.;

З - величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов в составе прямых затрат), тыс. руб.

Порядок начисления норматива сметной прибыли в сметной документации зависит от метода определения сметной стоимости строительной продукции и стадийности проектирования.

При применении базисно-индексного метода величина сметной прибыли (СП) определяется по формулам

где З с и З м - суммарная величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов в составе сметных прямых затрат в ценах базисного уровня, тыс. руб.;

И от - индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню оплаты труда основной заработной платы рабочих в ценах базисного уровня;

З с i , З м i - суммарные по i -му виду работ сметные величины оплаты труда рабочих-строителей в ценах базисного уровня, тыс. руб.;

Н о - общеотраслевой норматив сметной прибыли (установлен к фонду оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов в составе прямых затрат);

Н пр i - норма сметной прибыли по i -му виду строительных и монтажных работ, %;

n - общее количество видов работ по локальной смете.

При применении ресурсного метода определения сметной стоимости строительства величина сметной прибыли может быть определена по формулам

При определении стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам подряда, величину сметной прибыли рекомендуется выявлять по индивидуальной норме, согласованной с заказчиком.

Предыдущая

В практике любого предприятия, будь то газетный концерн или частная строительная компания, существует такое понятие, как сметная прибыль. Оно является крайне важным при расчете доходов и расходов юридического лица.

Сметная прибыль - доход предприятия за вычетом себестоимости работ, предназначенный для покрытия расходов на развитие организации, оплаты труда ее сотрудников и улучшения ее социальной сферы. Ее размеры либо рассчитываются при заключении каждого нового договора, либо оговариваются между заказчиком и предприятием заранее. Второй случай, как правило, используется тогда, когда нормативная общеотраслевая сметная прибыль не может покрыть все описанные выше расходы на развитие компании и материальную стимуляцию сотрудников.

Сметная прибыль не рассчитана на покрытие накладных (непрямых или непредвиденных) расходов предприятия. Они, как правило, рассчитываются отдельно. Затем эти расходы включаются в смету и оплачиваются наравне с любыми другими необходимыми затратами.

Сметная прибыль рассчитывается в процентах в пределах нормы, принятой законодательством. За основу для подсчета берется рабочих, которая согласно нормативам должна составлять не менее 65% от сметной прибыли. Также следует учитывать среднюю стоимость работ и норму самого предприятия.

На крупных предприятиях (например, в строительных компаниях) для урегулирования деловых отношений между заказчиком и компанией-строителем составляется специальный пакет документов.

Это полный комплект необходимых бумаг с данными по проекту, всем его деталям, по планируемым затратам и ожидаемой прибыли. В ней указываются расценки на все виды работ, производимые предприятием, а также подробное описание проведения этих самых работ с графическими чертежами и схемами.

Нормативная сметная прибыль во многих отраслях еще недостаточно хорошо проработана российским законодательством. Поэтому во всех спорных случаях предприятия отходят от принятых стандартов и назначают договорную стоимость своих работ. Например, на крупных стройках, где работает множество людей, заработная плата на одного рабочего оказывается ниже средней, поэтому строительная компания имеет право повысить сметную прибыль для обеспечения своей дальнейшей деятельности.

Итак, сметная прибыль, или, как ее иногда называют, "чистая прибыль", представляет собой доход предприятия с какого-либо проекта, средства которого направляются на улучшение дальнейшей его работы. Размер ее определяется в зависимости от государственных, региональных и местных стандартов (норм, установленных внутри фирмы, средней заработной платы и так далее). Значение сметной прибыли не приходится объяснять. Ведь если бы не она, предприятия потеряли бы возможность развиваться, рабочие лишились бы зарплаты, и вся индустрия пришла бы в упадок. Поэтому крайне важно правильно рассчитать сметную прибыль для поддержания оптимального баланса в компании, ее развития, отношений между ней и заказчиком.

Сметная прибыль в строительстве - это средства, предусмотренные в сметах на строительный подряд и предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производственных мощностей и материальное стимулирование работников. Сметная прибыль является вознаграждением подрядчика — статья 709 Гражданского кодекса РФ. Ее размер определяется на уровне необходимых затрат для расширения воспроизводства строительных предприятий региона и устанавливается для каждой конкретной организации индивидуально по результату обоснования контрактной (договорной) цены строительства. Сметная прибыль — это часть стоимости строительных работ и продукции, не относящаяся на себестоимость.

Для расчета сметной прибыли следует руководствоваться Методическими указаниями по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001).

Нормативы сметной прибыли

Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России выполняет функцию общего методического руководства и контроля над подготовкой отраслевых нормативов сметной прибыли, а также нормативов по видам работ, которые разрабатываются специальными организациями.

Все проекты нормативов проходят рассмотрение в Межведомственной комиссии по разработке документов по ценообразованию в строительстве (МВК) Госстроя России. Организации-разработчики, учитывая замечания МВК, корректируют нормативы и передают их на экспертизу в Управление ценообразования.

Нормативы бывают трех видов (на их основе и определяется сметная прибыль):

  • Общие для строительной отрасли и устанавливаемые для всех предприятий. Для строительно-монтажных работ — 65% от фонда оплаты труда рабочих в составе прямых затрат сметы-бюджета, для ремонтно-строительных — 50%.
  • Разделенные по видам работ. Этот вид нормативов определен в приложении 3 к Методическим указаниям МДС 81-25.2001 и применяется на стадии подготовки рабочей документации.
  • Индивидуальные для конкретных подрядных предприятий. Этот вид нормативов не применяется для подрядчиков, осуществляющих работы за счет средств федерального бюджета.

Процентная ставка к фонду оплаты труда рабочих по видам работ определяется федеральными и территориальными центрами по ценообразованию в строительной отрасли и с выходом новых нормативных актов подвергаются официальной корректировке (в том числе возможно применение понижающих коэффициентов с 01.01.2011 — 0,8 для всех и 0,9 — для упрощенной системы налогообложения). Самостоятельно при заключении договоров подряда вносить в них изменения запрещено.

Стороны заключаемого договора подряда имеют равные права при выборе вида подходящего расчетного норматива.

Расчет индивидуального норматива сметной прибыли

Индивидуальные нормативы прибыли разрабатываются в том случае, если общеотраслевые нормативы и нормативы по видам работ не покрывают издержек подрядчика на развитие производства и материальное стимулирование работников. Как правило, расчет ведется силами подрядчика и проходит согласование и необходимую экспертизу у инвестора (заказчика). В случае возникновения разногласий подрядчик вносит предложенные инвестором корректировки и отправляет расчет на повторное согласование.

Также расчет может выполняться региональным центром по ценообразованию в строительной отрасли или проектными организациями на основании договоров на выполнение этой работы.

Расчет индивидуального норматива выполняется по формуле:

Ни — норматив индивидуальной прибыли, процент;

Пп — размер прибыли, определенный для подрядной организации индивидуально по расчету, тыс. руб.;

З — величина фонда оплаты труда рабочих (механизаторов и строителей) в составе прямых сметных затрат, тыс. руб.

Начисление сметной прибыли при разработке документации

В том случае, если локальный сметный расчет не разбит на отдельные разделы, начисление сметной прибыли производится в конце всего расчета. Если же смета разбита на главы, то начисление выполняют под каждой главой и в конце сметы, как итого.

Норма прибыли в строительстве подсчитывается в разном порядке в зависимости от способа вычисления сметной стоимости продукции строительного производства и стадии разработки проекта документации:

По текущему уровню цен

Стадия «Проект»

Стадия «Рабочая документация»

П — размер сметной прибыли, тыс. руб.;

З — величина фонда оплаты труда рабочих в составе прямых затрат сметы, тыс. руб.

Нз — общеотраслевая норма сметной прибыли, установленная к фонду оплаты труда рабочих (механизаторов и строителей) в составе прямых затрат;

Н cni — норматив сметной прибыли по i-му виду работ, приведенных в приложении № 3 МДС 81-25.2001, в процентах;

n — общее количество видов работ на объекте подряда.

Базисно-индексный метод

Стадия «Проект»:

Стадия «Рабочая документация»:


Зб — величина фонда оплаты труда рабочих в составе прямых затрат сметы, составленной с применением сметных нормативов и цен базисного уровня, тыс. руб.;

Зci и Зmi — сметные величины оплаты труда рабочих, суммарные по i-му виду планируемых работ, тыс. руб.;

Иот — индекс текущего уровня ФОТ по отношению к уровню ФОТ, учтенного сметными нормативами и ставками базисного уровня;

n — полное количество видов выполняемых работ на данном объекте.

Что не учитывается в составе сметной прибыли

Согласно Методическим указаниям некоторые виды затрат не учитываются при расчете величины сметной прибыли. Эти затраты сгруппированы в три категории: не принадлежащие производственной деятельности предприятия, относящие к пополнению оборотных средств, направленные на поддержание инфраструктуры предприятия.

Затраты на пополнение оборотных средств

Эти затраты должны быть предусмотрены при заключении договоров подряда, в которые должны быть включены пункты, относящиеся к приобретению необходимых материалов в кредит или выплата аванса.

Затраты, не относящиеся к производственной деятельности подрядной организации

  • благотворительность;
  • улучшение социальных и коммунально-бытовых условий;
  • пожертвования и взносы в избирательные фонды;
  • выплата премия работникам, не связанным с основным производством;
  • оплата дополнительных отпусков;
  • единовременная помощь при уходе работников на пенсию, а также различные надбавки пенсионерам;
  • компенсация питания работников;
  • оплата проездных документов (за общественный транспорт);
  • расходы на периодические печатные издания;
  • оплата командировочных расходов и расходов, связанных с выполнением работ вахтовым методом или с разъездным характером работ, сверх установленных нормативов;
  • дополнительное страхование работников (за исключением обязательных социальной и медицинской страховки);
  • расходы на организацию совместных предприятий;
  • затраты на выпуск и распространение ценных бумаг;
  • затраты на содержание вышестоящих организаций и учебных заведений собственной балансовой принадлежности;
  • платежи за превышение выбросов загрязняющих веществ;
  • расходы на оплату кредитов и ссуд, в том числе и процентов, сверх учетной ставки Центробанка РФ;
  • безвозмездная частичная оплата жилищных кредитов работников, в том числе и кредитов, направленных на приобретение домашней мебели и утвари;
  • расходы на содержание собственных сельскохозяйственных подразделений;
  • другие расходы из собственных ресурсов предприятия.

Затраты, направленные на поддержание инфраструктуры организации

  • оплата нужд социальных объектов балансовой принадлежности предприятия;
  • расходы на строительство производственных и непроизводственных объектов.

Что учитывается в составе сметной прибыли

В составе сметной прибыли должны быть учтены следующие расходы:

  • Модернизация и переоборудование объектов, относящихся к основному фонду предприятия и влияющих на рост производства. Примечание: Для расчета по этому пункту используют данные из инвестиционного бизнес-плана развития предприятия-подрядчика и бухгалтерский учет расходов по этой статье за прошедший период. Также следует проанализировать имущественное состояние подрядчика (доли основных и активной части основных средств) и действительно положение дел с основными производственными фондами (вывод из эксплуатации и обновление, износ оборудования, собственные оборотные средства).
  • Оказание материального стимулирования работников — выплата финансовой помощи, оздоровительные мероприятия для работников, не связанных с основным производством; Примечание: Расходы по этому пункту обязательно должны быть отражены в приложении к бухгалтерскому балансу за прошедший период. Также в приложении должны быть следующие непроизводственные расходы (при наличии) с указанием единого социального налога:
    • оплата путевок на санаторно-курортное лечение, спортивных абонементов, билетов на культурно-массовые мероприятия;
    • дополнительные вознаграждения, не предусмотренные в контрактах и трудовых договорах работников;
    • расходы на оказание материальной помощи работникам, участвующих в программах ипотечного кредитования;
    • расходы на оказание помощи работникам на индивидуальное жилищное строительство;
    • расходы, возникающие при предоставлении работникам предприятия товаров и услуг по льготным ценам.
  • Безвозмездная помощь учебным заведениям, не находящимся на балансе строительной организации. Примечание: Данный пункт должен быть подтвержден в бухгалтерском балансе.
  • Налоговые выплаты: на прибыль организации, на имущество, отдельные региональные и местные налоги, но по ставке не более 5%. Примечание:
    • Налог на прибыль определяют на основании расчетных показателей по каждой включаемой в расчет сметной прибыли статье.
    • Налог на имущество рассчитывается на основе информации об основных фондах, которые будут задействованы при производстве работ, а также о средствах, планируемых на их приобретение или модернизацию.

Информация из примечаний используется при расчете индивидуального норматива сметной прибыли.

При экономически обоснованной и подтвержденной проектом организации строительства целесообразности, возможно включение расходов на развитие инфраструктуры строительно-монтажной организации и ее производственной базы в главу 9 «Прочие работы и затраты» сводной сметы итоговой стоимости строительства — при согласовании с инвестором.

Вы можете скачать МДС 81-25.2001:

МДС 81-25.2001. Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (взамен письма Минстроя России от 30.10.92 № БФ-906/12 и раздела 3 МДС 81-5.99)

Письмо Госстроя России

от 20.03.2001 №НЗ-1311/10

О порядке применения Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве

Госстрой России постановлением от 28.02.2001 № 15 утвердил по согласованию с Минфином России и Минэкономразвитии России «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве» (МДС 81-25.2001) с вводом в действие с 1 марта 2001 года.

Одновременно отменены «Методические рекомендации по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию» (письмо Минстроя России от 30.10.92 № БФ-906/12) и раздел 3 «Методических указаний по и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним» (МДС 81-5.99).

Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, положения Методических указаний носят рекомендательный характер.

В связи с поступающими запросами, связанными с выходом «Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве» Госстрой России сообщает порядок применения нормативов сметной прибыли при пересчете сметной документации и расчетах за выполненные работы.

По объектам строительства, сметная документация по которым утверждена до выхода указанного постановления, подлежит уточнению остаток сметной стоимости строительно-монтажных работ по переходящим на 2001 год стройкам по состоянию на 1 марта 2001 года, а также полная сметная стоимость строительно-монтажных работ по стройкам вновь начинаемых в 2001 и последующих годах.

Стоимость работ, подлежащих выполнению подрядными организациями после 1 марта 2001г., а также расчеты за выполненные работы определяются с применением вновь утвержденных нормативов сметной прибыли.

В случаях исчерпания сумм, предусмотренных в сметах, заказчики могут использовать для этой цели резерв средств на непредвиденные работы и затраты или экономию по другим статьям сметы.

При отсутствии указанных источников необходимые дополнительные средства включаются в сметный расчет стоимости строительства в порядке, предусмотренном п. 3.5.9.2 «Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-1.99).

Зам.председателя Н.В. Зацаринский

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

(Госстрой России)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕЛИЧИНЫ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МДС 81-25.2001

Утверждены Постановлением Госстроя России № 15 от 28.02.2001

ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.

ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.03.2001г. постановлением Госстроя России от 28.02.2001 № 15

ВЗАМЕН Методических рекомендаций по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию (письмо Минстроя России от 30.10.92 №БФ-906/12) и раздела 3 Методических указаний по определению и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-5.99).

Настоящие Методические указания предназначены для широкого круга специалистов, занимающихся вопросами сметного нормирования и ценообразования в строительстве.

РАЗРАБОТАНЫ Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (руководитель — И.И. Дмитренко, ответственный исполнитель — Г.П. Шпунт), Государственной академией профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС) Министерства образования Российской Федерации (Г.М. Хайкин, И.Г. Цирунян) и ГП Краснодарским краевым центром ценообразования в строительстве “Кубаньстройцена” (И.А. Крупенина).

РАССМОТРЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (Редакционная комиссия: В.А. Степанов — руководитель, Г.А. Шанин, Т.Л. Грищенкова, В.В. Сафонов, А.В. Белов.) и на заседании Межведомственной комиссии (рабочей группы) при Госстрое России по разработке документов по ценообразованию в строительстве.

Технический редактор В.И.Шаменков

ВВЕДЕНИЕ

“Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве. МДС 81-25.2001” (в дальнейшем Методические указания) определяют принципы и порядок расчета величины сметной прибыли при формировании сметной стоимости строительства.

Методические указания применяются для определения начальной (стартовой) цены строительной продукции при разработке тендерной документации для проведения конкурсов по размещению подрядов на выполнение работ и оказание услуг в строительстве и договорных цен на строительную продукцию, устанавливаемых на основе переговоров с подрядчиками.

В Методических указаниях учтены положения, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном Законе Российской Федерации “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”, Налоговом кодексе Российской Федерации, Типовых методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ (утверждены Минстроем Российской Федерации 4 декабря 1995 г. № БЕ-11-260/7), Методических рекомендациях по разработке ценовой политики предприятия (приказ Министерства экономики Российской Федерации № 118 от 1 октября 1997 г.), а также в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету и др. документах, согласно приложению 1.

Методические указания согласованы Минфином России (письмо от 30.01.01. № 06-10-24/31) и Минэкономразвития России (письмо от 15.12.2000. № ША-681/05).

Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и формы собственности, осуществляющих капитальное строительство за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, если иное не предусмотрено соответствующими распорядительными документами Правительства Российской Федерации.

Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, положения настоящего документа носят рекомендательный характер.

Положения Методических указаний распространяются на работы, выполняемые хозяйственным способом, а также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений по отраслям.

В Методических указаниях учтены требования и положения правовых и нормативно-методических документов по состоянию на 1 февраля 2001 года.

Замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию Методических указаний направлять по адресу:

117987, г. Москва, ГСП-1, ул. Строителей 8, корп.2, Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методические указания предназначены для определения сметной прибыли:

— инвесторами (заказчиками-застройщиками) при для оценки инвестиционных программ (проектов), при подготовке заключаемого договора, в т.ч. при подрядных торгах и определении договорных цен в случаях формирования их на основе переговоров заказчиков с подрядчиками;

— подрядными организациями при составлении ценовых предложений на конкурсные торги;

— проектными организациями при .

Сметная прибыль в составе – это средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников.

Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ.

1.2. В составе норматива сметной прибыли учтены затраты на:

— отдельные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, в т.ч., налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов;

— расширенное воспроизводство подрядных организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов);

— материальное стимулирование работников (материальная помощь, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе);

— организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям.

1.3. Затраты, не учитываемые в нормативах сметной прибыли, приведены в приложении 2.

1.4. В качестве базы для исчисления сметной прибыли принимается — величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в текущих ценах в составе сметных прямых затрат.

Порядок определения размера средств на оплату труда рабочих приведен в “Методических указаниях по определению стоимости строительства на территории Российской Федерации МДС 81-1.99” приложение 4.

1.5. Сметная прибыль определяется с использованием:

— общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ;

— нормативов по видам строительных и монтажных работ;

— индивидуальной нормы, разрабатываемой (в отдельных случаях) для конкретной подрядной организации.

Решение по выбору варианта исчисления величины сметной прибыли принимается инвестором (заказчиком-застройщиком) и подрядчиком на равноправной основе.

2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ

НОРМАТИВОВ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

5.1. Общее методическое руководство разработкой нормативов сметной прибыли осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (далее – Управление ценообразования).

5.2. Разработка общеотраслевых нормативов, а также норм по видам строительных и монтажных работ производится организациями — разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования.

Разработанные проекты нормативов сметной прибыли рассматриваются Межведомственной комиссией (рабочей группой) по разработке документов по ценообразованию в строительстве (МВК) Госстроя России.

С учетом результатов рассмотрения на МВК организации-разработчики вносят в проекты нормативов соответствующие коррективы.

Откорректированные нормативы передаются в Управление ценообразования, которое после окончательной экспертизы представляет их на утверждение в установленном порядке.

5.3. Разработка индивидуальных норм для отдельных подрядных организаций осуществляется непосредственно подрядными организациям или региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), проектными и другими организациями на основе заключенных договоров на выполнение указанных работ. Разработанные проекты индивидуальных норм сметной прибыли передаются подрядчиком заказчику-застройщику для рассмотрения и проведения экспертизы. На основе экспертных заключений организации-разработчики вносят соответствующие коррективы в проекты индивидуальных норм сметной прибыли и передают для согласования заказчику-застройщику.

5.4. В случае экономической целесообразности, что должно быть подтверждено проектом организации строительства (ПОС), допускается включение затрат, связанных с инфраструктурой строительно-монтажных организаций и развитием производственной базы (приложение 2 п.3) в главу 9 “Прочие работы и затраты” сводного сметного расчета стоимости строительства и договорные цены на основании расчета, согласованного с заказчиком-застройщиком.

Приложение 1

Перечень законодательных и нормативных документов,

использованных при подготовке “Методических указаний

по определению величины сметной прибыли в строительстве”

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января 2000 г.).

2. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации” (с изменениями от 9 июля 1999 г.).

3. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты российской Федерации о налогах”.

4. Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями от 25 декабря 1992 г., 1 июля, 11 ноября 1994 г., 23 июня, 22 августа, 27 декабря 1995 г., 26 февраля, 26 мая 1997 г., 28 марта, 27 июня, 29 декабря 1998 г., 10 февраля, 12 апреля, 4 мая 1999 г.).

5. Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” (с изменениями и дополнениями от 16 июля, 22 декабря 1992 г., 6 марта, 3 июня 1993 г., 11 ноября 1994 г., 25 апреля, 23 июня, 22 августа 1995 г., 8 января 1998 г., 10 февраля, 4 мая 1999 г.).

6. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (с изменениями от 16 июля, от 22 декабря 1992 г., 21 мая 1993 г., 1 июля 1994 г., 21 июля 1997 г., 31 июля, 22 октября, 18 ноября, 29 декабря 1998 г., 10 февраля, 17 июня, 8 июля 1999 г.) в части статей 18 п. 2 и ст. 19,20,21.

7. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (с изменениями и дополнениями от 16 июля, 22 декабря 1992 г., 27 августа 1993 г., 27 октября, 11 ноября, 3 декабря 1994 г., 25 апреля, 23,26 июня, 30 ноября, 27,31 декабря 1995 г., 14 декабря 1996 г., 10 января, 28 июня 1997 г., 31 июля, 29 декабря 1998 г., 6 января, 10 февраля, 3, 31 марта, 4 мая 1999 г., постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 октября 1999 г. №14-П).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552 “Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли” (с изменениями и дополнениями от 26 июля, 1 июля, 20 ноября 1995 г., 21 марта, 14 октября, 22 ноября 1996 г., 11 марта, 31 декабря 1997 г., 27 мая, 5,6,11 сентября 1998 г., 26 июня, 12 июля 1999 г., 31 мая 2000 г.).

11. Инструкция Министерства по налогам и сборам Российской федерации от 15 июня 2000 г. № 62 “ О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”.

12. Письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 2 апреля 1996 г. № 07-3-08/112 “О налоге на прибыль приватизированных предприятий и организаций”.

13. Письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 6 января 1997 г. № 02-4-07/1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.

14. Письмо Департамента налоговых реформ Минфина Российской Федерации от 24 июня 1997 г. № 04-02-14 “О перечне затрат, включаемых в себестоимость продукции при формировании затрат на прибыль”.

15. Письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 27 октября 1998 г. № ШС-6-02/768 “Методические рекомендации по отдельным вопросам налогообложения прибыли” (с изменениями от 12 июля 1999 г.).

16. Письмо МНС Российской Федерации от 17 января 2000 г. № 02-1-16/2 “О налогообложении прибыли, полученной участником совместной деятельности”.

17. Письмо департамента налоговой политики Минфина Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 04-02-05/2 “О налогообложении курсовых и суммовых разниц”.

18. Приказ Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. № 60 н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету Учетная политика организации” ПБУ 1/98” (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г.).

19. Приказ Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43 н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” ПБУ 4/99”.

20. Приказ Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н “Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской федерации” (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.).

21. Приказ Минфина Российской Федерации от 13 января 2000 г. № 4н “О формах бухгалтерской отчетности организаций”.

22. Приказ Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 32н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Доходы организации” ПБУ 9/99” (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г.).

23. Приказ Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 33н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99” (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г.).

24. Приказ Минфина Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 25н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/98” (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.).

25. Приказ Минфина Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 65н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/97” (с изменениями и дополнениями от 24 марта 2000 г.).

26. Приказ Минфина Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 2н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” ПБУ 3/2000”.

27. Инструкция Госналогслужбы Российской Федерации от 8 июня 1995 г. № 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий” (с изменениями и дополнениями от 12 июля, 9 октября 1995 г., 29 мая, 13 июня 1997 г., 2 апреля 1998 г.).

28. Приказ МНС Российской Федерации от 15.11.2000 №БГ-3-04/389 “О внесении изменений в инструкцию Госналогслужбы России от 08,06.95 №33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий”.

29. Инструкция МНС Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. № 59 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды”.

30. Приказ МНС Российской Федерации от 20 октября 2000 г. №БГ-3-03/361 “О внесении изменений в Инструкцию МНС России от 04.04.2000 №59 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды”.

31. “Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия”, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632.

32. Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, утвержденные Минприродой Российской Федерации от 27 ноября 1992 (с изменением и дополнением от 18 августа 1993 г.).

33. Письмо Минфина Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 9-5-12 и Минприроды Российской Федерации от 21 декабря 1992 г. № 04-04/72-6344 “Порядок направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды” (с изменениями и дополнениями от 23 мая 1995 г., 11 августа 1997 г.).

34. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 октября 1993 г. № 22 “О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды” (с изменением и дополнением от 10 апреля 2000 г.).

Приложение 2

Затраты, не учитываемые в нормативах

сметной прибыли

1. Затраты, не влияющие на производственную деятельность подрядной организации,

— благотворительные взносы;

— развитие социальной и коммунально–бытовой сферы;

— добровольные пожертвования в избирательные фонды;

— премирование работников непроизводственной сферы;

— оплату дополнительных (сверх установленной продолжительности) отпусков;

— выделение единовременных пособий работникам, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям;

— компенсацию стоимости питания в столовых и буфетах;

— оплату проездов в транспорте общего пользования;

— возмещение расходов сверх установленных норм при направлении работников для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, за подвижной и разъездной характер их деятельности, за производство работ вахтовым методом;

— оплату подписки на газеты и журналы;

— оплату командировочных расходов сверх установленных норм;

— страхование персонала строительных организаций (кроме обязательного социального страхования и обеспечения медицинского страхования);

— на создание совместных предприятий;

— покупку акций, облигаций и других ценных бумаг, затраты, связанные с выпуском и распространением ценных бумаг;

— погашение кредитов коммерческих банков и выплату процентов по ним, а также по отсроченным и просроченным ссудам (сверх сумм по учетной ставке Центрального банка России);

— частичное погашение банковского кредита работникам на жилищное строительство, на обзаведение домашним хозяйством;

— платежи за превышение предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ;

— другие расходы, производимые за счет собственных средств организации.

2. Затраты, связанные с пополнением оборотных средств

Порядок пополнения указанных средств предусматривается при заключении договоров подряда, включая авансирование работ или получение банковского кредита на приобретение материалов, изделий и конструкций.

3. Затраты, связанные с инфраструктурой строительно-монтажной организации

К ним относятся:

— строительство жилых и других объектов непроизводственного назначения;

— техническое перевооружение, реконструкция, расширение и строительство новых объектов производственного назначения.

Приложение 3

по видам строительных и монтажных работ

механизированным способом

с применением средств гидромеханизации

культуртехнические работы

Горно-вскрышные работы

Буровзрывные работы

Скважины на воду

Свайные работы

Закрепление грунтов. Опускные колодцы

Бетонные и железобетонные монолитные конструкции в строительстве:

промышленном

жилищно-гражданском

Бетонные и железобетонные сборные конструкции в строительстве:

промышленном

жилищно-гражданском (без КПД)

крупнопанельное домостроение

Конструкции из кирпича и блоков в зданиях:

промышленных

жилищно-гражданских

сельскохозяйственных

Металлические конструкции

Деревянные конструкции

Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии

Конструкции в сельском хозяйстве:

— металлические

железобетонные

каркаснообшивные

строительство теплиц

Отделочные работы

Сантехнические работы – внутренние (трубопроводы, водопровод. канализация, отопление, газоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха)

Электроосвещение зданий

Наружные сети водопровода, канализации, теплоснабжения, газопровода

Магистральные трубопроводы газонефтепродуктов

Теплоизоляционные работы

Автомобильные дороги

Железные дороги

Тоннели и метрополитены

Мосты и трубы

Аэродромы

Трамвайные пути

Линии электропередач

Сооружения связи, радиовещания и телевидения:

прокладка и монтаж сетей связи

монтаж радиотелевизионного и электронного оборудования

прокладка и монтаж междугородних линий связи

Горнопроходческие (подземные горно-капитальные) работы:

в угольной промышленности

в других отраслях

Земляные конструкции гидротехнических сооружений

Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений

Каменные конструкции гидротехнических сооружений

Металлические конструкции гидротехнических сооружений

Деревянные конструкции гидротехнических сооружений

Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях

Берегоукрепительные работы

Судовозные пути стапелей и слипов

Подводно-строительные (водолазные) работы

Промышленные печи и трубы

Озеленение. Защитные лесонасаждения. Многолетние плодовые насаждения

Скважины на нефть (включая морские условия)

Скважины на газ (включая морские условия)

Монтаж оборудования

Монтаж оборудования на атомных электростанциях

Электромонтажные работы:

на атомных электростанциях

на других объектах

Устройство сигнализации, централизации, блокировки и связи на железных дорогах

Устройство средств посадки самолетов и систем управления воздушным движением на аэродромах

Пусконаладочные работы

mob_info