Какие риски покрывает страхование каско. Страхование каско: риски и особенности выбора

Под страховым риском КАСКО понимают событие, повлекшее ущерб жизни, здоровью, имуществу (владельца транспортного средства либо третьих лиц), прописанное в полисе и подразумевающее соответствующую выплату.

Рассмотрим различные ситуации, для которых предусмотрены отдельные страховые услуги.


Если автомобиль угнали

Владелец, у которого угнали (похитили, отняли) машину, при наличии соответствующего пункта в договоре КАСКО, обращается к страховщику за компенсацией. Ряд страховых компаний выплачивает различные суммы компенсации, в зависимости от того, находились ли ключи, документы в салоне автомобиля в момент угона, кражи.

При нанесении ущерба

Чаще всего под ущербом подразумевают повреждение транспортного средства в ДТП, также к нему могут привести противоправные действия, совершенные третьими лицами, либо действия полиции, аварийных служб, спасателей в рамках закона.

Причинами нанесения ущерба транспортному средству могут быть природные катаклизмы (наводнения, землетрясения, град, ураган, удары молнии), техногенные катастрофы, террористические акты, воспламенение вследствие удара молнии либо возгорания предметов поблизости.

Также к рискам, попадающим под определение «Ущерб», можно отнести повреждения стекол и люков, нанесение ущерба при транспортировке, падение инородных предметов, повреждения из-за провала ТС под грунт, лед, разрушения мостов, действий животных, аварий на тепло-, водопроводных, канализационных сетях.


В случае непредвиденных расходов

Такой вид риска как непредвиденные расходы нередко включают в полис КАСКО. Компенсация страховщиком - как правило, при ДТП, предусмотрена, если возникла необходимость в расходах на помощь юриста, вызов аварийного комиссара. Страховщики в таких случаях компенсируют утрату или расходы на лечение животного (пострадавшего в ДТП), утрату либо повреждение багажа, вызов техпомощи на место ДТП, расходы на такси, подменного водителя или перевозчика, расходы на аренду транспортного средства из-за повреждения собственного авто, расходы на консультативные услуги специалистов. А также расходы на разрешение споров за границей.

Такие риски как несчастный случай, утрата товарной стоимости ТС подразумевают добровольное внесение в полис на усмотрение страхователя.

Полная стоимость страховки зависит от количества рисков и услуг, предусмотренных ею. Проверить стоимость полиса КАСКО для своего автомобиля вы можете с помощью .

В последние годы значительное распространение получили два вида страхования автомобилей: ОСАГО и каско. Для того, чтобы четко понимать, какие они предоставляют возможности, необходимо знать особенности и нюансы каждого из них. Что такое каско и в чем его отличие от ОСАГО? Что покрывает каско? Входит ли ДТП в покрытие страховки? От чего зависит стоимость данной услуги? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Коротко о полисе каско

Каско - это вид добровольного страхования транспортных средств (что отличает его от обязательного ОСАГО) от возможных несчастных случаев. Угон, хищение и ущерб - это основной перечень того, что входит в страховой случай по каско. Кроме основных рисков, в договор страхования каско может входить страхование некоторых дополнительных, а именно:

  • Страхование приспособлений и оборудования, изначально не входящего в стандартную комплектацию автомобиля. Они могут быть застрахованы только от рисков, от которых страхуется само транспортное средство;
  • Несчастный случай, произошедший в автомобиле непосредственно при эксплуатации транспортного средства. Услуга распространяется только на случай, когда полное возмещение выплачивается и по основному риску;
  • Расширение ОСАГО в части добровольной гражданской ответственности, которое либо включается пунктом в полис каско, либо выделяется в отдельный полис.

Один из главных факторов, объясняющих популярность данного вида страховки - это экономический, связанный с финансовой защитой от последствий возможного угона. Наличие полиса каско в таком случае - реальная возможность покрыть все убытки в полном объеме стоимости автомобиля на момент кражи.

От каких рисков страхует?

Перед подписанием договора следует внимательно изучить перечень страховых рисков, включенных в полис. Несмотря на то, что все компании используют схожие методики разработки условий страхования, конкретные правила и нюансы страховки в разных компаниях могут отличаться. Стоимость услуги будет зависеть от перечня страховых случаев, которые будут включены в покрытие. В полисе и договоре в обязательном порядке должно быть указано, что входит в каско для авто. Наступление хотя бы одного из предусмотренных рисков при соблюдении условий договора признается страховым случаем. Наиболее часто авто страхуют от следующих событий:

  • Участие в ДТП;
  • Попадание в машину камней, вылетевших из-под других транспортных средств;
  • Ущерб, полученный в результате противоправных действий третьих лиц;
  • Возгорание автомобиля и его последствия, кроме случаев короткого замыкания электропроводки либо самовозгорания, которые обычно оговариваются в отдельном пункте договора;
  • Природные явления и стихийные бедствия;
  • Попадание в транспортное средство или падение на автомобиль посторонних предметов;
  • Различные виды угонов объекта.

В большинстве случаев страховщики предлагают автовладельцам на выбор один из трех возможных видов покрытия ущерба - компенсация наличными средствами; выполнение восстановительных работ или ремонта на станции технического обслуживания страховщика; оплата ремонта, выполненного водителем машины самостоятельно. В случае невозможности или нецелесообразности ремонта или утрате автотранспортного средства, страхователь может претендовать на максимальную выплату страхового покрытия.

От каких рисков не страхует?

Договором и правилами страховки предусмотрены ситуации, когда полную компенсацию полученного ущерба страховая компания не выплатит. Так, водитель машины лишается возможности получить полную сумму выплат по каско в следующих случаях:

  • Наличие умысла владельца транспортного средства или лица, управляющего автомобилем, повлекший за собой повреждение автотранспорта (в том числе оборудования) или его хищение;
  • Нахождение водителя за рулем в стадии алкогольного, токсикологического или наркотического опьянения;
  • Передача объекта страхования лицу, которое не обладает правами на вождение;
  • Случай, возникший по причине неисправности автомобиля, при которой управление транспортным средством запрещено. Перечень подобных неисправностей оборудования приведен в ПДД и распространяется на поломки:
    • тормозной системы;
    • системы рулевого управления;
    • стеклоочистителя, расположенного с водительской стороны;
    • приборов освещения при передвижении в вечернее и ночное время;
    • сильная степень изношенности протекторов и т.д.
  • Отсутствие своевременно пройденного технического осмотра или документов, подтверждающих это. Не может выступать аргументом для отказа в выплате, если авто похищено со стоянки или из гаража, где находилось без движения;
  • Случай, произошедший за пределами территории страхования;
  • Участие авто в соревнованиях, ралли или испытаниях, кроме случаев, специально оговоренных договором страхования, а также использование автомобиля как средства обучения вождению;
  • Транспортировка, а также выгрузка-погрузка объекта страхования, на которое получен полис каско, любым другим авто (буксировка при поломке);
  • Обстоятельства, связанные:
    • с последствиями ядерного взрыва, действием радиации и радиоактивных веществ;
    • с военными учениями, маневрами или действиями;
    • с терактами, возникновением народных волнений;
    • с распоряжением государственных органов управления, в результате которых застрахованное транспортное средство изымается, арестовывается или уничтожается.
  • Наличие брака при изготовлении авто на заводе;
  • Случаи использования автомобиля не по назначению;
  • Нарушение правил пожарной безопасности, в том числе при перевозке, погрузке или выгрузке горючих веществ, если объект страхования не предназначен для этого;
  • Иные нарушения условий, оговоренных договором.

Каско покрывает риски, указанные в полисе. Но несоблюдение установленных сроков подачи заявления о страховом случае, неправильное оформление или несвоевременная подача документов, подтверждающих ущерб и страховой случай, несоответствие или наличие противоречий в сведениях, приведенных в документах станет дополнительной причиной отказа страховой компании выплачивать полную сумму возмещения. Если пострадавшему водителю полное возмещение ущерба выплатит виновная в ДТП сторона, то по условиям договора страховая компания может не исполнять свои обязательства.

Существует ряд объективных причин, которые могут привести к невозможности выплат по имеющемуся полису каско. К ним относится признание страховой компании банкротом или введение на ней процедуры конкурсного управления, результат юридического признания договора страхования недействительным, потеря или кража бланка страхового полиса, отсутствие полностью выполненных платежей по договору страхования со стороны владельца авто.

Несмотря на столь значительный перечень случаев и вариантов для отказа в выплате со стороны компании, не стоит считать это аргументом против полиса каско как вида страхования. Это, в первую очередь, аргумент для правильного составления документов по страхованию и их изучения до подписания, а не после совершения страхового случая.

Подробнее об отдельных случаях

В правилах страхования всегда указывается полный список того, что входит в страховку каско. Поскольку у разных страховщиков условия страховки могут значительно различаться, страхователю нужно заранее решить от каких рисков он хочет застраховать свой автомобиль, и уже исходя из этого, делать выбор страховой компании. Ему также нужно понимать, что сумма страхового взноса будет прямо зависеть от выбранных рисков.

Стихийные бедствия

В перечень стихийных бедствий большинство страховых компаний включает наводнения, град, ураганы, землетрясения, лесные пожары и другое. Но включение этих событий в страховое покрытие полностью зависит от территории страхования и правил конкретного страховщика. Так, в правилах «Ингосстраха» четко прописано, какие риски покрывает каско. Перечень состоит из 8 позиций:

  • Град;
  • Землетрясение;
  • Буря;
  • Ураган;
  • Удар молнии;
  • Смерч;
  • Подтопление авто.

То есть при повреждении авто от другого природного бедствия (сель, камнепад, снегопад, извержение вулкана) выплаты страхового возмещения по этому полису не будет. У других компаний не всегда прописан весь перечень рисков, в договоре указана лишь общая формулировка - «стихийные бедствия, не характерные для местности». Чтобы доказать страховщику свое право на получение страховой выплаты, страхователю придется брать справку в Гидрометцентре с подтверждением малой вероятности такого явления для конкретного региона, дополнительно могут понадобиться документы из МЧС.

Ущерб

Что дает каско владельцу машины, если она застрахована только по риску «ущерб»? Такая страховка дает возможность получит полную компенсацию при повреждениях машины в различных страховых ситуациях. В их числе повреждения, полученные при ДТП, повреждения от действий третьих лиц, от пожара, падения предмета и т.д. Так, в «Ингосстрахе» водитель автомобиля может застраховать его только по одному (по двум, трем) из указанных событий или может приобрести полис каско с риском «ущерб», который является совокупностью событий, способных причинить транспортному средству повреждения.

В правилах компании «РЕСО-Гарантия» также указано, что включает полис каско, но в другом ключе. Застраховать автомобиль отдельно от риска ДТП или действий животных нельзя, но все эти события включает риск «ущерб». Стоимость полиса у этого страховщика будет гораздо выше, поскольку будет включать дополнительные страховые случаи. В «Росгосстрахе» в понятие риска «ущерб» включены повреждения, полученные в результате стихийных бедствий, пожара, ДТП, действий третьих лиц, падения предметов, а также угона.

Угон и хищение

Угон и хищение вопреки расхожему мнению не являются тождественными понятиями. Страховая компания при продаже полиса по риску «угон» и по риску «хищение» подразумевает разные действия третьих лиц. Такие основания базируются на положениях Уголовного кодекса РФ. Так, статья 166 квалифицирует угон как неправомерное завладение автомобилем без цели хищения. Под угоном также понимают поездку, когда управляет машиной сам владелец, но по принуждению или с применением насилия.

Если же автомобилем завладели с целью его перепродажи или разбора на запчасти с задачей их дальнейшей продажей, если действия были совершены из корыстных целей на безвозмездной основе, то по статье 158 УК РФ они будут квалифицироваться как хищение. Поэтому перед заключением договора, нужно обязательно уточнить у страховщика, от чего страхует каско.

Заключение

Узнать, на что распространяется каско, можно из правил страхования выбранной компании, размещенных на официальном сайте. Исходя из этих сведений, автовладелец сможет определиться, какой тип покрытия подходит конкретно его автомобилю и от каких повреждений и ситуаций он хочет застраховаться. Рассчитать стоимость страховки поможет сотрудник страховой компании, но владелец машины сможет сделать это и самостоятельно, воспользовавшись онлайн-калькулятором каско.

Автострахование КАСКО дает автовладельцу защиту собственного имущества различных ситуациях: ДТП, угон, стихийное бедствие и так далее.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Стоимость автостраховки определяется на основании тарифов компании – страховщика и индивидуальных параметров автомобиля и его владельца.

Большинство страховых компаний предлагают различные программы КАСКО. В чем их сходство и отличия, читайте далее.

Какие существуют разновидности

В настоящее время существуют следующие виды страхования автомобиля по КАСКО:

  1. В зависимости от перечня страховых случаев, от которых защищает полис добровольного автострахования, подразделяется на:
    • полное;
    • частичное.
  2. В зависимости от типа страховых выплат полис может быть:
    • агрегатным;
    • неагрегатным.

Разберемся со всеми видами более подробно.

Полное

Полное КАСКО – это стандартная программа добровольного автострахования, которая защищает в следующих ситуациях:

  • угон или хищение автотранспорта;
  • ущерб от дорожных происшествий;
  • противоправные действия третьих лиц, в том числе поджог автомашины;
  • столкновения с животными;
  • воздействие стихийных бедствий;
  • пожар;
  • провал грунта;
  • техногенные аварии;
  • аварии на канализационных, тепловых и водопроводных системах;
  • падение посторонних предметов.

Стоимость такого страхового полиса достаточно высока, но комплексная защита позволяет избавиться от множества проблем, связанных с повреждением движимого имущества.

Полный полис оформляется в следующих ситуациях:

  • у собственника достаточно денежных средств;
  • автомобиль приобретен на заемные средства, выданные банком.

Виды КАСКО на кредитный автомобиль или как сэкономить при приобретении страхового полиса:

  • оформить страховой договор с условием франшизы, размер которой устанавливается совместно с банком – кредитором;
  • приобрести полис исключительно на страховую сумму, равную задолженности перед банком.

В большинстве случаев возможные виды КАСКО оговариваются заключенным между кредитором и заемщиком соглашением и не могут подбираться автовладельцем самостоятельно.

Частичное

Поскольку КАСКО является самым дорогим страховым продуктом в области автострахования, страховые компании разработали иные программы, позволяющие сэкономить денежные средства.

Частичное КАСКО – это страховой полис, который защищает только от нескольких страховых рисков. Перечень ситуаций, в которых будет получено страховое возмещение, определяется страхователем самостоятельно.

Это может быть:

  • только угон;
  • только ущерб от ДТП;
  • угон + ущерб от дорожных аварий и так далее.

Наиболее востребованными частичными страховыми продуктами являются:

  • программа страхования КАСКО Лайт. В перечень страховых случаев включаются угон, полная гибель и значительный ущерб. Страховые выплаты в результате мелких повреждений не предусмотрены. Такой страховой продукт оптимально подходит для «аккуратных» водителей с большим опытом;
  • программа антикризисное КАСКО или «Эконом». Страховой продукт дает право держателю полиса обратиться за страховым возмещением один раз в год, в случае крупного ДТП или хищения транспортного средства.

Из программы удалены все малосущественные риски, например, стихийные бедствия, а так же защита в случае невиновности в дорожной аварии, что существенно снижает стоимость полиса.

Агрегатное

Если размер страхового возмещения уменьшается при каждом обращении в страховую компанию за получением компенсации, то страховой полис КАСКО предусматривает агрегатную систему выплат.

Например, автотранспортное средство застраховано собственником на сумму 550 000 рублей . При первом страховом случае ущерб составил 65 000 рублей , и эта сумма была выплачена автовладельцу.

В случае наступления второго страхового случая максимальная сумма компенсации составит 550 000 – 65 000 = 485 000 рублей , причем не зависимо от вида страхового риска. И так далее.

Договор с условие агрегатных выплат может быть заключен как на весь перечень страховых рисков (полное автострахование), так и на частичное КАСКО.

Данное условие устанавливается взаимным соглашением между страховщиком и страхователем на стадии разработки индивидуальной программы.

Неагрегатное

Неагрегатные страховые выплаты не уменьшаются во весь период действия страхового договора и могут достигать максимальной суммы компенсации.

Например, автомобиль застрахован на 480 000 рублей . В результате крупного дорожного происшествия размер нанесенного ущерба составил 450 000 рублей , что и выплачено автовладельцу.

Через некоторое время автомобиль был угнан. В результате страхового случая собственник получит компенсацию в размере 480 000 рублей (не зависимо от количества и суммы предыдущих страховых выплат).

Страховой полис, предусматривающий неагрегатные страховые выплаты стоит дороже, чем с условием агрегатной компенсации. Именно такой вид добровольного автострахования требуется оформлять на кредитный автомобиль.

Преимущества и недостатки каждого вида КАСКО

Чтобы окончательно определить какой вид КАСКО наиболее подходит для автовладельца, разберем положительные и отрицательные качества каждого типа добровольного страхования автотранспорта:

Вид автостраховки КАСКО Положительные моменты Отрицательные моменты
Полное КАСКО — максимальная защита за счет покрытия множества различных страховых рисков;
— доступность для всех автовладельцев, без учета возраста и опыта вождения;
— можно оформить во всех страховых компаниях
— высокая стоимость страхового продукта
Частичное КАСКО — возможность приобретения автостраховки по более низкой стоимости — защищает от определенного перечня страховых рисков;
— оформляется только в некоторых страховых компаниях;
— не подходит для автотранспорта, приобретенного в кредит
Полис с агрегатными страховыми выплатами — более низкая стоимость автостраховки (в среднем на 5% — 10% от стоимости стандартного полиса);
— наличие возможности получить компенсацию в полном объеме при условии доплаты страховой премии
— уменьшение суммы страхового возмещения при каждом страховом случае;
— полную сумму компенсации, в случае наступления риска «Угон» можно получить только при первом обращении за компенсацией;
— подходит для водителей с большим опытом безаварийной езды
Полис с неагрегатной суммой страхования — размер страховых выплат не уменьшается в течение всего срока действия полиса;
— не изменяется стоимость застрахованного автотранспорта
— более высокая стоимость автостраховки

С франшизой

Еще одним способом экономии денежных средств при покупке КАСКО является франшиза.

Франшиза – это определенная договором денежная сумма, которая не выплачивается страхователю при выдаче компенсации за полученный ущерб.

Например, страховой договор заключен с условием франшизы в размере 15 000 рублей . В результате дорожной аварии автомобиль получил повреждения, для устранения которых требуется 47 000 рублей .

Страховая выплата с учетом франшизы составит 47000 – 15000 = 32000 рублей . Оставшуюся стоимость ремонта собственнику автотранспорта придется оплачивать самостоятельно.

Размер франшизы обратно пропорционально влияет на стоимость КАСКО, то есть чем больше франшиза, тем меньше стоимость автостраховки.

Страховыми компаниями применяются два вида франшизы:

  • условная;
  • безусловная.

При применении условной франшизы страхователь получает компенсацию ущерба только в том случае, если ее сумма превышает размер франшизы.

Например:

Если заключен с безусловной франшизой, то страховая выплата будет уменьшена на размер установленного параметра в каждом случае.

Например, страховым договором предусмотрена франшиза 20 000 рублей . Для компенсации ущерба автовладельцу необходимо выплатить 38 000 рублей . Будет выплачено 38000 – 20000 = 18 000 рублей .

Франшиза может устанавливаться:

  • в определенной денежной сумме;
  • в процентах в сумме компенсации.

Основные условия применения франшизы, а так же ее вид и размер регламентируется страховым договором.

В рассрочку

Для привлечения большего числа клиентов страховые компании ввели относительно новую услугу – приобретение КАСКО в рассрочку.

Рассрочка оплаты страховой премии может предоставляться на определенный договором срок.

Наиболее часто используются следующие формы рассрочки:

При заключении договора с условием рассрочки требуется обратить внимание на следующие аспекты:

  • размер увеличения автостраховки. За предоставление рассрочки многие компании увеличивают цену КАСКО на 5% — 10%;
  • санкции в случае просрочки очередного платежа. Некоторые страховые компании при просрочке расторгают страховой договор в одностороннем порядке, без выплаты части страховой премии. Другие предусматривают штрафные санкции;
  • получение страхового возмещения. Если стоимость автостраховки не оплачена полностью на момент наступления страхового случая, то возмещение может быть не выплачено до полной оплаты или выплачено частично, в соответствии с размером уплаченной премии.

С телематикой

Относительно новым, еще не пользующимся широкой популярностью, страховым продуктом является КАСКО с телематикой.

Данный вид автострахование предусматривает скидку на полис в размере, соответствующем степени аккуратности эксплуатации автомобиля и стилю вождения.

Для определения правильности эксплуатации и стиля вождения на страхуемый автомобиль устанавливается специальное устройство, которое постоянно фиксирует все параметры:

  • скорость движения;
  • пройденный путь;
  • нагрузку на колеса;
  • маневренность;
  • загрузку автомобиля и так далее.

После снятия устройства и расшифровки полученной информации будет предоставлена скидка.

Самые популярные программы страхования

Итак, наиболее высоким спросом среди автовладельцев пользуются следующие программы автострахования КАСКО: — хранение автотранспорта в ночное время на стоянке или в гараже;
— большой опыт вождения;
— ограничения по возрасту водителей

КАСКО 50х50 Согласие, Росгосстрах, Цюрих — при покупке полиса оплачивается только половина стоимости;
— оставшаяся часть оплачивается, если собственник обращается за страховой выплатой Уверенный водитель ВСК, Росгосстрах — программа разработана для водителей с большим опытом;
— стоимость полиса снижена на 25% — 35%;
— обратиться за страховой компенсацией можно один раз в течение срока действия автостраховки

Страховка не всесильна – она покрывает только те риски, которые страховая компания внесла в полис. По этой причине рассчитывать на возмещение по КАСКО автовладелец может не всегда, а только в определенных случаях. Какие убытки попадают под покрытие полиса и как позаботиться об их урегулировании?

Когда поможет полис: страховые случаи по КАСКО

В программе КАСКО есть две основных группы рисков – «угон (хищение)» и «ущерб». Если с первым все понятно без пояснений, то описание второй группы рисков требуется более развернутое, поскольку может включать самые разнообразные страховые случаи.

1. ДТП с участниками дорожного движения

Столкновение вашего автомобиля с другими участниками траффика является самым распространенным риском по программе КАСКО, ДТП с другими авто может быть с различными последствиями, но выплаты по полису производятся лишь на компенсацию имущественного ущерба. Для получения возмещения нужно озаботиться правильным оформлением происшествия (сейчас можно и не вызывать гаишников при аварии, но есть определенная процедура фиксации страхового случая – заполнение протокола, справок и других документов с подписями сторон и представителя дорожной полиции).

2. Повреждение чужим автомобилем

Водитель может оставить машину на стоянке или припарковаться у дома, а потом обнаружить вмятину, царапину на кузове или оторванное зеркало. В ситуации, когда понятно, что эти повреждения появились по вине транспортного средства, необходимо обратиться в ГИБДД (если это предусмотрено правилами страхования).

3. ДТП без участия других автомобилей

Транспортное средство может пострадать и без непосредственного участия других машин – ДТП происходит при столкновении с элементами городского ландшафта – бордюр, дорожное ограждение, столб, либо с природными объектами – дерево или камень. В эту же категорию рисков можно отнести наезд на пешеходов или на животных. Если автомобиль при этом получает повреждения, то происшествие необходимо зафиксировать по всей форме, чтобы получить КАСКО от ущерба, вызвав сотрудников ГИБДД на место для осмотра.

4. Падение или опрокидывание машины

Машина съехала в канаву, овраг, упала с берега реки, скатилась с обрыва – все это может стать еще одним страховым случаем по КАСКО, а может и не быть, ведь это зависит исключительно от правил страхования конкретной компании. Если ваш полис покрывает этот риск, то при таком происшествии нужно обязательно вызвать гаишников (это тоже ДТП), желательно позвонить также аварийному комиссару, чтобы страховой случай был оформлен по правилам.

5. Повреждения из-за действий обслуживающих организаций

К такому риску относится покрытие ущерба, полученного автомобилем от дорожных, дорожно-эксплуатационных, коммунальных, технических служб. Однако нужно различать риски6 если машина была повреждена снегоуборочной или другой техникой, либо провалилась в открытый канализационный люк – это ДТП и нужно вызвать гаишников, а если коммунальщики чистили снег и уронили его на крышу вашего авто или из-за прорыва труб обвалился асфальт, либо маляр забрызгал краской ваше авто, то идти нужно к участковому, который и оформит соответствующий протокол на виновников. Если же полицейские или пожарные повредили ваш автомобиль при исполнении своих должностных обязанностей, обращаться нужно в МЧС.

6. Разгул стихии

Если машине нанесен ущерб при наводнении, урагане, смерче, граде, то зафиксировать это нужно, пригласив сотрудников МЧС, которые предоставят соответствующую справку для страховщиков. Также стоит поступить, если с крыши сам по себе упал снег или лед, непосредственно на вашу машину, но дополнительно нужно будет обратиться к участковому, который разберется виновны ли в этом коммунальные службы или происшествие вызвано только природными явлениями.

7. ЧП производственного или технического характера

При обрушении дома, аварии на электростанции, прорыве дамбы или проблемах на других объектах и техногенных катастрофах могут пострадать транспортные средства, если этот риск входит в ваш полис, то нужно получить подтверждение страхового случая от представителей МЧС или участкового. Аналогично нужно поступать, даже если масштаб не так велик, но все же автомобиль пострадал от упавшего летательного аппарата, отвалившейся штукатурки или других элементов зданий.


8. Повреждение огнем

Автовладелец, средство передвижения которого пострадало от пожара, взрыва, возгорания, поджога, вправе получить выплату по КАСКО. При таком происшествии помимо пожарников нужно вызвать участкового, чтобы было проведено расследование обстоятельств случившегося.

9. Ущерб от животных

Такой страховой случай может включать два вида рисков – порча электропроводки грызунами или повреждение кузова любыми другими животными (другие повреждения, например, салона авто внутри вашим домашним любимцем не считаются основанием для компенсации). При этом происшествии надо звать участкового и потом обращаться к аварийному комиссару.

10. Камни из-под колес других авто

Самые распространенный вид ущерба из-за предметов, вылетающих при движении другого транспорта – это повреждения фар, капота, крыши авто и, конечно, лобового стекла. Для фиксации повреждения нужно обратиться в ГИБДД.

11. Проблемы при транспортировке авто

При перевозке или эвакуации транспортного средства могут быть получены самые разнообразные повреждения в результате ошибок водителя эвакуатора и плохого закрепления машины. Если ваш полис КАСКО содержит такой риск, то для получения выплат стоит запастись документами о предоставлении услуги эвакуации (или буксировки) определенной фирмой. При выявлении происшествия нужно вызвать гаишника и представителя страховой компании.
12. Ущерб от противоправных действий третьих лиц

Помимо угона или хищения, злоумышленники могут причинить и другой ущерб вашему средству передвижения – кража запчастей и деталей, повреждение замков при взломе, а также вандализм или хулиганство (обливание авто краской, царапины на кузове, проколотые шины, разбитые фары). Первым делом нужно идти к участковому, чтобы он составил протокол и приступил к поиску злоумышленников, а только потом нужно будет позвонить страховщику.

Что нужно сделать для урегулирования убытков по КАСКО без справок?

Для урегулирования по КАСКО в любом из этих случаев нужно обратиться в компетентные инстанции для фиксации происшествия, сообщить страховой компании о полученном ущербе, подтвердив сам факт наступления страхового случая и предъявив документы с оценкой повреждений, а также предоставив машину для осмотра.

Но можно обойтись и без справок и вызова спецслужб. Страховые компании всегда предусматривают возможность упрощенного процесса урегулирования убытков и оформления страхового случая, только у каждой свои критерии отнесения происшествия в разряд простых, чаще всего они следующие:

  • автомобиль может продолжить движение после ДТП – повреждения не столь серьезные и убыток по КАСКО невелик;
  • в аварии поучаствовало всего два транспортных средства и водители не имеют разногласий, если сумма убытка не большая, то можно обратиться к европротоколу;
  • ущерб нанесен только имуществу, а люди не пострадали.

Иногда по полису КАСКО действует франшиза на определенные повреждения – справки и протоколы не понадобятся при разбитых фарах, оторванном зеркале или украденных «дворниках». Есть и другие решения для автовладельцев, позволяющие возместить ущерб по КАСКО без лишних формальностей.

Так, без документов от ГИБДД может быть оплачено обновление лакокрасочного покрытия на одном элементе конструкции (при царапине или сколах), либо восстановление одной детали (при вмятинах), но не их замена новыми запчастями. Исключение – лобовое стекло, если оно разбито камнем из-под колес транспорта, то справку брать не понадобится – нужно просто позвонить аварийному комиссару.

Еще страховщики могут без вопросов и бумаг возместить любые повреждения, если ущерб не превышает 3-5% от страховой суммы (стоимости всего автомобиля). Но многое зависит от условий конкретной компании, поэтому следует внимательно прочитать описание страхового продукта, прежде чем спокойно садиться за руль.

СА «GALAXY страхование» позволит разобраться в условиях полиса, сравнить правила страхования от разных компаний и выбрать наиболее удобный вариант защиты своего автомобиля, а также поможет узнать, как получить выплаты по КАСКО.

Риск - объективное явление в любой сфере человеческой деятельности, он проявляется как множество отдельных обособленных рисков.

Точное измерение риска возможно математическим путем с помощью теории вероятности и закона больших чисел. По своей сущности риск является событием с отрицательными, особо невыгодными экономическими последствиями, которые, возможно, наступят в будущем в какой-то момент и в неизвестных размерах.

Всякий конкретный риск представляет собой только возможность наступления определенного неблагоприятного события.

Фактор риска и необходимость покрытия возможного ущерба в результате его проявления вызывают потребность в страховании. Многообразие форм проявления риска, частота и тяжесть последствий его проявления, невозможность абсолютного устранения его вероятности вызывают необходимость организации страхования.

Страховой риск – это тот, которые может быть оценен с точки зрения вероятности наступления страхового случая и количественных размеров возможного ущерба. Основные критерии, которые позволяют считать риск страховым:

Риск, который включается в объем ответственности страховщика, должен быть возможным;

Риск должен носить случайный характер. Объект, по отношению к которому возникает страховое правоотношение, характеризуется неустойчивым, временным типом связи и не должен подвергаться опасности, которая заранее известна страховщику или собственнику объекта страхования. При этом всем сторонам, участвующим в договоре страхования, заранее не известны конкретное время страхового случая и возможный размер причиненного ущерба;

Случайность проявления данного риска следует соотносить с массой однородных объектов. С этой целью организуется соответствующее статистическое наблюдение, анализ данных которого позволяет установить адекватную прогнозу страховую премию. Данные статистики позволяют судить о закономерности проявления риска применительно к совокупности однородных объектов;

Наступление страхового случая, выраженное в реализации риска, не должно быть связано с волеизъявлением страхователя или иного заинтересованного лица. Нельзя принимать на страхование риски, которые связаны с умыслом страхователя (спекулятивные риски);

Факт наступления страхового случая не известен во времени и пространстве;

Страховое событие не должно иметь размеры катастрофического бедствия, т.е. не должно охватывать массу объектов в рамках крупной страховой совокупности, причиняя массовый ущерб;

Вредоносные последствия реализации риска возможно объективно измерить и оценить. Масштабы вредоносных последствий должны быть достаточно крупными и затрагивать интересы страхователя (страховые интересы).

Наиболее часто под страховым риском понимают:

Опасность, которая грозит застрахованному объекту (вид ответственности страховщика);

Возможность, вероятность наступления страхового случая (события), предусматриваемого в целях страхования (величина опасности);

Событие или совокупность событий, от которых производится страхование и при наступлении которых страховщик должен выплатить страховое возмещение;

Сам объект страхования (строение, груз и т.д.);

Величину ответственности страховщика по договору страхования.

В зависимости от источника опасности выделяют риски, связанные с проявлением стихийных сил природы и целенаправленным воздействием человека в процессе присвоения материальных благ. Стихийные бедствия - катастрофические природные явления и процессы, характеризующиеся неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий, которые могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.

К рискам, связанным с проявлением стихийных сил природы, относятся землетрясения, наводнения, сели, цунами и другие явления. С целенаправленным воздействием человека связаны такие риски, как кража, ограбление, акты вандализма и другие противоправные действия.

По объему ответственности страховщика риски подразделяются на индивидуальные и универсальные. Например, индивидуальный риск выражен в договоре страхования шедевра живописи во время перевозки и экспозиции на случай актов вандализма по отношению к нему. Универсальный риск, который включается в объем ответственности страховщика по большинству договоров имущественного страхования – кража.

Особую группу составляют специфические риски: аномальные и катастрофические. К аномальным относят риски, величина которых не позволяет отнести соответствующие объекты к тем или иным группам страховой совокупности. Аномальные риски бывают выше и ниже нормального. Риск ниже нормального благоприятен для страховщика и получает покрытие на обычных условиях договора страхования. Риск выше нормального не всегда благоприятен для страховщика и получает покрытие на особых условиях договора страхования.

Катастрофические риски составляют значительную группу, которая охватывает большое число застрахованных объектов или страхователей, причиняя при этом значительный ущерб в особо крупных размерах. Это риски, связанные с проявлением стихийных сил природы, а также с преобразующей деятельностью человека в процессе присвоения материальных благ.

По международной классификации Организации экономического сотрудничества и развития катастрофические риски подразделяются на эндемические (местные) риски (которые происходят под воздействием метеорологических факторов и условий) и риски, которые происходят под воздействием качества земли (например, эрозия почв). Особую группу в этой международной классификации составляют риски, связанные с преобразующей деятельностью человека в процессе присвоения материальных благ. Они имеют внутреннюю группировку на политические и военные.

Исключительно важное значение в работе страховщика имеет определение объективного и субъективного рисков. Объективные риски выражают вредоносное воздействие неконтролируемых сил природы и иных случайностей на объекты страхования. Объективные риски не зависят от воли и сознания человека. Субъективные риски основаны на отрицании или игнорировании объективного подхода к действительности. Они связаны с недостаточным познанием окружающего мира в объективной реальности и зависят от воли и сознания человека.

В общей классификации рисков различают экологические, транспортные, политические, специальные, технические риски, риски ответственности .

Экологические риски связаны с загрязнением окружающей среды и обусловлены преобразующей деятельностью человека в процессе присвоения материальных благ. Экологические риски обычно не включаются в объем ответственности страховщика. Вместе с тем определенные страховые интересы, обусловленные экологическими рисками, привели к созданию самостоятельного вида страхования, отвечающего этим интересам.

Транспортные риски подразделяются на риски каско и карго. Транспортные риски каско подразумевают страхование воздушных, морских и речных судов, железнодорожного подвижного состава и автомобилей во время движения, стоянки (простоя) и ремонта. Транспортные риски карго подразумевают страхование грузов, перевозимых воздушным, морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом.

Политические (репрессивные) риски связаны с противоправными действиями с точки зрения норм международного права, с мероприятиями или акциями правительств иностранных государств в отношении данного суверенного государства или граждан этого суверенного государства. Через систему оговорок или особых условий договора страхования политические риски могут быть включены в объем ответственности страховщика.

Специальные риски подразумевают страхование перевозок особо ценных грузов, например, благородных металлов, драгоценных камней, произведений искусства, денежной наличности. Содержание специальных рисков оговаривается в особых условиях договора страхования и может быть включено в объем ответственности страховщика.

Технические риски проявляются в форме аварий по причине внезапного выхода из строя машин и оборудования или сбоя в технологии производства. Проблемой технических видов страхования являются оценка частоты аварий и способ оценки ущерба от них.

Причинами технических рисков могут быть ошибки управления, монтажа, нарушения технологии, небрежность в работе и т.д., которые приводят к преждевременным отказам, выходу из строя машин и оборудования. Таким образом, технические риски могут нанести ущерб имуществу, жизни и здоровью людей и финансовым интересам предприятия вследствие перерыва в производстве и сверхнормативных затрат.

Технические риски подразделяются по видовому составу основных и оборотных фондов, в которых они проявляются:

Машины и оборудование – промышленные риски;

Здания, сооружения, передаточные устройства – строительные (строительно-монтажные) риски;

Приборы, вычислительная техника, средства связи – электротехнические риски;

Транспортные средства – транспортные риски (каско, грузов, ответственности) и т.д.

Риски гражданской ответственности связаны с законными претензиями физических и юридических лиц в связи с причинением вреда, вызванным, например, источником повышенной опасности. К источникам повышенной опасности относятся космическая деятельность, автомобильный, железнодорожный, воздушный и морской транспорт, ряд химических производств и др. Физическое или юридическое лицо, обладающее таким источником повышенной опасности, может застраховать свою гражданскую ответственность перед третьими лицами, т.е. переложить обязанность возмещения имущественного вреда третьим лицам на страховщика.

Пока страхователь поставлен перед фактом неизвестности страхового случая во времени и пространстве, страховщик интересуется вероятностью наступления страхового случая по отношению ко всей страховой совокупности. Несбывшиеся предвидения страховщика относительно вероятности возможного ущерба и расходов по его возмещению будут заранее оплачены предвидением возможного риска со стороны страхователя. Следовательно, в теоретическом плане страховщик подвергает себя опасности только одного специфического риска, связанного с осуществлением страхового дела. Этот риск носит название технический риск страховщика. Наличие технического риска страховщика побуждает его активно участвовать в предупредительных мероприятиях по борьбе с пожарами, авариями на транспорте и т.д. с целью снижения его степени.

Страховое событие не является объектом страхования. Этим объектом выступает риск, который может произойти, а может и не произойти. Следовательно, риск - это единственное случайное событие, которое наступает вопреки воле человека. Он реализуется посредством случайных событий или явлений, по поводу которых возникает страховое отношение.

При наблюдении достаточно большого числа объектов, подверженных воздействию одного и того же риска за один и тот же промежуток времени, выявляется закономерность наступления случайных событий. Чем больше совокупность, подверженная наблюдению, тем больше случайность приближается к достоверному результату (достоверная закономерность).

На практике невозможно предвидеть наступление определенного конкретного события в рамках наблюдаемой совокупности. При увеличении числа объектов наблюдения, приближающихся к бесконечности, можно ожидать, что эмпирическая вероятность будет достаточно достоверной. О недостоверности результатов наблюдения можно говорить только в случае, когда данное явление или событие остается непознанным.

По возможности страхования риски подразделяют на страхуемые и не страхуемые. Страхуемые риски поддаются количественному определению и финансовому измерению и подлежат страхованию. К не страхуемым - относят форс-мажорные риски, оценить уровень которых невозможно, а также масштабные риски, которые никто не готов принять на себя.

Также проводят различия между рисками в частной среде, так называемыми массовыми рисками, где объектами страхования выступают интересы частных лиц, и крупными рисками - в большинстве своем рисками промышленных предприятий.

Фундаментальным является разделение между рисками нанесения ущерба людям (вследствие несчастных случаев, болезни, смерти) и прямыми или косвенными рисками, связанными с убытками в материальной сфере.

Промышленными рисками считают риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности предприятий основных отраслей промышленности, которые могут иметь также характер крупных, особых рисков стихийных бедствий.

В международной практике страхования понятие "промышленный риск" тесно связано с понятием "крупный риск".

Крупными являются единичные риски, вызывающие значительный ущерб, общий объем которого страховщики не могут покрыть самостоятельно, поскольку компенсации в пределах одного портфеля невозможны с финансовой точки зрения. К крупным рискам, в частности, относятся космические риски.

Крупные риски противопоставляются массовым рискам, обязательства по которым остаются ограниченными и которые страховщик может полностью принять на себя, а также рискам, связанным со стихийными бедствиями.

Особые (специальные) риски, по которым устанавливаются лимиты собственного удержания страховщика, составляют еще одну самостоятельную категорию (риск войны).

Крупные риски, риски, связанные со стихийными бедствиями, и особые риски - это три категории рисков, к страхованию которых нужен специфический подход. Единичные, индивидуализированные естественным образом, относительно малочисленные, крупные риски легко распознаваемы.

Страховщик не имеет возможности точно оценить крупные риски, установить ущерб и тарификацию, как в случае массовых рисков. Такие риски требуют мобилизации очень крупных страховых сумм для их покрытия, полностью взять на себя которые не в состоянии ни отдельный страховщик, ни даже целый национальный рынок страховых услуг. Эта проблема приводит национальные рынки к необходимости объединения усилий с целью увеличения емкости для покрытия потенциальных рисков (создание страховых пулов, перестрахование).

Деятельность промышленного предприятия также связана с непредвиденными обстоятельствами, которые могут привести к авариям и катастрофам.

По мере развития производства непрерывно растет доля затрат на обеспечение его безопасности и достижение приемлемого уровня риска. Однако всегда имеется опасность возникновения таких нежелательных явлений, как взрыв, пожар и т.п., которые наносят предприятию значительные убытки и нарушают его сбалансированный бюджет. При этом убытки предприятия связаны не только с потерей имущества, сырья и материалов. Возникает потребность в дополнительных транспортных расходах, появляются затраты, связанные с перерывом в работе предприятия, возникают убытки из-за нарушения деловых взаимоотношений.

Зачастую имущественные ущербы промышленных предприятий связаны с чрезвычайными ситуациями, причиной которых являются катастрофы. В настоящее время под катастрофами во многих отраслях знаний понимают скачкообразные изменения, возникающие в виде внезапного ответа системы на плавное изменение внешних условий. Под чрезвычайной ситуацией понимается любое изменение сочетаний условий и обстоятельств жизнедеятельности общества, приводящие к человеческим жертвам, материальным потерям и нарушению окружающей природной среды. Обычно чрезвычайные ситуации подразделяют на две группы:

1) чрезвычайные ситуации, обусловленные стихийными бедствиями;

2) чрезвычайные ситуации, обусловленные техногенными авариями.

Возмещение материального ущерба, причиненного стихийными бедствиями, производственными авариями и катастрофами, составляет одну из главных задач страховщика.

Техногенная авария - это выход из строя, повреждение какого-либо механизма, машины, внезапная остановка или нарушение производственного процесса на промышленном объекте, транспорте, следствием чего является повреждение или уничтожение материальных ценностей. Многие экстремальные ситуации на предприятиях обусловлены человеческими ошибками.

Наиболее часто происходят аварии на больших технологических системах (в частности, на изделиях ракетно-космической техники), что вызвано увеличением их числа, сложности, мощности агрегатов.

Существенные ущербы, наносимые производственно-необходимому оборудованию, как правило, приводят к значительным убыткам. Производственные мощности не могут после наступления ущерба нормально функционировать, возникают дополнительные затраты и потери дохода вследствие нарушения или приостановки производственного процесса. Особенно наглядны последствия при таких значительных событиях, как пожар, взрыв и природные катастрофы. Но и в процессе эксплуатации машин, при монтажных работах или на транспорте возникают такого рода последствия, когда работа, услуга и соответственно поставка не могут быть выполнены по плану и своевременно.

Если где-то в производственном процессе наступает имущественный ущерб, то в большинстве случаев он ведет одновременно к нарушению производства и приостановке производственных процессов на неповрежденных сооружениях, что приводит к неполучению дохода. Риск неполучения дохода всегда имеет первопричину в имущественных ущербах. Последние возникают внутри предприятия как экономической единицы, негативно отражаются на его доходе, приводят к так называемым ущербам обратного воздействия, если имущественный ущерб по технологической цепочке распространяется на другие производственные части.

Ущербы, которые наступают за пределами предприятия, также оказывают влияние на процесс производства. Возможные источники ущерба - поставщики важнейших видов продукции или клиенты, которым поставляют значительное количество продукции. В этой связи говорят об ущербах, имеющих обратную силу. Ключевыми вопросами риска неполучения дохода являются:

1) вид и величина возможных имущественных ущербов: при этом значительную роль играют взаимозаменяемость зданий, сооружений, оборудования или товаров (склад запасных частей);

2) возможность преодоления имущественного ущерба через имеющиеся возможности переналадки оборудования или производственной замены в сооружениях и процессах;

3) период времени, за который снова достигается первоначальный уровень производства.

При этом говорят о технической готовности производства (оборудование, машины и сооружения, затронутые ущербом, отремонтированы и готовы к производству) или о коммерческой готовности (предприятие снова работает без помех и получает такой же доход, как и до ущерба).

Предприятие, которое развивает, изготавливает, импортирует и сбывает продукт, является ответственным не только за его качество в смысле пригодности и работоспособности. Совершенно особенным признаком продукта является надежность. Дефектная продукция приводит к ответственности производителя. Ответственность за продукт охватывает правовую ответственность изготовителя за материальный, имущественный и персональный ущерб, который причиняется потреблением дефектного продукта.

К ответственности производителя относится также ответственность за услуги, если они вызывают имущественный и персональный ущерб. Наконец, следует также упомянуть профессиональную ответственность и специальный вид ответственности управления за ошибки в менеджменте.

mob_info