Фгос дополнительного профессионального образования повышения квалификации. Приложение к государственному образовательному стандарту

Де-юре и де-факто

В 1992 году в российское законодательство были введены понятие и процедура государственной аккредитации для всех без исключения учреждений образования . Закон закрепил триаду: государственный образовательный стандарт - государственная аккредитация - государственный диплом (или иной документ об образовании государственного образца). Но в течение прошедших двадцати лет это «железобетонное строение» постепенно распадалось по кирпичику, и в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрены вариации.

Дошкольное образование не предполагает получение уровня образования и выдачу выпускникам документов об образовании. В новом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ (ст. 92, п. 1) образовательные программы дошкольного образования не проходят государственную аккредитацию. Наличие и назначение федеральных образовательных стандартов для дошкольного образования как первого уровня общего образования (ст. 11) четко не прописаны.

Средняя общеобразовательная школа могла проходить государственную аккредитацию один раз и навсегда, если не меняла свой аккредитационный статус на лицей или гимназию. Новый закон предусматривает периодическое прохождение государственной аккредитации общеобразовательных программ в отношении каждого уровня образования и выдачу свидетельства о государственной аккредитации по учреждению в целом сроком на двенадцать лет.

Для высшего образования (как и для других образовательных организаций) аккредитационный статус при государственной аккредитации теперь устанавливаться не будет - аккредитация устанавливается в отношении каждого уровня и каждой укрупненной группы специальностей и направлений подготовки. Но вот документ об образовании теперь не обязательно будет государственным (ст. 60, п. 4). Да и федеральные государственные образовательные стандарты будут установлены только по основным образовательным программам, к числу которых в высшем образовании относятся бакалавриат, специалитет, магистратура и аспирантура (адъюнктура, ординатура).

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) к основным образовательным программам не относится, федеральных государственных стандартов (ФГОС) не имеет и федеральных государственных требований (ФГТ) новым законом для него не предусмотрено. Следовательно, государственную аккредитацию ДПО не проходит и документов государственного образца своим слушателям выдавать не может. Законопослушным, привыкшим к государственной регламентации учреждениям дополнительного профобразования такая ситуация непонятна, учитывая даже тот факт, что и прежде до процедурных вопросов оценки качества ДПО у министерства образования руки доходили в последнюю очередь.

Когда за деревьями леса не видно

Нормативно-правовая база для государственной аккредитации учреждений ДПО была введена приказом Минобразования России от 23 сентября 1996 года, № 113. До выхода этого приказа аттестация образовательных учреждений ДПО осуществлялась как по программам профессиональной переподготовки (объемом свыше 500 аудиторных часов), так и по программам повышения квалификации специалистов (от 72 до 500 часов). С выходом указанного документа, регламентирующего порядок аттестации и государственной аккредитации образовательных программ ДПО, аттестация и государственная аккредитация стали осуществляться только по образовательным программам профессиональной переподготовки. На основании действующего Государственного образовательного стандарта повышения квалификации федеральных государственных служащих, утвержденного приказом Государственного комитета по высшему образованию России от 25 декабря 1995 года, № 1700, аттестации и последующей аккредитации подлежали также образовательные программы повышения квалификации федеральных государственных служащих объемом 36 аудиторных часов.

Программы повышения квалификации при аттестации образовательных учреждений разных уровней (вузов, ссузов, ДПО) не рассматривались вообще. Между тем они составляют более 90 процентов образовательных программ ДПО. Таким образом, получается, что основная их масса фактически не проходила экспертного оценивания, и качество обучения по этим программам не контролировалось аккредитующим органом.

Для государственных образовательных учреждений проблема аккредитации этих образовательных программ решалась приказом Минобразования России от 20 мая 1997 года, № 946 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного профессионального образования». В соответствии с п. 2 данного приказа было принято «считать государственные образовательные учреждения ДПО, реализующие программы повышения квалификации специалистов и получившие соответствующие лицензии, имеющими государственную аккредитацию до принятия в установленном порядке положения о государственной аккредитации образовательных учреждений ДПО, реализующих программы повышения квалификации специалистов».

Притом государственные образовательные учреждения ДПО, реализующие только программы повышения квалификации, не могли получить свидетельства об аккредитации, так как по формальному признаку у них не было оснований для получения положительного аттестационного, а после отмены аттестации как процедуры - аккредитационного заключения, на основании которого в соответствии с законом «Об образовании» осуществляется аккредитация. Таким образом, до июля 2008 года аттестационной, а затем аккредитационой экспертизе подлежали только образовательные программы объемом свыше 500 часов.

В июле 2008 года вступило в действие «Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций», утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 года, № 22. В нем устанавливался порядок государственной аккредитации образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах и реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации образовательные программы. В части дополнительных профессиональных образовательных программ положением регламентируется проведение государственной аккредитации образовательных учреждений ДПО - исключительно тех из них, которые реализуют образовательные программы послевузовского и/или дополнительного профессионального образования, в отношении которых установлены государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (образовательные программы ДПО свыше 1000 часов общей трудоемкости). Эти программы составляют немногим более 1,5 процента от общего числа программ ДПО.

В результате в настоящее время все образовательные программы повышения квалификации, а также программы профессиональной переподготовки (от 500 до 1000 аудиторных часов) не подлежат экспертизе по установлению качества обучения - ни на федеральном уровне, ни на уровне субъектов Российской Федерации. Тем самым из поля аккредитационной экспертизы в настоящее время выпадают и образовательные программы профессиональной переподготовки (свыше 500 аудиторных часов) без присвоения новой квалификации .

«Они, если честно, не пара»…

Отсутствие требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и федеральных государственных требований (ФГТ) к содержанию и условиям реализации образовательных программ ДПО в свою очередь «развязывает руки» и при разработке и использовании новых стандартов, критериев и процедур их оценивания. При государственной аккредитации учреждений ДПО использовались показатели и критерии (кстати, до настоящего времени так и не утвержденные официально), принципиально не отличающиеся от показателей для ВПО: квалификация преподавательских кадров (процент преподавателей с учеными степенями и званиями и ведущих специалистов соответствующей отрасли), издание учебно-методических пособий и монографий, объемы финансирования НИР на единицу ППС.

При кардинальном изменении целевой функции реализации образовательных программ ДПО и фактического заказчика такие требования будут вызывать, по меньшей мере, недоумение: какое влияние на качество программы оказывают научные исследования, монографии и количество докторов наук? И необходимы ли в данном случае критериальные значения показателей при таком значительном разнообразии в содержании и объеме подготовки, к тому же речь не идет об установлении аккредитационного статуса учреждения.

Указанные отличия не исчерпывают весь набор несоответствий между аккредитационными показателями вузов и учреждений ДПО. Но и перечисленного достаточно, чтобы сделать вывод о необходимости разработки такого перечня показателей, который позволит объективно и неформально оценить качество обучения по программам ДПО.

За последние годы законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность вузов и ссузов, претерпела существенные изменения, однако это совершенно не отразилось на документах, определяющих деятельность ДПО. Вместе с тем очевидно, что в работе вуза или ссуза и учреждения ДПО имеются большие отличия.

Во-первых, вуз и ссуз работают по образовательным программам в соответствии с ФГОС, которые меняются относительно редко (как правило, не чаще раза в пять лет). Программы в образовательных учреждениях ДПО, находящихся практически на самофинансировании, имеют малую продолжительность (от 72 часов) и разрабатываются с учетом требований слушателей потребителей). Время их востребованности на рынке образовательных услуг порой не превышает и года.

Вторым важнейшим отличием является состав слушателей. Это не студенты, которые еще не имеют специального образования и получают в вузе или сузе фундаментальные знания. Это специалист с высшим или средним профессиональным образованием, обладающий не только определенным жизненным опытом, но и опытом работы по специальности. Данный специалист-профессионал в первую очередь заинтересован в повышении своей квалификации в соответствии с теми новациями, которые появились с момента получения им базового профессионального образования. Отсюда еще одна особенность - проблема преподавательского состава, способного удовлетворить его запросы на получение современной и актуальной информации.

Высококвалифицированные преподаватели вузов и ссузов ориентированы на студенческую аудиторию и стабильные учебные программы, определенные действующими требованиями ФГОС ВПО и ФГОС СПО. Между тем, слушателей системы ДПО интересует информация, связанная с решением практических задач, с которыми они сталкиваются в повседневной профессиональной деятельности. Зачастую преподаватель вуза или ссуза не может ответить на эти вопросы, а приглашение в качестве преподавателей высококвалифицированных специалистов предприятий и учреждений, не имеющих ученой степени или ученого звания, может существенно снизить общие показатели при прохождении учреждением государственной аккредитации. В учебных заведениях, реализующих программы ДПО, структура профессорско-преподавательского состава отличается от вузовской не только в части доли преподавателей, имеющих ученые степени и звания, но в отношении их опыта работы и профессиональной квалификации.

В-третьих, в соответствии с новым законодательством высшая школа перешла на двухуровневую подготовку, которая завершается присвоением академических степеней (бакалавра и магистра), а не профессиональных квалификаций. Это означает переход от высшего профессионального образования к высшему образованию. И еще - что профессиональные квалификации должны присваиваться в другой, отличной от академической среде.

Переход на систему двухуровнего высшего образования ведет к тому, что основные образовательные программы теряют свой профессиональный статус, поскольку для бакалавриата превалирующей становится образовательная функция. Появление массового бакалавриата, не имеющего профессионально завершенных образовательных программ, увеличивает потребность в разработке большого количества постоянно обновляемых коротких образовательных программ профессионального обучения для эффективной адаптации к запросам рынка труда и снижения конфликтной ситуации между сферой образования и рынком труда.

Таким образом, совершенно очевидно, что для развития системы ДПО необходимы иные подходы - как в организации образовательной деятельности, так и в оценке его качества. Никто не отрицает, что программы ДПО могут быть реализованы и в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, и в специализированных учреждениях дополнительного профессионального образования. Но и не учитывать их специфику нельзя.

Если с сентября этого года по программам ДПО не будут выдаваться документы государственного образца, многие из них потеряют актуальность, востребованность и, как следствие, финансирование, поскольку большая часть из них реализуется на платной основе. Система ДПО может оказаться на грани выживания. Единственным условием сохранения ее привлекательности является явно очерченная ниша «связующего звена» между основным образованием и практикой, когда система высшего образования не знает, ЧТО нужно для подготовки специалиста, а производство не знает КАК.

Спасение ДПО - дело рук самого ДПО

В настоящее время Министерством образования и науки РФ реализуется Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. В рамках «создания условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ» (мероприятие 10) должна быть разработана модель профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ, цели разработки которой:

  • определение объективных, понятных и прозрачных параметров, критериев и процедур для проведения независимой оценки качества программ дополнительного профессионального образования;
  • приведение программ ДПО в соответствие с требованиями экономики и рынка труда;
  • создание условий для цивилизованной конкуренции посредством формирования независимых рейтингов компаний, осуществляющих дополнительное профессиональное образование, и их программ ДПО;
  • повышение качества образования программ ДПО и оказание в этом плане помощи учреждениям, реализующим программы ДПО;
  • признание уровня подготовки выпускников, освоивших программу ДПО, отвечающим требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда;
  • формулировка принципов, на основании которых формируется реестр добропорядочных организаций, осуществляющих общественно-профессиональную аккредитацию программ ДПО, решениям которых доверяют государство, общество, работодатели и их сотрудники, компании-участники рынка ДПО.

Кроме того, указ Президента от 7 мая 2012 года, № 599 предписывает создать в стране к декабрю 2014 года систему общественно-профессиональной аккредитации.

На Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО, являющийся структурным подразделением Минобрнауки РФ (приказ от 17 октября 2012 года №835), возложено осуществление взаимодействия с общественно-профессиональными организациями, работодателями, в том числе по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов, общественно-профессиональной оценки качества профессионального образования.

В соответствии с новым федеральным законом дополнительные профессиональные образовательные программы будут разрабатываться, реализовываться и оцениваться с точки зрения их полезности рынку труда.

В новом законе дополнительное образование трактуется как «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» (ст. 2, п. 14). Впервые указано, что «система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования» (ст. 10, п. 7).

Качество реализации профессиональных образовательных программ, в том числе дополнительных, может быть оценено посредством профессионально-общественной аккредитации с привлечением работодателей, их объединений, а также уполномоченных ими организаций (ст. 96, п. 3). «Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля» (ст. 96, п. 4).

Организации, в том числе независимые аккредитационные агентства, проводящие профессионально-общественную аккредитацию, должны обеспечить открытость и доступность информации о порядке проведения такой аккредитации (ст. 96, п. 7). Порядок проведения, стандарты, критерии для принятия решения разрабатываются в этом случае аккредитующей организацией.

Так, исполнительный орган государственной власти оставляет за собой координацию процедур по оценке качества программ ДПО и деятельности аккредитационных организаций их оценивающих, но все процедурные и организационные вопросы должны решаться в профессиональной и академической среде. В этом случае, чтобы результаты общественно-профессиональной аккредитации стали признаваемыми внутри страны и даже возможно на международном уровне, необходимо иметь:

  • согласованную и принятую профессиональным сообществом работодателей и академической общественностью технологию общественно-профессиональной аккредитации;
  • нормативные документы, регулирующие отношения и процедуры образовательных организаций, аккредитационных агентств, объединений работодателей и общественных организаций;
  • высокую квалификацию, авторитет и репутацию сертифицированных экспертов и аккредитационных агентств.

Принципиально важно обеспечить доверие к результатам общественно-профессиональной экспертизы. Это значит, должны быть продуманы все процедурные вопросы, начиная с условий выхода на общественно-профессиональную аккредитацию, подготовки и проведения экспертизы на месте (учитывая тот факт, что, в отличие от основных программ, в данном случае очень сложно оценить уровень полученных знаний у выпускников таких программ), формирования экспертной комиссии, состоящей из высококвалифицированных сертифицированных специалистов-экспертов .

Необходимо учесть, что результатом обучения по программам ДПО в большей мере, чем для кого бы то ни было, является степень удовлетворенности самих слушателей.

Усилия по обеспечению независимой, объективной, тщательно продуманной общественно-профессиональной экспертизы стоят того. Результаты проведения общественно-профессиональной аккредитации могут оказывать позитивное влияние на обновление и совершенствование программ обучения в соответствии с постоянно изменяющимися требованиями работодателей и свидетельствовать, что такая программа занимает передовые позиции среди аналогичных российских образовательных программ ДПО, а ее выпускники имеют большие перспективы на рынке труда, что дает гарантию дальнейшего трудоустройства или карьерного роста.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аккредитация высших учебных заведений в России: учебное пособие / Наводнов В.Г., Геворкян Е.Н., Мотова Г.Н., Петропавловский М.В. - Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. - 166 с.
  2. Барабанова С.В, Шагеева Ф.Т., Городецкая И.М. Дополнительное профессиональное образование в Российской Федерации: правовое регулирование и технологии (см. kstu.ru/servlet/contentblob?id=56551).
  3. Мотова Г.Н. Аккредитация образовательных систем: монография. - Йошкар-Ола - Москва: Центр государственной аккредитации, 2004. - 260 с.
Название документа:
Номер документа: 1700
Вид документа: Приказ Госкомвуза России
Принявший орган: Госкомвуз России
Статус: Недействующий
Опубликован:
Дата принятия: 25 декабря 1995
Дата начала действия: 25 декабря 1995
Дата окончания действия: 09 октября 2013
Дата редакции: 01 апреля 1999

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Об утверждении государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) федеральных государственных служащих

(с изменениями на 1 апреля 1999 года)

Утратил силу на основании
приказа Минобрнауки России от 9 октября 2013 года N 1129
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
;
.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Настоящий приказ был признан утратившим силу на основании приказа Минобразования России от 31 июля 2000 года N 2370 .
Приказ Минобразования России от 31 июля 2000 года N 2370 отменен в связи с отказом в госрегистрации Минюста России (письмо Минюста России от 07.02.2002 N 07/1162-ЮД) на основании приказа Минобразования России от 4 апреля 2002 года N 1213 .

____________________________________________________________________

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 1995 г. N 900 "О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы и реализации Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации"

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) федеральных государственных служащих.

2. Руководителям образовательных учреждений, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку федеральных государственных служащих, привести учебные планы и программы в соответствие с требованиями настоящего стандарта, а также с квалификационными требованиями (характеристиками) по государственным должностям федеральных государственных служащих.

3. Управлению лицензирования, аккредитации и нострификации (Савельеву Б.А.) по представлению Управления дополнительного образования (Безлепкина В.В.) проводить лицензирование образовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности в области повышения квалификации и переподготовки федеральных государственных служащих в соответствии с перечнем направлений, указанных в приложении к стандарту.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Управление дополнительного образования (Безлепкина В.В.).

Заместитель Председателя
Госкомвуза России
В.Д.Шандриков

Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) федеральных государственных служащих

УТВЕРЖДЕН
Приказом Государственного
Комитета Российской Федерации
по высшему образованию
от 25 декабря 1995 года
N 1700

1.1. Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального устанавливает:

Структуру дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих, исходя из базовых нормативно-правовых документов, определяет ключевые понятия данной сферы образования;

Общие требования к образовательным программам дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих и условиям их реализации;

Общие нормативы учебной нагрузки слушателей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования;

Требования к образовательным учреждениям, реализующим программы дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих;

Общие требования к перечню направлений дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих;

Государственный контроль за исполнением требований к уровню дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих.

1.2. Положения настоящего стандарта подлежат обязательному применению всеми учреждениями дополнительного профессионального образования, расположенными на территории Российской Федерации и осуществляющими обучение федеральных государственных служащих.

2.1. Настоящий Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) федеральных государственных служащих основывается на положениях Законов Российской Федерации "Об образовании ", "Об основах государственной службы Российской Федерации" , Указов Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о федеральной государственной службе" (от 22.12.93 N 2267) и дополнения к этому Указу (от 29.04.94 N 841). "О Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации" (от 06.06.94 N 1140) , "О повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих" (от 23.08.94 N 1722) , "О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих" (от 11.01.95 N 33) , "О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих" (от 07.02.95 N 103) , постановлений Правительства Российской Федерации "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" (от 13.09.94 N 1047), "Об утверждении Положения о государственном заказе на переподготовке и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" (от 30.12.94 N 1462) , "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" (от 26.06.95 N 610) , "Об утверждении устава Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (от 26.08.95 N 830) , "О межведомственной комиссии по переподготовки и повышению квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" (от 11.08.95 N 805) и других нормативно-правовых документов, принятых в развитие названных государственных решений.

2.2. Дополнительное профессиональное образование федеральных государственных служащих - образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в образовательных учреждениях высшего, среднего и соответствующего дополнительного профессионального образования, в целях повышения профессиональных знаний и квалификации федеральных государственных служащих, совершенствования их деловых качеств, подготовки к выполнению новых трудовых функций.

2.3. Повышение квалификации федеральных государственных служащих проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.

Для лиц, впервые принятых на федеральную государственную службу, повышение квалификации в течение первого года работы является обязательным.

Раздел 3. Структура дополнительного профессионального образования
федеральных государственных служащих, документы о повышении
квалификации и профессиональной переподготовке

3.1. Структура дополнительного профессионального образования определяется совокупностью всех профессиональных образовательных программ для высших, главных, ведущих, старших и младших государственных должностей.

3.2. Для повышения квалификации и переподготовки устанавливаются программы трех уровней:

Краткосрочные программы с объемом от 72 до 100 учебных часов, направленные на повышение квалификации по отдельным направлениям профессиональной деятельности;

Среднесрочные программы повышения квалификации объемом от 100 до 500 часов, направленные на комплексное повышение квалификации в области государственного и муниципального управления, со специализацией по должности;

Программы профессиональной переподготовки в области государственного и муниципального управления объемом свыше 500 часов со специализацией по должности.

3.3. В целях реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих устанавливаются следующие сроки обучения:

При повышении квалификации - от двух до шести недель с отрывом от государственной службы и от шести недель до шести месяцев без отрыва от государственной службы;

При профессиональной переподготовке - от трех до шести месяцев с отрывом от государственной службы и от шести месяцев до одного года без отрыва от государственной службы.

3.4. Действующие на момент принятия настоящего стандарта учебные планы и программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки федеральных государственных служащих в течение учебного года приводятся в соответствие с настоящим стандартом.

3.5. Освоение федеральными государственными служащими образовательных программ дополнительного профессионального образования подтверждается государственной итоговой аттестацией, по результатам которой выдается документ государственного образца:

Удостоверение о повышении квалификации - для лиц, освоивших краткосрочные программы;

Свидетельство о повышении квалификации - для лиц, освоивших среднесрочные программы;

Диплом о профессиональной переподготовке - для лиц, прошедших обучение по программе профессиональной переподготовки.

3.6. Лицам, не завершившим избранную для освоения программу дополнительного профессионального образования или же не аттестованным, учебным заведением выдается академическая справка, где отражается фактический объем и содержание освоенной образовательной программы.

Раздел 4. Общие требования к образовательным программам
дополнительного профессионального образования федеральных
государственных служащих и организации их обучения

4.1. Образовательные программы определяют содержание образования дополнительного профессионального образования на основе установленных требований к федеральным государственным служащим. Эти программы определяют:

Для высших и главных государственных должностей государственной службы - содержание образования, дополнительного к высшему профессиональному образованию по специализации государственных должностей государственной службы;

Для ведущих и старших государственных должностей государственной службы - содержание образования, дополнительного к высшему профессиональному образованию по специальности "Государственное и муниципальное управление" либо по специализации должностей;

Для младших государственных должностей - содержание образования, дополнительного к среднему профессиональному образованию по специализации должностей.

4.2. Образовательные программы дополнительного профессионального образования при профессиональной переподготовке должны предусматривать (включать);

Базовую подготовку (государственно-правовую, государственно-управленческую, экономическую и общегуманитарную подготовку);

Общую специальную подготовку (дисциплины по специальности);

Прикладные дисциплины (дисциплины по специализации, включая основные дисциплины специализации, дисциплины по предложению кафедр / преподавателей и выбору слушателей);

Общую или специальную компьютерную подготовку;

Стажировку или практику;

Подготовку выпускной работы;

Языковую подготовку;

Физическую подготовку.

4.3. Конкретное содержание образовательных программ дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих определяется образовательным учреждением самостоятельно в рамках общих требований, установленных настоящим стандартом, а также квалификационных требований к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, с учетом отраслевых и региональных особенностей государственной службы и подготовки государственных служащих.

4.4. Реализуемые в образовательных учреждениях программы дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих должны включать адаптированный мировой и отечественный опыт организации государственной службы и политико административной деятельности в государстве. Программы должны охватывать существующие и перспективные сферы науки, техники и технологии, области права и политики, экономики и культуры с позиций социальной и личной значимости.

4.5. Профессиональные образовательные программы дополнительного профессионального образования должны включать наряду с освоением обязательных дисциплин определенный объем дисциплин по выбору слушателя (факультативные дисциплины), а также предусматривать оперативное внесение изменений в содержание программ по предложениям слушателей и органов исполнительной власти, направивших их на обучение.

4.6. Утверждаемый образовательным учреждением порядок реализации образовательных программ учитывает совместимость программ разных уровней профессионального образования и обеспечивает возможность продолжения образования по программам более высокого уровня.

Раздел 5. Общие нормативы учебной нагрузки слушателей
учреждений дополнительного профессионального образования

5.1. Объем учебной нагрузки слушателей не должен превышать в неделю:

При обучении с отрывом от государственной службы (очная форма) - 36 часов аудиторной учебной работы;

Без отрыва от государственной службы (вечерняя форма) - 14 часов аудиторной учебной работы;

С частичным отрывом от государственной службы (очная форма) не менее 16 часов аудиторной учебной работы.

5.2. Общий объем учебной нагрузки слушателей не должен быть менее 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

При расчете учебной нагрузки слушателей, обучающихся без отрыва или с частичным отрывом от государственной службы, рабочее время по месту основной работы включается в 54 часа.

Раздел 6. Требования к образовательным учреждениям,
реализующим программы дополнительного профессионального
образования федеральных государственных служащих

6.1. Право на образовательную деятельность и получение льгот, предоставленных законодательством Российской Федерации, возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему государственной лицензии.

Образовательное учреждение, проводящее профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих, должно иметь лицензию по направлениям, предусмотренным в Приложении.

6.2. Отдельные виды учебной деятельности (языковая подготовка, информационные технологии и т.п.) могут осуществляться по договору с другими учебными заведениями (университетами, специализированными вузами и колледжами), имеющими соответствующую лицензию.

Раздел 7. Государственный контроль за исполнением
требований к уровню дополнительного профессионального
образования федеральных государственных служащих

7.1. Правовые основы государственного контроля за соблюдением государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих определяются законодательством Российской Федерации.

Организацию государственного контроля за соблюдением требований настоящего стандарта осуществляет федеральный орган управления высшим образованием совместно с министерствами, ведомствами и другими органами исполнительной власти, направляющими федеральных государственных служащих на обучение, а также в ведении которых находятся образовательные учреждения, осуществляющие повышение квалификации и переподготовку федеральных государственных служащих.

Стандарт разработан Госкомвузом России, Минтрудом России, Академией государственной службы при Президенте Российской Федерации, Академией народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Финансовой академией при Правительстве Российской Федерации.

Приложение к Государственному образовательному стандарту. ПЕРЕЧЕНЬ направлений профессиональной переподготовки и повышения квалификации федеральных государственных служащих для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности образовател

Приложение
к Государственному
образовательному
стандарту

ПЕРЕЧЕНЬ
направлений профессиональной переподготовки и повышения
квалификации федеральных государственных служащих для
получения лицензии на право ведения образовательной
деятельности образовательными учреждениями

1. Государственная служба в Российской Федерации

2. Государственное строительство и управление

3. Государственное и муниципальное управление

4. Экономическая и социальная политика

5. Юриспруденция

6. Политология

7. Социология и психология

8. Мировая экономика

9. Финансы и кредит

10. Международные экономические отношения

11. Управление государственной собственностью

12. Управление персоналом

13. Финансовое управление и анализ инвестиционных проектов

14. Документоведение и документационное обеспечение управления

15. Информационные технологии в управлении

16. Экология, охрана природы и экологическая безопасность

17. Военно-экономическая безопасность государства

18. Деловой иностранный язык (пункт дополнительно включен приказом Минобразования России от 5 декабря 1996 года N 423)

19. Организация и проведение торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд (пункт дополнительно включен приказом Минобразования России от 1 апреля 1999 года N 810)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
"КОДЕКС"

Об утверждении государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) федеральных... (с изменениями на 01.04.1999) (утратил силу на основании приказа Минобрнауки России от 09.10.2013 N 1129)

Название документа: Об утверждении государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) федеральных... (с изменениями на 01.04.1999) (утратил силу на основании приказа Минобрнауки России от 09.10.2013 N 1129)
Номер документа: 1700
Вид документа: Приказ Госкомвуза России
Принявший орган: Госкомвуз России
Статус: Недействующий
Опубликован: Б-ка журн. "Социальная защита"- Госслужба, N 1, 1998 год

Бюллетень гос.ком. по высшему образованию N 3, 1996 год

Дата принятия: 25 декабря 1995
Дата начала действия: 25 декабря 1995
Дата окончания действия: 09 октября 2013
Дата редакции: 01 апреля 1999

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и многочисленными запросами, поступающими от образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, которые реализуют дополнительные профессиональные программы, Минобрнауки России направляет об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования.

Приложение: на 25 л.

Разъяснения
о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования

Используемые сокращения:

Федеральный закон № 273-ФЗ - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Порядок - приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован Минюстом России от 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444);

ДПО - дополнительное профессиональное образование;

ДПП - дополнительные профессиональные программы.

Вопрос 1. В определениях основных понятий (статья 2 Федерального закона) подпункт 3 - обучение, подпункт 5 - квалификация, подпункт 12 - профессиональное образование появилось новое понятие «компетенция». Каково его содержание?

Через понятие «компетенция» Федеральный закон № 273-ФЗ определяет результаты обучения, а также подразумевает описание с помощью компетенций квалификаций.

Система высшего образования уже накопила определенный опыт разработки и реализации образовательных программ на основе компетентностного подхода, и теперь Федеральный закон № 273-ФЗ распространяет эту практику и на дополнительное профессиональное образование.

Ознакомиться с основными аспектами компетентностного подхода в образовании можно, в том числе в сети Интернет, на сайтах Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и другие.

Вопрос 2. Каким образом реализация дополнительных образовательных программ должна ориентироваться на компетентностный подход, и обязательно ли это для краткосрочных программ?

В соответствии с частью 4 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

В соответствии с частью 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

В структуре программ должен быть указан планируемый результат (пункт 9 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ), который формулируется в компетентностной форме для всех видов ДПП, включая краткосрочные программы.

Очевидно, что организациям, реализующим дополнительные профессиональные образовательные программы, необходимо будет разработать собственное нормативно-методическое обеспечение, которое будет демонстрировать реализацию компетентностного подхода, включая планирование результатов обучения (формирование компетентностных моделей), оценка уровня формирования компетенций у выпускников и т.д.

Вопрос 3. В основных понятиях (статья 2 Федерального закона № 273-ФЗ) дано определение примерной основной образовательной программы. Будут ли разработаны примерные, типовые дополнительные профессиональные программы для использования в учебном процессе?

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом не установлено иное (часть 5 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, организовывается разработка и утверждение примерных дополнительных профессиональных программ или типовых дополнительных профессиональных программ, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы (часть 14 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

Типовые и примерные программы будут разрабатываться для следующих случаев, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ:

Типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (часть 7 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ).

Примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование (часть 3 статьи 81 Федерального закона № 273-ФЗ).

Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3 статьи 82 Федерального закона № 273-ФЗ).

Типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (часть 3 статьи 85 Федерального закона № 273-ФЗ).

В целях методической поддержки реализации Федерального закона 273-ФЗ и Порядка Минобрнауки России представит макеты программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Доступ к этим ресурсам будет свободный.

Вопрос 4. Применимо ли в системе дополнительного профессионального образования понятие «обучающийся», наряду с понятием «слушатель»?

Слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования (пункт 8 части 1. статьи 33 Федерального закона № 273-ФЗ).

Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу (часть 2 статьи 15 Федерального закона № 273-ФЗ).

Таким образом, в дополнительном профессиональном образовании могут использоваться оба понятия.

Вопрос 5. Появилось понятие «индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность». Должны ли они получать лицензию на образовательную деятельность? Могут ли они реализовывать дополнительные профессиональные программы?

Индивидуальные предприниматели могут осуществлять образовательную деятельность только по основным и дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения (часть 3 статьи 32 Федерального закона № 273-ФЗ). Реализация дополнительных профессиональных программ индивидуальными предпринимателями Федеральным законом № 273-ФЗ не предусматривается.

При этом индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно, то есть индивидуально, имеют право не проходить процедуру лицензирования образовательной деятельности.

Вопрос 6. Применимо ли понятие «педагогический работник» к преподавателям дополнительного профессионального образования?

Понятие «педагогический работник» применимо к преподавателям ДПО. В соответствии с частью 21 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций (часть 1 статьи 50 Федерального закона № 273-ФЗ)

На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций (часть 2 статьи 21 Федерального закона № 273-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 687 утверждена номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678

Вопрос 7. Федеральный закон № 273-ФЗ не предполагает в сфере ДПО ни федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), ни федеральные государственные требования (ФГТ). Пункт 29 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ даёт определение качества образования через соответствие ФГОС и ФГТ. Значит ли это, что в ДПО качество образования не определяется?

В соответствии с пунктами 21-22 Порядка оценка качества дополнительного профессионального образования проводится в отношении:

соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;

соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;

способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг.

Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в следующих формах:

внутренний мониторинг качества образования;

внешняя независимая оценка качества образования.

Организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.

Требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией.

Организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации организаций.

Вопрос 8. Является ли дополнительное профессиональное образование составной частью непрерывного образования?

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Часть 6 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ определяет, что дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

При этом система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Таким образом, можно однозначно утверждать о принадлежности ДПО к непрерывному образованию (часть 7 статьи 10 Федерального закона № 237-ФЗ).

Вопрос 9. Дополнительное образование включает в себя дополнительное образование взрослых и дополнительное профессиональное образование. Является ли дополнительное профессиональное образование дополнительным образованием взрослых?

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых, а также дополнительное профессиональное образование (часть 6 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ). Таким образом, дополнительное профессиональное образование является самостоятельным подвидом дополнительного образования.

Вопрос 10. К программам дополнительного профессионального образования относятся программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Устанавливает ли Федеральный закон № 273-ФЗ объём для данных видов программ?

Объем освоения ДПП установлен Порядком. Пунктом 12 Порядка определен минимально допустимый объем освоения ДПП. Так для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

Вопрос 11. В Федеральном законе № 273-ФЗ говорится о том, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется по подвидам дополнительного образования. Что под этим понимается? Какие подвиды дополнительного образования могут реализовывать профессиональные образовательные организации?

В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ профессиональные образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности - это дополнительные профессиональные программы и дополнительные общеобразовательные программы.

В соответствии с частью 2 статьи 75 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

Вопрос 12. Часть 1 статьи 15 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает сетевую форму реализации образовательных программ. Применимо ли это для системы дополнительного профессионального образования?

Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (часть 1 статьи 15 Федерального закона № 273-ФЗ).

Данная статья предусматривает сетевую форму реализации любого вида образовательных программ, в том числе и программ дополнительного профессионального образования.

Вопрос 13. Возможно ли применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях дополнительного профессионального образования?

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) в образовательных организациях ДПО возможно, если в организациях ДПО созданы условия, отвечающие требованиям статьи 16 Федерального закона № 273-ФЗ.

При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, ДОТ при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Вопрос 14. Может ли библиотечный фонд образовательной организации дополнительного профессионального образования укомплектован только электронными учебными изданиями?

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия).

Вопрос 15. Если дополнительное профессиональное образование является составной частью дополнительного образования, то может ли организация дополнительного образования вести образовательную деятельность по ДПП, а организация дополнительного профессионального образования - по дополнительным общеобразовательным программам?

В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Образовательные организации дополнительного образования вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является их основной целью: образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения (статья 23, часть 4, пункт 5 Федерального закона № 273-ФЗ).

Образовательные организации дополнительного профессионального образования в соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ могут осуществлять также программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Вопрос 16. Можно ли привлекать к учебному процессу в организациях дополнительного профессионального образования лиц, не имеющих учёных степеней и званий?

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах. Таким образом, лица, не имеющие ученых степеней и званий, могут участвовать в учебном процессе организаций дополнительного профессионального образования.

Для должности «преподаватель» приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 года № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» установлены следующие квалификационные требования: высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук - без предъявления требований к стажу работы.

Вопрос 17. Нужна ли государственная аккредитация по дополнительным профессиональным программам?

Федеральным законом № 273-ФЗ не предусмотрено проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с частью 8 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ со дня вступления его в силу свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признается недействующими для всех образовательных организаций.

Вопрос 18. Каковы особенности лицензирования программ ДПО в связи с введением в действие Федерального закона № 273-ФЗ?

В связи с введением в действие Федерального закона № 273-ФЗ все образовательные организации будут менять лицензию, при этом должны быть внесены соответствующие изменения и в приложения к лицензии. Содержание Закона (Часть 1 статьи 91; подпункт 5 части 5 статьи 108,. часть 7 статьи 108) говорит, что после его принятия образовательные организации работают на основании лицензий, выданных ранее с учетом норм нового Закона.

Частью 4 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам будет указываться только подвид дополнительного образования (в данном случае - дополнительное профессиональное образование) без приведения всего перечня реализуемых дополнительных профессиональных программ. Также для дополнительного профессионального образования исключено требование об указании в приложении к лицензии сведений об адресах мест осуществления образовательной деятельности.

Вопрос 19. Каким образом будет определяться содержание дополнительных профессиональных программ?

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если не установлено иное, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (часть 6 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ).

При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, должны руководствоваться при их разработке следующим.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Кроме того, частью 10 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривается, что программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Вопрос 20. Какие требования предъявляются к структуре ДПП?

Требования к структуре дополнительных профессиональных образовательных программ определяются Федеральным законом № 273-ФЗ и Порядком. Структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты (часть 9 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ). Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации (п. 9 Порядка).

В соответствии с пунктом 6 Порядка: в структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:

характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;

характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

Вопрос 21. Каков статус стажировки в сфере ДПО?

В Федеральном законе № 273-ФЗ стажировка выделена как форма реализации дополнительных профессиональных программ, а не отдельный вид дополнительной профессиональной образовательной программы.

Согласно части 12 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительная профессиональная программа может реализовываться в формах, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, а также полностью или частично в форме стажировки.

Пункт 13 Порядка дает описание данной формы реализации ДПП, содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ.

Сроки стажировки определяются организацией, самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности как:

самостоятельную работу с учебными изданиями;

приобретение профессиональных и организаторских навыков;

изучение организации и технологии производства, работ;

непосредственное участие в планировании работы организации;

работу с технической, нормативной и другой документацией;

выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

участие в совещаниях, деловых встречах.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

Вопрос 22. Какие требования предъявляются к документам, которые выдаются по итогам освоения дополнительных профессиональных программ?

Общие требования к документам о квалификации установлены пункте 2 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ.

Документы о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Документы о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

По итогам освоения дополнительных профессиональных программ выдается документ о квалификации, образец которого самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Пункт 1 части 10 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ определяет, что документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке).

В соответствии с пунктом 19 Порядка, документ о квалификации выдается на бланке, являющимся защищенным от подделок полиграфической продукцией, образец которого самостоятельно установлен организацией.

Вопрос 23. Кем устанавливается процедура утверждения форм документов о квалификации?

Образовательное учреждение разрабатывает процедуру утверждения форм документов о квалификации самостоятельно и закрепляет данную процедуру локальным актом организации.

В соответствии с частью 15 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

Вопрос 25. Имеет ли право организация зачислить на повышение квалификации и выдать удостоверение о повышении квалификации слушателям со средним общим или начальным профессиональным образованием с 1 сентября 2013 г.?

В соответствии с частью 2 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Таким образом, прием слушателей на обучение по ДПП со средним общим образованием не допускается, за исключением лиц, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

Вопрос 26. Есть ли программы повышения квалификации, которые с 1 сентября 2013 года будут требовать согласования с Министерствами и ведомствами? Будет ли реестр таких программ?

Согласования с Министерствами и ведомствами будут требовать дополнительные профессиональные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, а также дополнительные профессиональные программы в области информационной безопасности.

Согласно части 8 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

Вопрос 27. Какие документы необходимо требовать для приема на обучение по программам ДПО у лиц из ближнего и дальнего зарубежья?

В соответствии с частью 1 статьи 78 Федерального закона № 273-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом № 273-ФЗ.

1) Если поступающий имеет документ из учебного учреждения, перечисленного в рамках распоряжения Правительства № 1624-р от 19 сентября 2013 года, то он принимается наравне с гражданами Российской Федерации.

2) Иностранные граждане, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации при условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (часть 4 статьи 78 Федерального закона № 273-ФЗ).

3) Могут быть учтены межгосударственные соглашения, подписанные Российской Федерацией и бывшими республиками СССР.

Документы об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, должны быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (часть 13 статьи 107 Федерального закона № 273-ФЗ).

Вопрос 28. Какой печатью заверяются документы по итогам освоения ДПП?

С 1 сентября 2013 года лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (часть 16 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ).

Документ, который выдается по итогам освоения ДПП, заверяется печатью образовательной организации, которая закреплена в Уставе организации.

Вопрос 29. Предполагается ли различие в документах, которые выдаются по итогам освоения программ профессиональной переподготовки, которые позволяют осуществлять новый вид профессиональной деятельности и подтверждают присвоение новой квалификации?

В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенций, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Учитывая, что форма документа о квалификации (диплома о профессиональной переподготовки) определяется организацией самостоятельно, то могут быть определены и различные варианты образцов документов, в которых используются различные варианты записей:

присвоение новой квалификации (указание наименования квалификации);

присвоение новой квалификации (указание наименования квалификации) и выполнение нового вида профессиональной деятельности (указание нового вида профессиональной деятельности);

выполнение нового вида профессиональной деятельности (указание нового вида профессиональной деятельности) в рамках имеющейся ранее квалификации.

Организация самостоятельно принимает решение о формализации записей в дипломах профессиональной переподготовки.

Вопрос 30. По какому признаку или принципу можно определить, что программа профессиональной переподготовки реализуется или разработана в рамках основной образовательной программы?

Таким признаком являются наличие результатов обучения по программам профессиональной переподготовки, которые соотносятся с результатами обучения (компетенциями), сформулированными в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования и (или) основных образовательных программах профессионального образования и направлены на приобретение новой квалификации.

Вопрос 31. В чем разница между «электронным обучением» и «дистанционными образовательными технологиями»?

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона № 273-ФЗ под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников.

Вопрос 32. Как в рамках Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» могут быть реализованы дополнительные профессиональные программы на основе сетевого взаимодействия по заказу государственных и муниципальных заказчиков?

Заказчик может указать в техническом задании, что программа реализуется в сетевой форме. К заявке исполнитель прилагает договор о совместной деятельности образовательных и иных организаций. Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона № 273-ФЗ в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 3 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2014 г. вступает в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым утрачивает силу Федеральный закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Вопрос 33. Каков механизм создания организаций, осуществляющих профессионально-общественную и общественную аккредитацию?

В постановлении Правительства Российской Федерации № 286 от 30 марта 2013 года «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» создана правовая основа для организации общественно-государственных советов, которые будут иметь полномочия для создания аккредитационных агентств по различным направлениям.

Правила, утвержденные данным постановлением Правительства, определяют порядок формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, осуществляемой с участием и на основе мнения общественных организаций, профессиональных сообществ, средств массовой информации, специализированных рейтинговых агентств и иных экспертов в целях повышения качества работы этих организаций.

Вопрос 34. Предполагается ли разработка профессиональных стандартов в сфере образования?

Поручение об утверждении не менее 800 профессиональных стандартов дано в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 2204-р утвержден план разработки профессиональных стандартов на 2012 - 2015 годы.

Минобрнауки России утвержден График разработки профессиональных стандартов на 2013 - 2014 годы (от 9 июля 2013 г. № ДЛ-14/06), включающий 7 профессиональных стандартов в сфере образования и науки:

педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель);

специалист в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому сопровождению обучающихся);

преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании);

специалист в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся);

руководитель образовательной организации (управление в сфере образовании);

руководитель научной организации (управление научными исследованиями);

научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность).

Вопрос 35. Каков механизм возмещения затрат образовательным организациям на обучение увольняемых военнослужащих в рамках эксперимента в 2012 - 2014 годах?

Положение о проведении в 2012 - 2014 годах эксперимента по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 501 (далее - Положение) и введено в действие с 5 июня 2012 года. В соответствии с указанным постановлением необходимо обеспечить в период проведения эксперимента создание условий для обучения не менее 2000 увольняемых военнослужащих.

Частью 9 Положения установлено, что возмещение расходов образовательных учреждений в рамках эксперимента осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации в объеме нормативных затрат на оказание предоставляемых образовательными учреждениями в рамках эксперимента образовательных услуг по программам профессиональной переподготовки на базе среднего профессионального и на базе высшего профессионального образования путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетным и автономным учреждениям на указанные цели в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в установленном порядке.

В случае если стоимость обучения по программе профессиональной переподготовки превышает величину нормативных затрат на оказание предоставляемых образовательными учреждениями в рамках эксперимента образовательных услуг по программам профессиональной переподготовки на базе среднего профессионального и на базе высшего профессионального образования, стоимость обучения сверх величины нормативных затрат возмещается за счет средств владельца сертификата и (или) иного физического (юридического) лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 12 Положения).

Вопрос 36: Как происходит отбор увольняемых военнослужащих в рамках эксперимента в 2012-2014 годах?

Положение о проведении в 2012 - 2014 годах эксперимента утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 501 (далее - Положение) и введено в действие с 5 июня 2012 года. В соответствии с указанным постановлением необходимо обеспечить в период проведения эксперимента создание условий для обучения не менее 2000 увольняемых военнослужащих.

Отбор увольняемых военнослужащих для участия в эксперименте по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов проводится в порядке и в соответствии с критериями, которые устанавливаются Минобороны России, МВД России, МЧС России и ФСО России, из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в отношении которых одновременно выполняются следующие требования:

общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет 5 лет и более, не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего профессионального и (или) среднего профессионального образования;

наличие у увольняемого военнослужащего высшего профессионального или среднего профессионального образования;

увольнение с военной службы по основаниям, предусматривающим достижение предельного возраста пребывания на военной службе, истечение срока контракта, а также по состоянию здоровья и организационно-штатным мероприятиям.

В соответствии с частью 2 Положения под сертификатом понимается именной документ, подтверждающий право его владельца на дополнительные меры государственной поддержки в части оплаты его обучения по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки (далее - программа профессиональной переподготовки).

Сертификат выдается увольняемому военнослужащему при исключении его из списков личного состава органа управления, воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в порядке, установленном Минобороны России, МВД России, МЧС России и ФСО России соответственно (часть 3 Положения).

Обзор документа

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый Закон об образовании. Рассмотрены некоторые вопросы, связанные с его применением в части дополнительного профобразования.

Так, закреплено понятие "компетенция". Через него определяются результаты обучения. Подразумевается описание с помощью квалификаций.

Относительно дополнительных профпрограмм. Они будут разрабатываться уполномоченными органами. Так, примерные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка проектируются и утверждаются федеральным госорганом, в интересах которого проводится обучение или образование. Минобрнауки России представит макеты программ повышения квалификации и профпереподготовки. Доступ ресурсам будет свободный.

Также разъяснено, что в дополнительном профобразовании могут использоваться одновременно два понятия: слушатель и обучающийся.

В силу закона ИП вправе заниматься образовательной деятельностью без лицензии. Организации могут применять электронное обучение, необходимые дистанционные образовательные технологии.

Рассмотрен ряд иных вопросов, в том числе по госаккредитации программ, по их содержанию. Разъяснен статус стажировки в сфере дополнительного профобразования. Перечислены требования к документам, выдаваемым по итогам освоения дополнительных профпрограмм.

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, - в области кадастровой деятельности;

3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, - в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

7.1. Типовые дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники.

8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты , квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

17. Типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

mob_info