Должностная инструкция медицинского психолога в поликлинике. Психолог


1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность клинического психолога.

2. На должность медицинского психолога назначается лицо, имеющее высшее психологическое образование и дополнительное образование (специализацию) по клинической психологии.

3. Клинический психолог должен знать основы законодательства РФ о здравоохранении; нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения, оказания психиатрической помощи и гарантии прав граждан; Декларацию прав и свобод человека; медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию), психологию личности, общую и дифференциальную психологию, возрастную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику, психологическое консультирование; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития личности; психологию труда; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4. Клинический психолог назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя учреждения здравоохранения в соответствии с действующим законодательством РФ.

5. Клинический психолог непосредственно подчиняется руководителю учреждения здравоохранения или его заместителю.

II. Должностные обязанности


  1. Проводит работу, направленную на восстановление психического
здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных. Выявляет условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности больного.

  1. Осуществляет работу по психопрофилактике, психокоррекции,
психологическому консультированию больных, для чего оказывает помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем. Проводит психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств.

  1. Совместно с лечащим врачом разрабатывает развивающие и
психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных, выполняет работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей.

  1. Проводит работу по обучению медицинского персонала вопросам
медицинской, социальной психологии и деонтологии. Оценивает по состоянию здоровья больного эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий.

  1. Квалифицированно и своевременно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности. Соблюдает правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима.

  2. Оперативно принимает меры, включая своевременное информировании
руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям.

  1. Систематически повышает свою квалификацию.
III. Права

Клинический психолог имеет право:

1. самостоятельно устанавливать диагноз и проводить лечение по специальности; участвовать в определении тактики ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами; привлекать в необходимых случаях врачей других специальностей для консультаций, обследования и лечения больных;

2. вносить предложения руководству учреждения по совершенствованию лечебно-диагностического процесса, в т.ч. по улучшению работы параклинических и административно-хозяйственных служб, вопросам организации и условий своей трудовой деятельности;

3. контролировать работу подчиненных сотрудников (при их наличии), отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству учреждения по их поощрению или наложению взысканий;

4. запрашивать, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;

5. принимать участие в научно-практических конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой;

6. проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории;

7. повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.

Клинический психолог пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

IV. Ответственность

Клинический психолог несет ответственность за:

1. своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей;

2. организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;

3. соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности;

4. своевременное и качественное оформление медицинской и иной служебной документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами;

5. предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности;

6. обеспечение соблюдения исполнительской дисциплины и выполнения своих должностных обязанностей подчиненными ему работниками (при их наличии);

7. оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям.

За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов медицинский психолог может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности

VII.Компетенции


  1. Умеет выявлять и анализировать информацию о потребностях пациента и медицинского персонала с помощью интервью, анамнестического метода и других клинико-психологических (идеографических) методов

  2. Владеет навыками планирования психодиагностического исследования с учетом нозологических, синдромальных, социально- демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик.

  3. Владеет в полном объеме различными методами психологической диагностики психических функций, состояний, свойств личности и интеллекта, а также психологических проблем, конфликтов, уровня и способов адаптации, личностных ресурсов и межличностных отношений и пр.

  4. Умеет самостоятельно проводить психодиагностическое исследование в соответствии с исследовательскими задачами и этико-деонтологическими нормами, проводить обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий.), интерпретировать результаты исследования.

  5. Умеет формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, отвечающее целям исследования в контексте психологической теории. Владеет навыками предоставления обратной связи - обеспечение пациента (клиента) и медицинского персонала (заказчика услуг) информацией о результатах диагностики. Умеет формулировать рекомендации.

  6. Владеет необходимыми знаниями об основных направлениях клинико-психологических вмешательств (психотерапии и психологического консультирования) и их теоретической обоснованности.

  7. Умеет выявлять и анализировать информацию, необходимую для определения целей психологического вмешательства.

  8. Владеет навыками консультирования медицинского персонала (или сотрудников других учреждений) по вопросам взаимодействия с пациентами (клиентами), создания необходимой психологической атмосферы и терапевтической среды.
Основные направления работы клинического психолога в отделении сестринского ухода персоналом

Психологическая помощь персоналу ОСУ

Персонал ОСУ является объектом профессиональной деятельности клинического психолога. Сложности обслуживания онкологических больных в терминальной стадии определяются целым рядом факторов, травмирующих психику самого персонала.

Самым травматичным является для персонала постоянная встреча со смертью, и психологическое участие в ней.

Специфика работы клинического психолога осложняется тем, что персонал не может дистанцироваться от пациентов. Ситуации умирания бывают столь драматичны, что включают весь персонал почти автоматически. Идентификация, отождествление с больными и их переживаниями порождает повышенные требования к потенциалу выносливости, а если говорить точнее - к духовности каждого, кто идет работать к умирающим больным. Клинические психолог работает с персоналом в направлении правильного информирования пациентов и их родственников о состоянии пациента.

Стессирующие факторов воздействуют на персонал постоянно. Скорее, чем в других клиниках, здесь наблюдается синдром «выгорания» -- явления повышенной невротизации, развития психосоматических болезней, таких, как язвенная болезнь, заболевания сердца, внутренних органов.

У персонала в плане изменения психики фиксируется повышенная утомляемость, неврастеническая симптоматика с раздражительностью, колебаниями настроения, канцерофобические навязчивости.

Смерть молодых пациентов. Переживание данного явления персоналом нередко связано с явлением переноса. Персонал переносит смерть на себя на себя, представляя собственную кончину от тех же причин. В этой связи помимо психотерапии требуется, прежде всего, дать отдых человеку, перенасытившемуся негативными переживаниями, дать ему возможность переключиться на другую ситуацию, сменить среду.

Психотерапия для медицинского персонала особенно тяжела и требует куда больше времени и усилий, поскольку клинический психолог сталкивается с ситуацией, когда врач и пациент-медик обладают почти одинаковым опытом и сознанием.

В отношении персонала целесообразно применять те же методы, что с больными, поскольку речь идет, прежде всего, о снятии эмоциональных стрессов. Принципы воздействия одинаковы, хотя методы видоизменяются в соответствии с разницей ситуаций, в каких пребывают онкологический больной и наши коллеги.

В практику утренних конференции целесообразно, включать проблемы персонала. Такие обсуждения создают подготовку персонала, но регламент времени не дает возможности полностью купировать эмоциональные реакции всех, однако они помогают персоналу почувствовать единство и разделить интересы каждого со всеми.

Небезуспешными в отношении к персоналу являются элементы театротерапии. Смена образа самого себя позволяет вместе с ним избавиться и от стрессирующих обстоятельств.

Важным фактором «восстановления» для персонала, как, впрочем, и для больных, является арттерапия. Помимо доставляемой эстетической радости, истинное искусство способно облегчать страдания, погружая в мир высших, духовных ценностей: оно заставляет забыть горечь минуты, переключиться на другую волну. Имеется в виду возможность музеев помогать ОСУ в проведении сеансов арттерапии на базе музейных экспонатов, в частности, произведений живописи. И наиболее предпочтительны здесь картины природы, пейзажи.

Возможно использвование музыкотерапии. Она необходима и больным, и персоналу. Негативные переживания уменьшают личностное пространство человека, делают его «тесным», это известный психологический феномен. Музыкотерапия увеличивает пространство, «расширяет» его. Предпочтение следует отдавать классической, духовной и народной музыке, так как шумовой эффект так называемой поп-музыки, напротив, загружает пространство и часто вызывает раздражение. Особенно эффективно воздействует «живая» музыка. Сочетание специальной музыкотерапии, ориентированной на релаксацию, хотя и рассчитанной на группу, но как бы обращенной к каждому, дает наиболее положительный эффект.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

старшей медицинской сестры отделения сестринского ухода

I. Общая часть


  1. На должность старшей медицинской сестры назначается лицо с высшим медицинским образованием по специальности «Сестринское дело», владеющее программой подготовки в соответствии с квалификационной характеристикой, имеющее не менее трех лет опыта практической работы по профилю отделения.

  2. Старшая медсестра назначается и увольняется главным врачом больницы в соответствии с действующим законодательством.

  3. Старшая медсестра находится в непосредственном подчинении главной медицинской сестры больницы и заведующего отделением.

  4. Старшая медсестра организует свою работу в соответствии с Положением об отделении сестринского ухода, в своей работе руководствуется официальными документами по выполняемому разделу работы, приказами и распоряжениями вышестоящих органов и должностных лиц, настоящей инструкцией.

  5. Распоряжения заведующего и врача отделения являются обязательными для старшей медсестры.

  6. Распоряжения старшей медсестры являются обязательными для среднего и младшего медицинского персонала отделения.

  7. Старшая медсестра является материально ответственным лицом.

  8. Старшая медсестра выполнение своих обязанностей и реализацию своих прав осуществляет на основе постоянного соблюдения заповедей и основных положений концепции ОСУ; осуществляет целостный подход к личности пациента и его семьи, облегчает не только их физическое и психическое состояние, но и поддерживает социальный и духовный потенциал.
II. Обязанности

  1. Организует труд среднего и младшего медицинского персонала и контролирует выполнение ими своих обязанностей.

  2. Обеспечивает правильность расстановки кадров среднего и младшего медицинского персонала с прикреплением каждого из них к определенным объектам обслуживания, с последующим утверждением заведующим отделением.

  3. Обеспечивает условия для нормальной работы врача, медсестер и общий порядок в отделении, контролирует наличие медицинской документации.

  4. Производит своевременное замещение медицинских сестер и санитарок, не вышедших на работу.

  5. Обеспечивает систематическое пополнение отделения медицинским инструментарием, медикаментами, предметами ухода за больными, их распределение и контролирует использование.

  6. Обеспечивает сохранность имущества и медицинского инвентаря в отделении и своевременный ремонт оборудования.

  7. Сопровождает зав. отделением и медсестру-координатора во время обхода.

  8. Контролирует своевременное и точное выполнение назначений врача медицинской сестрой путем проведения регулярных обходов отделения.

  9. Контролирует качество санитарной обработки вновь поступивших больных.

  10. Обеспечивает правильную организацию питания больных, организует раздачу пищи больным из пищеблока.

  11. Выписывает порционные листки для бухгалтерии, составляет сведения о движении больных, контролирует своевременную сдачу историй болезни выписанных больных, составляет график работы и табель на зарплату сотрудников отделения, ведет табель «Учета использования рабочего времени» сотрудников отделения.

  12. Контролирует выполнение средним и младшим медицинским персоналом правил внутреннего трудового распорядка и соблюдение противоэпидемических мероприятий.

  13. Обеспечивает и строго контролирует соблюдение правил асептики и антисептики персоналом отделения, особенно в процедурной, прачечной и пищеблоке.

  14. Следит за четким соблюдением средним и младшим медицинским персоналом отделения, больными и посетителями правил внутреннего трудового распорядка и режима для отделения.

  15. Контролирует надлежащее санитарно-гигиеническое состояние помещений отделения.

  16. Обеспечивает правильность хранения и учет лекарственных средств.

  17. Контролирует выполнение принципов лечебно-охранительного режима.

  18. Под руководством заведующего отделением разрабатывает и контролирует выполнение планов повышения квалификации среднего и младшего медицинского персонала отделения, проводит практические занятия с медицинскими сестрами и младшим медицинским персоналом.

  19. Контролирует выполнение правил приема и перевода в другие стационары, выписки больных средним и младшим медицинским персоналом отделения.

  20. Подготавливает медицинскую документацию выписываемого больного и в случае необходимости обеспечивает больного сопровождающим лицом или транспортом.

  21. Контролирует правильность ведения сестринской истории болезни.

  22. Обеспечивает контроль за передачами больных.

  23. Систематически повышает профессиональную квалификацию.

  24. Ведет необходимую учетно-отчетную документацию.

  25. Участвует в работе Совета медицинских сестер больницы и научно-практических конференциях для медсестер.

  26. Составляет график отпусков сотрудников отделения на год, представляет его на утверждение заведующему отделением, главному врачу.

  27. Осуществляет психологическую подготовку персонала.

  28. Выполняет одноразовые поручения.
III.Права

Старшая медицинская сестра отделения имеет право:


  1. Отдавать распоряжения и указания среднему и младшему медицинскому персоналу отделения в соответствии с уровнем его компетенции и квалификации и контролировать их выполнение.

  2. Требовать от среднего и младшего медицинского персонала и посетителей соблюдения режима дня отделения и правил внутреннего трудового распорядка больницы.

  3. Вносить предложения заведующему отделением о рациональной расстановке среднего и младшего персонала в зависимости от квалификации, опыта и отношения к труду.

  4. Вносить предложения заведующему отделением о поощрении и наложении взысканий среднему и младшему медицинскому персоналу.

  5. Повышать свою профессиональную квалификацию на курсах усовершенствования в установленном порядке.

  6. Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.

  7. Принимать решения в пределах своей компетенции.

  8. Принимать участие в совещаниях, проводимых в больнице и в отделении, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к ее компетенции.

  9. Вносить предложения заведующему отделением и главной медсестре по вопросам улучшения организации работы отделения, так же улучшения организации и условий своего труда и труда среднего и младшего медицинского персонала.
IV. Ответственность

Несет ответственность за невыполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка больницы, материальную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

V.Компетенции


  1. Умеет внедрять современные формы и методы обучения среднего и
младшего медицинского персонала на рабочих местах без отрыва от производства.

  1. Умеет разрабатывать стратегии и осуществлять программы непрерывного профессионального образования и повышения квалификации среднего и младшего медицинского персонала учреждения.

  2. Умеет внедрять в практику новые организационные формы и
ресурсосберегающие технологии деятельности сестринского персонала; составление программы нововведений и разработка плана мероприятий по их реализации.

  1. Владеет умением обеспечение управления средним и младшим
медицинским персоналом в учреждении здравоохранения.

  1. Умеет разрабатывать управленческие решений по повышению
эффективности деятельности сестринской службы и обеспечение их реализацию.

  1. Умеет использовать современные подходы к оценке качества
медицинской помощи.

  1. Владеет анализом работы среднего и младшего медицинского
персонала, оценкой потенциальных возможностей развития сестринской службы учреждения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ДЛЯ РАБОТЫ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ

Психологическая помощь персоналу, осуществляемая старшей медицинской сестрой состоит в следующем:

Просветительская работа (на учебных занятиях сотрудники ОСУ овладевают основами психологических знаний; во время индивидуальных бесед знакомятся с психологическими особенностями конкретных пациентов и тактикой их ведения на данном этапе);

Работа с представителями религиозных конфессий (многие работники ОСУ являются христианами и используют свою духовную жизнь (посещение Церкви, чтение Библии, молитва) как источник силы, надежды и любви);

Для предупреждения развития синдрома сгорания и поддержки сотрудников, когда они утомлены, разработана система предоставления часов отдыха с целью переключения на другой вид деятельности;

Психологический настрой на работу среднего и младшего медицинского персонала перед началом рабочего дня;

Реализация супервизорской практики, т.е. оказание помощи среднему и младшему медицинскому персоналу в решении профессиональных проблем психологического характера.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

УТВЕРЖДАЮ:

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Медицинского психолога

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность медицинского психолога [Наименование организации в родительном падеже] (далее - Медицинская организация).

1.2. Медицинский психолог назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Медицинской организации.

1.3. Медицинский психолог относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.4. Медицинский психолог подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Медицинской организации.

1.5. На должность медицинского психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «Клиническая психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное (психологическое) образование и профессиональная переподготовка по специальности «Клиническая психология» без предъявления требований к стажу работы.

1.6. Медицинский психолог отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Медицинской организации.

1.7. Медицинский психолог должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, оказания психиатрической помощи и гарантии прав граждан;
  • Декларацию прав и свобод человека;
  • медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию, психологию личности, общую и дифференциальную психологию, возрастную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику);
  • методы психологического консультирования;
  • методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
  • методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития личности;
  • психологию труда;
  • деонтологию;
  • психологию профессионального общения;
  • основы трудового законодательства;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Медицинский психолог в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Медицинской организации;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия медицинского психолога его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Медицинский психолог обязан осуществлять следующие трудовые функции:

2.1. Проводит работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных.

2.2. Выявляет условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности больного.

2.3. Осуществляет работу по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, вследствие чего оказывает помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем.

2.4. Проводит психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств.

2.5. Совместно с лечащим врачом разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных.

2.6. Выполняет работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей.

2.7. Проводит работу по обучению медицинского персонала вопросам медицинской, социальной психологии и деонтологии.

2.8. Оценивает по состоянию здоровья больного эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий.

2.9. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

В случае служебной необходимости медицинский психолог может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Медицинский психолог имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему службами.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности медицинского психолога, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции медицинского психолога.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Вносить на рассмотрение руководителя Медицинской организации представления о назначении, перемещении и увольнении работников подчиненных подразделений; предложения об их поощрении или о наложении на них взысканий.

3.7. Пользоваться иными правами, установленными Трудовым кодексом РФ и другими законодательными актами РФ.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Медицинский психолог несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, - и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы медицинского психолога осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем - регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия - периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы медицинского психолога является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы медицинского психолога определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Медицинской организации.

6. Право подписи

6.1. Медицинскому психологу для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н

Медицинский психолог

Должностные обязанности. Проводит работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных. Выявляет условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности больного. Осуществляет работу по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, вследствие чего оказывает помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем. Проводит психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств. Совместно с лечащим врачом разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных. Выполняет работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей. Проводит работу по обучению медицинского персонала вопросам медицинской, социальной психологии и деонтологии. Оценивает по состоянию здоровья больного эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, оказания психиатрической помощи и гарантии прав граждан; Декларацию прав и свобод человека; медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию, психологию личности, общую и дифференциальную психологию, возрастную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику); методы психологического консультирования; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития личности; психологию труда; деонтологию; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "Клиническая психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное (психологическое) образование и профессиональная переподготовка по специальности "Клиническая психология" без предъявления требований к стажу работы.

Вы можете скачать должностную инструкцию медицинского психолога бесплатно.
Должностные обязанности медицинского психолога.

Утверждаю

________________________________ (Фамилия, инициалы)

(наименование учреждения, его ________________________

организационно- правовая форма) (директор; иное лицо

уполномоченное утверждать

должностную инструкцию)

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

МЕДИЦИНСКОГО ПСИХОЛОГА

______________________________________________

(наименование учреждения)

00.00.201_г. №00

I. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность медицинского психолога _____________________ (далее - «предприятие»).

Название учреждения

1.2. На должность медицинского психолога назначается лицо, имеющее высшее психологическое образование и дополнительное образование по медицинской психологии и документ о присвоении звания _____________________ квалификационной категории.

(II, I, высшей)

1.3. Назначение на должность медицинского психолога и освобождение от нее производится в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя учреждения здравоохранения.

1.4. Медицинский психолог подчиняется непосредственно _____________________

(заведующему отделением,

заместителю главного врача,

главному врачу)

1.5. Медицинский психолог должен знать:

Законы Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения;

Медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию), общую и дифференциальную психологию, психологию личности, возрастную психологию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику;

Основы психологического консультирования и психотерапии;

Декларацию прав и свобод человека;

Методы диагностики и способы коррекции аномального развития личности;

Современные методы активного обучения,

Основы социально-психологического тренинга общения;

Психологию труда;

Правила и нормы охраны труда, производственной санитарии, техники безопасности и противопожарной защиты;

Основы трудового законодательства Российской Федерации

Правила внутреннего трудового распорядка;

1.6. Во время отсутствия медицинского психолога (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности в установленном порядке исполняет назначаемое лицо, несущее полную ответственность за их надлежащее исполнение.

I I. Должностные обязанности

Медицинский психолог:

2.1. Оказывает помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем, осуществляя работу по психокоррекции, психопрофилактике и психологическому консультированию пациентов.

2.2. Проводит работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных.

2.3. Корректирует аномальное развитие личности пациента, выявляя и исправляя условия, препятствующие или затрудняющие его развитие.

2.4. Проводит психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств.

2.5. При содействии лечащего врача разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы, в которых учитываются индивидуальные, половые и возрастные факторы пациентов.

2.6. Выполняет работу по профориентации больных с учетом их способностей, пожеланий и ситуационных возможностей.

2.7. Строго соблюдает принципы врачебной этики.

2.8. Проводит оценку по эффективности проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий, исходя из изменений состояния здоровья пациента.

2.9. Проводит обучение медицинского персонала по вопросам, связанным с медицинской, социальной психологией и деонтологией.

I I I . Права

Медицинский психолог имеет право:

3.1. Вносить предложения руководству предприятия по вопросам оптимизации и совершенствования медико-социальной помощи, в том числе по вопросам своей трудовой деятельности.

3.2. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.3. Получать информацию от специалистов предприятия, необходимую для эффективного выполнения своих должностных обязательств.

3.4. Принимать участие в работе совещаний, научно-практических конференций и секций по вопросам, относящимся к своей профессиональной деятельности.

3.5. Пользоваться трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российском Федерации

I I I . Ответственность

Медицинский психолог несет ответственность:

4.1. За надлежащее и своевременное исполнение возложенных на него должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией

4.2. За организацию своей работы и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений от руководства предприятия.

4.3. За обеспечение соблюдения подчиненными ему работниками своих обязанностей.

4.4. За несоблюдение правил внутреннего порядка и правил техники безопасности.

За совершенные в процессе проведения лечебных мероприятий правонарушения или бездействие; за ошибки в процессе осуществления своей деятельности, повлекшие за собой тяжкие последствия для здоровья и жизни пациента; а также за нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов медицинский психолог может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Квалифицированная полноценная помощь больным людям не может ограничиваться лишь медицинской помощью. Человеку, испытывающему страдания, необходима психологическая поддержка и психологическое сопровождение на всех этапах лечения.

В номенклатуру должностей медицинского персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения введена должность медицинский психолог.

Функции психолога в системе здравоохранения очень широки и значимы. Психолог должен помочь больному пережить постановку тяжелого диагноза, приспособиться к новому образу жизни, которого требует заболевание, сформировать адекватную самооценку в новом для человека качестве больного или инвалида, оптимистический взгляд на мир, укрепить веру в себя и свои возможности в преодолении болезни. Кроме того, психолог может помочь больному скорректировать отрицательные личностные свойства, появившиеся в течение болезни, преодолеть ипохондрические (от греч. hypochondrios – мнительность; навязчивая боязнь болезни) явления. Психолог может оказать помощь медицинским работникам на разных этапах лечения и при проведении конкретных медицинских процедур – психологически подготовить больного к сложным диагностическим обследованиям, операциям, физиотерапевтическим процедурам, помочь преодолеть страх, депрессию, агрессивность и раздражительность. Велика роль психолога и в работе непосредственно с медицинским персоналом, испытывающим в своей профессиональной деятельности огромные психологические нагрузки, негативные стрессы, психическую напряженность. Таким образом, психолог может решать вопросы психосоматики, психогигиены, психопрофилактики, патопсихологии. Не случайно в последнее время расширена подготовка психологов со специализацией в области клинической психологии (от греч. klinike – требующий врачебного воздействия). Б.Д. Карвасарский отмечает , что факультеты клинической психологии в последнее время создаются не только в системе психологического образования, но и в медицинских вузах.

Психологическая служба в системе здравоохранения в настоящее время только организуется, поскольку не разработана соответствующая законодательная база. В медицинских учреждениях, несмотря на огромную потребность в специалистах психологического профиля, отсутствуют соответствующие ставки в штатном расписании, не созданы рабочие места для психологов. Поэтому в настоящее время психологи работают, в основном, в крупных, хорошо финансируемых учреждениях здравоохранения (Всероссийский кардиологический центр, Всероссийский институт эндокринологии, Московский онкологический центр), а также в психиатрических лечебных заведениях (клинические психологи, патопсихологи). В настоящее время в системе здравоохранения работает около 1000 психологов, хотя потребность в них оценивается на уровне 20-40 тысяч человек.

Первостепенной функцией психолога в медицинском учреждении является освобождение медицинского персонала от несвойственных ему обязанностей, увеличение времени непосредственно на лечение больных, врачебную помощь.

Основные направления работы психолога в системе здравоохранения:

1. Помощь в постановке диагноза при психических заболеваниях, вспомогательная терапия и лечение психических больных немедикаментозными средствами (психиатрические клиники и стационары).

2. Помощь в постановке диагноза при нейропсихологических нарушениях при различных травмах, авариях, острых отравлениях, некоторых болезнях (хирургические клиники, стационары).

3. Охрана материнства и детства. Психологическая помощь при беременности и родах, в послеродовой период. Психологическое сопровождение членов семьи, в которой ожидается рождение ребенка (женские консультации).

4. Психологическая помощь и сопровождение соматических больных (поликлиники и стационары).

5. Психологическая помощь и сопровождение пострадавших в медицине катастроф (экстремальные ситуации, аварии, вооруженные конфликты, терроризм, стихийные бедствия и др.).

Предполагается создание медико-психологических кабинетов в поликлиниках общего профиля, детских поликлиниках, психоневрологических и наркологических диспансерах, больницах, центрах экстренной медицинской помощи, а также специальных отделений медико-психологической реабилитации. Уже в настоящее время в домах ребенка, детских санаториях, детских клиниках, поликлиниках, больницах в штатное расписание в числе педагогических работников введена должность педагога-психолога.

Особенно успешным является опыт психологического мониторинга в детских поликлиниках и стационарах. Так, во Франции, во время двух-четырехнедельного пребывания ребенка в стационаре проводится психологическое обследование и консультирование, ведется работа с семьей; выявляются психические расстройства и отставание в психическом развитии начиная с младенческого возраста. Ранняя психологическая диагностика особенно важна, так как маленькие дети находятся, как правило, вне контроля образовательных учреждений, и с ними не работают профессиональные психологи.

Психологическая служба активно развивается и в других отраслях народного хозяйства: на производстве, в промышленности, в торговле, в финансовых организациях, но в настоящее время ее подразделения встречаются еще достаточно редко, они не обеспечены законодательной базой.

Психологическая служба работает в системе служб социального обеспечения в государственных учреждениях, для оказания психологической поддержки безработным гражданам, инвалидам и пожилым людям, находящимся на обеспечении государства.

Должность психолога введена в соединениях и воинских частях Министерства обороны.

Психологическая служба пенитенциарных исправительных учреждений работает с целью с целью оказания психологической помощи осужденным, проведения психодиагностики для изучения психологических и психофизиологических особенностей личности, групповой и индивидуальной психокоррекционной работы. В подразделениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции работают психологи, создаются специальные Центры психологической диагностики военно-врачебных комиссий.

Психологическая служба создана в учреждениях, работающих с детьми и молодежью в сферах здравоохранения, культуры, социальной защиты и других отраслей экономики. Педагоги-психологи входят в число педагогических работников таких учреждений как общежития предприятий и организаций, жилищно-эксплуатационные организации, молодежные жилищные комплексы, детские кинотеатры, театры юного зрителя, кукольные театры, культурно-просветительные учреждения и подразделения предприятий и организаций по работе с детьми и подростками.

Потребности практики ведут к созданию все новых рабочих мест для психологов в учреждениях различных сфер деятельности, к организации подразделений психологической службы в самых разных отраслях народного хозяйства.

Национальные психологические службы в различных странах, как отмечает В.В. Рубцов , несмотря на их различную структуру, решают сходные задачи.

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки

    Психологическая служба в системе народного образования – история создания и основные задачи.

    Структура и функции центра психологической помощи.

    Задачи психологической службы в системе здравоохранения.

    Направления работы психологической службы в системе здравоохранения.

Задания для самостоятельной работы

1. Психологическая служба в системе народного образования представлена:

2. Каковы задачи работников психологической службы в системе здравоохранения.

mob_info