Что нужно того стать архитектором. Какие качества нужны архитектору

так, чтобы они были удобными для жизни? Можно ли создать жилье, которое не будет вредить экологии? Где обучают на архитектора, и какие знания помогут стать специалистом своего дела? Редакция OҮLA решила узнать о таинствах этой профессии у архитектора Эльвиры Бакубаевой из Almaty Vilnius Architechts вместе с Ажарой, которая увлекается рисованием и мечтает стать архитектором.

Меня зовут Ажара Султансихова , мне 17 лет. Я учусь в 11 классе в школе-гимназии №123. Окончила школу изобразительного искусства и технического дизайна (ШИИТД) им. Кастеева. Я планирую поступить на архитектурный факультет после окончания школы.

Эльвира, расскажите, почему вы стали архитектором? Что вдохновило освоить эту профессию?

К профессии архитектора не приходишь случайно. Все началось в художественной школе “Умай”, где я занималась после уроков. Я всегда была творческим человеком, любила рисовать, делать скульптуры.

В раннем детстве мечтала стать художником, но папа сказал, чтобы я подумала о том, чтобы освоить более прикладную профессию, так как я всегда смогу стать художником.

Я пришла к вполне логичному выводу, что архитектура - это профессия, которая совмещает в себе и работу художника, и несёт обществу пользу. Чем больше я интересовалась этой темой, тем больше я стала больше узнавать о том, чем занимаются архитекторы. В школе “Умай” мы выходили на улицу, рисовали здания, изучали городские пейзажи. Связь с архитектурой была ещё тогда, так что после окончания этой школы я решила поступать в КазГАСА.

Самое удивительное в рисовании то, что у тебя есть лист бумаги, есть образ в голове, и ты переносишь на лист свою идею. Архитектура начинается с этого же. То есть, в начале нет ничего, и ты выступаешь создателем. Для меня это самый ключевой момент в архитектуре - что-то создать.

С чего начать, чтобы стать архитектором?

Важно развиваться, стараться узнать больше об архитекторах и их работах. Желательно узнать структуру образования. В Казахстане для того, чтобы поступить в архитектурный вуз, тебе нужно сдать творческий экзамены, который включает в себя в том числе черчение. Поэтому понадобятся навыки рисования и черчения. После того, как я полтора года отучилась в КазГАСА, я подала на программу "Болашак" и поступила в University College Dublin в Ирландии. Чтобы поступить, нужно было сдать портфолио. Да, ты ещё не архитектор, у тебя нет проектов, но ты должен показать свои рисунки, фотографии скульптур и т.д. Вступительной комиссии важно показать то, что будет говорить о твоей любви к творчеству.


На какие предметы в школе нужно делать упор?

В первую очередь на черчение - умение чертить всегда пригодится. Затем, конечно, изобразительное искусство. Математике тоже нужно уделять много внимания, так как сама по себе она развивает мышление, изучать всемирную историю не будет лишним - ведь все исторические события так или иначе влияли на архитектуру, и наоборот. И еще, наверное, литература - так можно развить пространственное мышление.

Архитектура - широкая дисциплина, какие в ней есть основные области?

Есть разные специальности: градостроительство, архитектура жилых общественных зданий, дизайн окружающей среды. Основы везде одинаковые, но к концу обучения каждый уже занимается узкой специальностью, которую он выбрал. В университете я выбрала архитектуру жилых общественных зданий как свою основную специальность. Но в идеале архитектор должен одинаково хорошо владеть знаниями из всех этих областей.


На каких архитекторов вы равнялись во время учебы?

Мне очень понравился подход к учебе в моем университете, там делают уклон на любовь к профессии. Когда я приехала в Дублин, на первой же лекции преподаватель привил нам любовь к архитектуре. Он донес до нас, что возможности в архитектуре безграничны - ты можешь делать то, что тебе нравится, и именно это пробудило во мне огромную любовь к своему делу. А моим вдохновителем стала японский архитектор Кадзуё Сэдзима , она вторая женщина в мире, получившая Притцкеровскую премию - самую престижную награду в области архитектуры. Первой женщиной, получившей эту премию, как многие знают, является Заха Хадид. Мне нравится Сэдзима тем, что у нее чувствуется четкая, гармоничная связь между ее внутренним миром и тем, что она создает. При планировании зданий она думает не только над тем, каким будет здание, но и о том, что будет внутри него, снаружи, как человек будет себя там ощущать. Ее здания не ограничиваются четырьмя стенами, и в основном они выполнены в светлых тонах и облицованы стеклом, белым бетоном - а это то, что я больше всего люблю. Главный принцип ее компании SANAA - избавиться от всего лишнего. По ее словам, они убирают из проекта как можно больше всего, оставляя минимум деталей, тем самым раскрывают суть проекта.

Какой из ее проектов вам больше всего нравится?

Почти все ее проекты - мои любимые! Больше всех мне нравится Moriyama House - это жилой комплекс в Японии, в котором комнаты квартиры расположены в разных блоках. То есть ты можешь быть и внутри своей квартиры, и снаружи. В этом проекте мне импонирует то, что природа становится частью твоего дома. Другой любимый мой проект - это Новый музей современного искусства в Нью-Йорке. Его здание представляет собой несколько боксов, поставленных друг на друга, и с виду может показаться что это обычные коробки, но продуман этот проект просто гениально.

Как можно строить здания и новые проекты, не нарушая природного баланса? Например, в Алматы.

Сейчас популярной темой в архитектуре является “Устойчивая архитектура” (sustainable architecture) . Это архитектура, которая как раз-таки не нарушает природного баланса. В ХХ веке мы наблюдали за тем, что 40% из всего потребления энергии в городах приходилось на здания. Это все электричество, которое поступает в квартиры, офисы, и другие помещения. Сейчас архитекторы пришли к принципу: не навредить природе и начать играть по ее правилам. Задачей становится проводить естественную вентиляцию, подстроившись под определенный регион, в котором будет строиться здание. Есть целое направление в архитектуре - Vernacular house. Это архитектура жилищ, которые не вредят природе - в них нет искусственного отопления, освещения, вентиляции. Идеальный пример Vernacular house это казахская юрта: когда на улице жарко - внутри прохладно, и наоборот, ее можно транспортировать без вреда природе.

Как раз недавно я читала об этом в журнале OҮLA - там было написано, что тепло из самолетов можно перерабатывать и использовать вторично при отоплении зданий.

Да, такие технологии уже активно используются в современной архитектуре. Пример тому встроенные в здания солнечные батареи. Еще в Амстердаме появятся дороги, оснащенные датчиками, которые собирают энергию с человеческих шагов и преобразуют ее в электричество, освещая улицы города.

Архитектурные стили Европы и Казахстана сильно отличаются. Мне кажется, у нас практически нет узнаваемых архитектурных памятников, за исключением, может быть, Байтерека. Как нам создать свой собственный стиль, который будет узнаваем во всем мире?

Отсутствие нашей идентичности - заблуждение. Она есть во многих, даже маленьких городах Казахстана, просто мы перестали ее замечать, она стала для нас обыденным явлением. Для иностранца, например, Алматы покажется особенным городом, с уникальным стилем. Главное, что у нас есть - это основа, которая осталась с советских времен и выполнена в соответствии с нашим менталитетом, и нашей задачей является привнести современный стиль в наш контекст, не создать дисбаланса между тем, что есть и тем, что мы хотим строить. Допустим, застраивать город зданиями в европейском классическом стиле - бессмысленно, потому что здесь и в Европе контекст абсолютно разный. Когда я говорю о контексте - я имею в виду все условия, в которых находится регион, начиная от климатических условий, заканчивая политическим режимом.

Сейчас у нас проходят такие мероприятия как , создаются организации как ArchCode Almaty, где как раз рассматриваются вопросы сохранения идентичности.

Какой Ваш любимый стиль в архитектуре?

Есть стиль, который я просто люблю, то, чем я могу наслаждаться, от чего могу вдохновляться, а есть то, над чем я работаю, и обычно это разные стили. Я люблю классику, для меня удовольствие прогуляться по Риму или Лиссабону. Работать же мне нравится в модерне: в отличие от классики, в современной архитектуре нет четких и строгих правил, ты можешь создать любые формы и пропорции, главное - чтобы здание работало на человека. Но больше всего мне по душе минимализм, главное в этом стиле - когда каждая линия оправдана, а каждая форма имеет свой смысл.









С чем у вас были сложности в ходе обучения?

Самое сложное для меня - это проводить расчеты. В теории все казалось понятным, но на деле у меня совсем не получалось. Однако, в моей профессии это не принципиально важно, так как мы всегда работаем с конструкторами, которые и проводят все точные расчеты конструкции.

Какие есть тяжелые моменты, связанные с вашей профессией?

Я думаю, самое тяжелое - постоянная нагрузка. Мы можем работать и в выходные, по 16 часов, почти без отдыха. Для нас самих остается загадкой - почему времени никогда не хватает? Какой бы срок ни был, пусть даже очень большой, невозможно успеть до дедлайна. Я думала, что это только в университете так - когда за три месяца ты получаешь задание на финальный проект, а за ночь перед защитой ты полностью его переделываешь. Но, как оказалось, это такая особенность профессии. В своем кругу архитекторы даже шутят: есть срок до сдачи проекта - умножай на два. Чтобы выдержать такую нагрузку - нужно любить свою работу.

Мне не пришлось ничего решать, все решилось само собой, поскольку у меня отец архитектор, и мать занималась историей архитектуры, и вокруг были одни архитекторы. Книги по архитектуре, треугольники, рейсфедеры, линейки, кальки - все это составляло мир моего детства, и отказаться от этого я не мог. Поступил в МАрхИ, закончил его и постепенно стал архитектором.


Выучиться на архитектора просто: закончил институт и можешь работать архитектором. А вот стать архитектором - для этого требуется и талант, и большие усилия. Чтобы стать архитектором нужно обладать особой чувствительностью к окружающему миру, к материи этого мира. Нужна острая наблюдательность: нужно видеть жизнь, наблюдать за движениями и перемещениями людей, за тем, как они осваивают пространство. Очень важно обладать воображением, для того чтобы представить себе как в пространстве, которое вы создаете, будут люди двигаться, что они будут чувствовать, откуда будет проникать свет, какие физические ощущения вызовет прикосновение к стене или к полу.

Необходима изобретательность, чтобы придумать такую форму, которая была бы интересной, новой и привлекательной для людей. Надо чувствовать конструкции: какой должна быть балка для того, чтобы она не обрушилась - это должно быть на уровне чувств, а не на уровне расчетов, которые делают инженеры. Нужно понимать, как будет себя вести твой объект в том мире и в том окружении, куда ты его погружаешь. Нужно понимать историю, политику, осязать дыхание современной культуры. И, наконец, надо быть художником, чтобы все эти ощущения, мысли, знания и представления превратились в ценную пространственную, материальную форму. Вот это все и составляет особенности архитектурной профессии.

Все, то, о чем я говорил выше, приходит с годами. Необходимо пройти какой-то путь, вчувствоваться в мир, накопить жизненный опыт. По-моему, академик Жолтовский говорил, что архитекторами становятся только после сорока.


В Москве – это, конечно же, МАрхИ, и скромно упомяну нашу школу МАРШ. В Санкт-Петербурге - это Академия художеств и Архитектурно-строительный университет. Есть отдельные хорошие педагоги в Самаре, Казани, Ростове, Вологде. Но в целом российская архитектурная школа, хотя и обладает глубокими традициями, в последнее время далеко отстала от мирового уровня образования. И обсуждать, почему затормозила наша архитектурная школа, это все равно что обсуждать - почему Россия вообще затормозила и на каком этапе. Были трудные годы, когда архитектуры почти не было в стране, поэтому есть объективные причины.

Если говорить про наиболее значимые мировые школы, то традиционно это американские университеты - Колумбийский, Гарвардский, Корнельский. В Европе лидирующие места сейчас занимают Технический университет в Делфте в Голландии, три превосходных школы в Швейцарии - в Цюрихе, Лозанне и Мендризио, Мадрид и Барселона в Испании. Безусловно, Англия - Архитектурная ассоциация, Бартлет, Вестминстер, Лондонский университет Метрополитен, с которым сотрудничает наша школа МАРШ. В Японии много хороших архитектурных школ, в Южной Америке – Чили и Мексика… Есть очень много прекрасных мест для учебы. Наши студенты, увы, ограничены в возможностях выбора даже внутри страны.

4. Помимо обязательной учебной программы нужны ли какие-то дополнительные знания и навыки? Где и как их можно получить?
Архитектура - это и искусство, и наука, и техника, и философия, и поэзия, и еще много чего. Сколько бы всему этому ни учили в институте, всегда будет недостаточно, поэтому могу порекомендовать архитектору учиться всю жизнь, везде и всему.

Традиционно существует представление, что архитектор прежде всего должен уметь рисовать. Хотя рисунок важен в работе архитектора, я не считаю, что это определяющий компонент профессии - не обязательно хорошо рисующий человек становится архитектором. Архитектура, бесспорно, искусство, но не искусство рисования. Художественные практики в наше время гораздо многообразнее просто рисунка - это и инсталляции, и перформансы, и видеоарт, и фотография. Самые разные формы творчества могут добавить к профессиональному образованию важные штрихи.

Архитектурное образование связано с таким обширным кругом знаний и умений, что оно позволяет довольно легко сориентироваться в разных областях, поэтому из архитекторов легко уходят в разные творческие профессии. В поэзию, как Андрей Вознесенский, в театр, как Сергей Бархин. Участники групп «Пинк Флойд» и «Пет Шоп Бойз» - тоже архитекторы. Янис Ксенакис, замечательный композитор в свое время был сотрудником мастерской Ле Корбюзье.


Ваш вопрос неспроста имеет определенный коммерческий оттенок. Архитектура, к моему глубокому сожалению, все больше определяется как бизнес, а не как социальное творчество. Для бизнеса сейчас не самые простые времена. В ситуации экономического кризиса строительство довольно сильно свернулось. Универсальный архитектор редко выбирает, в какой области ему работать: заниматься ли ему жильем или театрами. Как правило, не он выбирает, а его выбирают и дальше от этого зависит его профессиональный и экономический успех. Во всем мире моментом выбора может стать победа на конкурсе. У нас же конкурсов нет и в помине.

А востребовано сейчас то же, что и всегда: будущее исторических центров, массовое жилье, проблема разрастания городов. Сегодня модная тема - это экология, энергоэффективность и «устойчивое развитие», хотя мне кажется, что эти вопросы всегда существовали и традиционно решались на уровне здравого смысла и профессиональной ответственности.


В России не хватает архитекторов, а за границей из наших более или менее успешно ассимилировались буквально единицы. Поехать можно, но другое дело - насколько легко будет реализоваться: везде существуют свои профессиональные сообщества, и в них внедриться очень непросто. Больших русских имен там вы не найдете. Это одна из наших проблем: российская архитектура слабо интегрирована в мировой процесс, наши архитекторы не включены в глобальный архитектурный оборот. В то время, когда в Россию приглашают десятки западных архитекторов, русских архитекторов почему-то никто не зовет ни в Лондон, ни в Париж. В какой-то мере это связано с недостатками в подготовке, но по большей части, как я уже говорил, с дезинтегрированностью России в мировое архитектурное сообщество.

Если говорить о том, где сейчас самые большие архитектурные рынки, то, конечно, это Китай. Вся мировая архитектура сейчас работает на Китай, там строится сумасшедшее количество зданий. Это вообще, наверное, самый успешный архитектурный рынок в истории. И китайские архитекторы, кстати, благодаря этому интегрировались в глобальное мировое архитектурное пространство. Во всем мире больше всего архитектурных студентов из Китая. А в 2012 году самую главную международную архитектурную награду - премию Притцкера - получил китайский архитектор Ванг Шу. Русские архитекторы даже близко не подошли к тому, чтобы претендовать на такую награду.


Не надо обольщаться - если человек хорошо рисует, то это еще не достаточное основание для того, чтобы стать архитектором. Надо проверить в себе наличие тех качеств, о которых я говорил вначале: надо начать внимательно присматриваться к миру, начать фиксировать свои ощущения и умозаключения, записывать, зарисовывать, начать читать книжки об архитектуре, изучать памятники архитектуры и все окружающие пространства. И тогда со временем, может быть, удастся стать архитектором.

Иван Овчинников: «Профессия интересная, надо идти и пробовать»


1. Когда вы решили стать архитектором и как им стали?

Когда я выбирал институт, то вначале пошел посоветоваться к маме, а она у меня радиовзрыватель, заканчивала Бауманку. Я говорю: «Мам, куда мне идти учиться?» Она говорит: «Иди в Бауманский». Я подумал и понял, что мне туда совсем не хочется. Пошел к папе, а он архитектор и посоветовал идти в архитектурный. Я решил, что там поинтересней. О том, когда я стал архитектором, даже неудобно говорить. Ну, наверное, когда построил свой первый дом два года назад.

2. Какими качествами должен обладать человек, который хочет состояться в профессии архитектора и стать востребованным? Как ему понять, что он правильно выбрал профессию? Есть ли какие-то возрастные ограничения, после которых начинать уже поздно?
Необходим довольно большой набор качеств. В первую очередь, чувство вкуса и фантазия. Также, безусловно, важны чувство конструкции, чувство материала. Огромное значение имеет понимание всех жизненных процессов, которые происходят вокруг нас. Архитектор должен быть и социологом, и психологом, поскольку в каждом архитектурном проекте происходит своя жизнь, и очень важно ее понимание и осознание.

Понять, что правильно выбрал профессию, мне кажется, очень сложно и не только в архитектуре. Вот я до сих пор сомневаюсь (смеется - прим. ред. ). Надо попробовать, только так - опытным путем. Что касается возраста... Кто-то выбирает этот путь смолоду и идет по нему, кто-то сворачивает после окончания института, а кто-то становится архитектором уже к зрелым годам и находит себя в этом деле.

3. Какие учебные заведения в России и за границей готовят сильных архитекторов? Есть ли у российского архитектурного образования свои особенности, плюсы и минусы? В чем они проявляются?
Естественно, очень сильная школа в Голландии. По инженерии, конструктиву и по осознанности сильная школа в Германии. Лично мне понравился подход у финнов и у шведов: у них он, что ли, более приземленный и имеет более тесную связь с реальностью.

В России основной архитектурный вуз – МархИ, хотя в последнее время принято считать, что он не дает того образования, которое нужно современному архитектору, и я отчасти эту позицию разделяю. И плюс, и минус нашего отечественного архитектурного образования - в мощной фундаментальной подготовке, но в целом оно оторвано от реалий. Человек выходит из МАрхИ, зная историю архитектуры, умея рисовать, умея разрабатывать концепции, но полностью проект он построить не готов - не хватает знаний, они все какие-то очень поверхностные.


Нужно понимание рынка, понимание материалов, понимание требований заказчика, понимание конструкций. Эти знания обычно получают, когда уже идут работать в какие-то архитектурные мастерские. Там и начинается реальное обучение.

Что касается дополнительного обучения, то мы с 2005 года организуем фестиваль «Города», в рамках которого стараемся заполнить часть пробелов в архитектурном образовании. Во всех европейских вузах очень распространена практика работы с материалами, и сам процесс проектирования и обучения более жизненный и больше привязан к реалиям. Нормальной практикой в западном образовании считается строительство учебных проектов в натуральную величину - то есть студент может участвовать в строительстве дома еще на первых курсах. На мой взгляд, это очень важно для архитектора. Если ты своими руками построил дом, совершенно по-другому начинаешь воспринимать то, что ты проектируешь. Мы то же пытаемся сделать и в России - даем возможность архитекторам реализовать свои проекты «от» и «до».

Этой зимой мы проводим фестиваль в парке искусств «Музеон», где будет построен 21 «микродом» - функциональные эксплуатируемые объекты площадью от 5 до 15 квадратных метров. По сути, это задание на дом-комнату. Каждый участник должен понять на этом проекте, как устроен пирог стен, как работает тот или иной материал, что такое энергоэффективность и как банально сделать так, чтобы в доме было тепло. Какие-то примитивные вещи, которым как раз в МАрхИ не учат. Микродома будут строиться зимой в непростых условиях, а потом полгода они будут функционировать как общественные и жилые здания. Все это время мы будем их тестировать - оценивать по тем критериям, которые на западе уже давно стали нормой, а в России практически не используются. В российской практике такое делается впервые.

5. Какие области архитектуры можно назвать наиболее перспективными, востребованными и высокооплачиваемыми?
Не берусь судить про высокооплачиваемость, но по ощущениям это небольшие проекты, которые ближе к конкретным заказчикам, материалам и строителям. В большой архитектуре намного сложнее сделать имя и строить крупные общественные или жилые здания. Это удается единицам. А интерьеры, квартиры, коттеджи проектируют все кому не лень. У меня ощущение, что денег там больше, но насколько это способно приносить творческое удовлетворение - каждый уже решает сам.

6. Что легче: найти интересную и хорошо оплачиваемую работу архитектора в России или уехать работать за границу? Если второе, то куда именно?
Я никогда не искал работу за границей. Но, насколько я знаю, за границей с нашим образованием принимают на работу неохотно.

7. Что бы вы посоветовали человеку, молодому или не очень, который вдруг захотел стать архитектором?
Помню, еще до поступления в институт я был с родителями на какой-то архитектурной тусовке. И там присутствовал уже состоявшийся архитектор, но сильно подвыпивший. И когда он узнал, что у меня есть планы на эту профессию, то сказал: «Вань, если хочешь стать таким же, как я, иди в архитектурный».

Ну, а если серьезно, то профессия интересная, надо идти и пробовать. Все архитекторы любят свою работу, и есть за что любить. Когда ты что-то построил и тебе удалось реализовать свои творческие планы, ты получаешь удовлетворение. И это самое главное. Никогда не нужно идти на компромиссы и на уступки, надо выдерживать давление со всех сторон, отстаивать свою позицию, держать качество архитектуры и отвечать за свои действия.

Я не берусь давать каких-то универсальных рецептов, но надо понимать, что архитектура - это не просто рисование эскизов и гуляние по стройке с важным видом. Это тяжелая работа и часто ненормированный график без сна и отдыха. Любой архитектурный проект - это сложнейший механизм. Человеку, который не готов к долгой скрупулезной работе, будет тяжело.

Данир Сафиуллин: «Надо любить жизнь, людей, их жилище»


1. Когда вы решили стать архитектором и как им стали?

В далеком детстве в городе Буинск под Казанью я закончил художественную школу. Я с детства очень любил рисовать. Когда встал вопрос о выборе профессии, я понял, что поблизости нет ни одного художественного вуза, лишь архитектурный в Казани. Он опосредованно, но все же был связан с рисованием. Туда я и решил поступить. А вообще я тогда об архитектуре знал очень мало. Уже в процессе я понял, что это за профессия и чем занимаются архитекторы. Надо сказать, меня это очень сильно заинтересовало.

2. Какими качествами должен обладать человек, который хочет состояться в профессии архитектора и стать востребованным? Как ему понять, что он правильно выбрал профессию? Есть ли какие-то возрастные ограничения, после которых начинать уже поздно?
Надо любить жизнь, людей, их жилище. Без этого сложно проектировать дома и интерьеры. Чтобы создать комфортное жилье, надо иметь любовь к самому процессу и тогда все получится.

Я понял, что правильно выбрал профессию в институте. Осознал, что без архитектуры мне уже не интересно. Мне кажется, что в любом возрасте можно начинать проектировать и есть много примеров, когда люди уже в преклонном возрасте начинали заниматься архитектурой и продолжали этим заниматься до самого конца.

Насколько мне известно, швейцарский архитектор Петер Цумтор вначале был мебельщиком, плотником и только потом стал проектировать и строить дома. К этой профессии можно прийти по-разному и в разном возрасте.

3. Какие учебные заведения в России и за границей готовят сильных архитекторов? Есть ли у российского архитектурного образования свои особенности, плюсы и минусы? В чем они проявляются?
В основном все сильные российские архитекторы - это выходцы из МАрхИ. Есть приличные школы архитектурного образования в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани. При этом очень талантливые архитекторы и интересные проектировщики добиваются успеха в своей карьере и становятся звездами архитектуры независимо от школы, благодаря своим личным качествам.

Минус российского образования в его негибком и устаревшем подходе. Мы до сих пор руководствуемся СНиПами - нормами и правилами строительства, которые пришли к нам еще из советских времен. Они очень сильно ограничивают архитекторов в действиях. К примеру, возьмем классическое дерево: мы по ограничению СНиПа не можем его применять в малоэтажных общественных зданиях, потому что это запрещено.

И к слову, об иностранных подходах к обучению. Помню, по обмену к нам приезжали из Швейцарии группы архитекторов и у нас был совместный урок быстрого проектирования на определенную тему. У них была всего лишь одна картинка какого-нибудь интерьера, и они могли рассказать по ней всю концепцию: как это будет выглядеть, каков замысел. У нас же были планы, разрезы, фасады, все по шаблону, как правильно учили. У них больше свободы мысли. Что касается зарубежного образования в целом, то тут у меня нет однозначного ответа. Чтобы выбрать для себя какую-то определенную школу, нужно пробовать, если есть возможность. Нужно смотреть, что ближе.

4. Помимо обязательно учебной программы нужны ли какие-то дополнительные знания и навыки? Где и как их можно получить?
Они нужны всегда и постоянно. Мир не стоит на месте, все время появляются новые материалы, новые технологии. Все это увеличивает пространство для творчества в архитектуре и строительстве. Получать и искать эти знания нужно самому. Если раньше было сложно найти эту информацию, то сейчас в современном мире это не проблема.

В Москве открываются различные архитектурные школы: институт «Стрелка», МАРШ, Британская школа дизайна. У всех разные методы обучения и свои особенности. Студент может параллельно учиться иным подходам.

5. Какие области архитектуры можно назвать наиболее перспективными, востребованными и высокооплачиваемыми?
Наверное, нужно искать заработок там, где есть частный капитал. Государство очень скромно оплачивает градостроительные проекты, плюс законодательные базы очень сильно ограничивают нормами. Поэтому выгодно работать с частными инвесторами и, скорее всего, в области общественных сооружений: культурных и досуговых объектов. Еще есть сфера частного интерьера, когда заказчик и инвестор вкладываются во внутреннее пространство - свой дом, офис.

6. Что легче: найти интересную и хорошо оплачиваемую работу архитектора в России или уехать работать за границу? Если второе, то куда именно?
Сложно везде. Но преимущество работы в России - это большая территория и большие потребности: много городов, поселков, а значит больше работы. Если говорить о Европе, то там очень большая плотность и уже практически негде строить, поэтому сильная конкуренция. Уезжать не так уж и легко. Если человек едет не ради большого заработка, а хочет получить некий новый опыт в архитектуре и творчестве, то он может поехать в Европу, в Японию. А если он хочет заработать денег, то надо ехать в те страны, где ведется масштабное строительство: Арабские Эмираты, Китай, Казахстан. Все зависит от конкретных потребностей.

7. Что бы вы посоветовали человеку, молодому или не очень, который вдруг захотел стать архитектором?
Нужно интересоваться наукой, культурой, образованием и иметь познания во всех этих областях. Нужно постоянно развиваться и познавать. И самое главное - нужно уметь видеть будущее и конечный результата своей работы: каким будет объект через десять лет.

Сергей Чобан: «Главная цель - найти свою философию»


1. Когда вы решили стать архитектором и как им стали?

Я учился на графическом отделении в художественной школе имени Бориса Иогансона при Академии художеств СССР, тогда еще в Ленинграде. Это была одна из двух школ в городе, которая готовила будущих художников в рамках лицея. Всегда интересовался архитектурой через рисунок: делал много рисунков, пейзажей со зданиями, мне была очень интересна и петербургская архитектура, и архитектура, например, Древнего Новгорода. И тем не менее, я целенаправленно хотел стать художником-графиком.

А потом случилась довольно странная вещь, которая и определила мою дальнейшую судьбу. Я проиллюстрировал книгу автора, который был в Советском Союзе запрещен. Это не было каким-то сознательным выступлением - чистая случайность: нашел книгу на даче, она меня поразила, и я ее проиллюстрировал. Мои работы очень понравились и попали на полугодовую выставку. Пришли люди из Академии художеств, увидели, на какую тему иллюстрации, и мне любезно сказали, что на «идеологический» факультет лучше документы не подавать и что единственная возможность для меня - это архитектурный. Мне сказали: «Ты хорошо занимаешься математикой, физикой, у тебя хороший рисунок, ты хорошо рисуешь здания, так делай это». И вот так, не желая того, я поступил на архитектурный факультет.

Сегодня с расстояния тех изменений, которые произошли в Советском Союзе, а потом в России, я могу сказать: как хорошо, что я не стал художником. То, что сейчас происходит в искусстве, я никогда не понял бы и не смог бы в этом направлении двигаться. Поэтому в то время для меня это было несчастьем, которое привело к счастливой развязке. Я поступил в Академию художеств на архитектурный факультет, оказался в этом замечательном входном вестибюле академии, и меня захватила эта атмосфера.

2. Какими качествами должен обладать человек, который хочет состояться в профессии архитектора и стать востребованным? Как ему понять, что он правильно выбрал профессию? Есть ли какие-то возрастные ограничения, после которых начинать уже поздно?
Нужна довольно быстрая реакция. Зачастую ты должен принимать решения в сжатых во времени обстоятельствах. В рамках одного разговора ты не всегда можешь сказать: я должен подумать, я должен с кем-то посовещаться. Если ты хочешь быть лидером, архитектором, который какие-то вещи привносит в жизнь, ты должен быстро уметь принимать решения, за которые тебе потом не будет стыдно. Должна быть реактивность в дискуссии с коллегами, с сотрудниками, с заказчиком, с властями. Вторая важная часть - это лидерские качества и умение брать на себя ответственность за эти принятые решения, умение реализовывать их потом в работе с коллегами и сотрудниками. Но это скорее инструменты.

А главное – это некое свое видение архитектуры, города. Это цель, к которой ты движешься всю жизнь и, наверное, никогда ее в идеале не достигаешь. Это некий путь к себе. Осознать: а какой город нравится тебе, а в каком городе ты сам хочешь жить, в каком здании и как архитектурными средствами твои замыслы воплотить. Главная цель - найти свою философию в этом огромном мире архитектуры и архитекторов.

Понять, насколько человек обладает быстрой реакции, задатками лидера и другими механизмами воплощения своих идей, можно, думаю, на последних курсах обучения. А вот уйти от подражания и невольного повторения того, что уже делают другие, найти свой мир для этой реализации и найти свое собственное «я» - это процесс длительный. По этому пути нужно двигаться долго, и очень поздний возраст может привести к каким-то результатам. В тридцать, в сорок и в пятьдесят можно понять - что именно ты хотел сказать в этой профессии.

3. Какие учебные заведения в России и за границей готовят сильных архитекторов? Есть ли у российского архитектурного образования свои особенности, плюсы и минусы? В чем они проявляются?
Мой опыт подсказывает, что в Европе это Швейцария. В Цюрихе техническая высшая школа, безусловно, одно из лучших учреждений. Если говорить о Германии, то это Брауншвейг или Ахен - два университета, которые готовят хороших специалистов.

Что касается России, то, на мой взгляд, образование МАрхИ по-прежнему лидирующее, и у нас в офисе много выпускников этого вуза, которые это подтверждают. В Санкт-Петербурге лидерство поделено на две равные половинки между архитектурным факультетом института Репина и инженерно-строительным университетом.

Мне кажется, что основу все равно задает сочетание учебы, практики и тот профессор, с которым ты непосредственно общаешься. Редко студент может добиться успеха, самостоятельно работая над собой. Все-таки нужен спарринг-партнер, наставник, с которым ты проговариваешь все свои идеи. Он должен раскрыть необходимые качества, не пытаться эти качества заглушить или наоборот вытащить на свет божий слишком рано. Мне очень повезло с моими профессорами. Но образование сегодня складывается не только из университета, а и из работы в фирмах, в частных компаниях архитекторов. Из той практики, которую молодой архитектор получает еще на стадии обучения, работая в частных компаниях.

Что касается сильных и слабых сторон, то я не вижу никаких преимуществ или недостатков российского и зарубежного образования друг перед другом. В какой-то момент мне казалось, что техническая сторона лучше на Западе, а в России мне нравилась рисовальная подготовка. Сегодня все смешалось, потому что многие вещи делаются студентами в компьютере, начиная от идеи и заканчивая проектированием. Более технические познания современных конструкций происходят на уровне глобального обмена информацией через интернет, через различные публикации. Все технологии примерно известны. Сказать, что рисование рукой является гигантским преимуществом, я тоже не могу. Скорее это некая гимнастика, которую можно заменить другой. Рисовать очень хорошо, например, как рисую я, - задача очень индивидуальная, и ни один институт привить это не в состоянии.

4. Помимо обязательно учебной программы нужны ли какие-то дополнительные знания и навыки? Где и как их можно получить?
Это даже не назовешь знаниями или умениями. Должно быть два основных обстоятельства, которые, на мой взгляд, необходимы архитектору: это хорошее здоровье и знание языков. Я считаю не лишним знание математики, как глобальной гимнастики для мозга. Такая тренировка позволяет грамотно и четко излагать мысли.

5. Какие области архитектуры можно назвать наиболее перспективными, востребованными и высокооплачиваемыми?
Сегодня востребованы все области. В России идет активное строительство всего чего угодно: университеты, музеи, театры, я уж не говорю об офисных, жилых и торговых зданиях. Другое дело, что все всех областях нужно повышать качество того, что делается, оно не достигло того уровня, который можно было бы считать среднеевропейским.

6. Что легче: найти интересную и хорошо оплачиваемую работу архитектора в России или уехать работать за границу? Если второе, то куда именно?
Если говорить о выпускнике, который ищет работу как сотрудник, то при наличии знания иностранных языков, определенных способностей и знания всех механизмов, включая компьютерную программу, шансы равны. У меня есть большой офис в Германии, в котором, кстати, работают, в том числе и выпускники МАрхИ. Найти работу нашему выпускнику в берлинском офисе вполне возможно при наличии разрешения на пребывания и других формальностей, которые существуют.

Если вы самостоятельный архитектор, то, конечно же, рынок на Западе более жесткий и найти заказ там гораздо сложнее. Сделать имя сложно всегда. Это больше, чем просто получить заказ. Это получить десятки заказов и подтвердить решением этих задач, что ты являешься специалистом необходимого уровня. Это всегда тяжело, и иностранцу во много раз тяжелей, чем человеку, который говорит на родном языке этой страны.

И если есть желание попробовать свои силы за пределами России, то лучше обратить внимание на страны, где более стабильная экономика, причем стабильная не только в пункте «сейчас». В какой-то момент Испания была очень интересна, но теперь мы видим, что там происходит. Если говорить о стабильных странах, то это Германия, Голландия, Англия и Америка.

7. Что бы вы посоветовали человеку, молодому или не очень, который вдруг захотел стать архитектором?
Если кто-то просто задумывается, не приложив к этому никаких усилий: не обучаясь в художественной школе, не находясь в детской архитектурной школе, не поработав ни с объемом, ни с плоскостью, не попытавшись перевести свою мысль в некое изобразительное начало; если это желание абсолютно абстрактное, из серии «нравится профессия архитектора, а еще вчера нравилась профессия врача» - в этом случае, наверное, лучше все еще раз взвесить и не рисковать. Потом может быть большое разочарование. Когда я заканчивал институт, у нас каждый курс был более 50 человек, но сегодня занимаются архитектурой очень немногие.

Если желание пойти в эту профессию связано с тем, что человек с детства много конструировал и макетировал, постоянно выстраивал объемы, много рисовал здания, если замечал здания на улице и отдавал себе отчет в том, почему одно здание нравится, а другое нет; если мозг вращается вокруг строения как такового, то есть вероятность, что это - твое.

* Из архива Г. П. Гольца. 1936-1946 гг.

[...] Отсутствие движения в творческой жизни, так же как и в физической, ведет к разложению и упадку.

Ребенок задает вопрос - «почему?», а взрослый на каком-то этапе часто перестает задавать этот вопрос. Чем меньше знаешь, тем легче работать. Вначале все просто. В искусстве, как и в жизни, чем дальше погружаешься в него, тем шире оно становится. Мало иметь дарование. Чтобы добиться результата, надо постоянно совершенствоваться.

Я хочу попытаться разобраться в том, как совершенствоваться, как расти архитектору, что знать, что изучать.

Витрувий писал, что архитектор должен знать все, знания его должны быть многогранны.

Первое, что необходимо, - это любовь к своему делу.

Ничто все знания без убежденности, без большевистской принципиальности. Художник, обладающий памятью и знанием, но не имеющий убеждений, создает плохие вещи - он творчески бесплоден.

Архитектор должен быть политически, диалектически образованным - знать социальную сущность, философию своей эпохи. Он должен знать не только область своей практической работы и теорию своего дела, но чувствовать и знать всю многообразную жизнь своей страны.

Архитектор должен знать природу и ее законы. Гёте сказал, что если художник изображает природу, то архитектор должен творить в природе. Она неисчерпаемо богата содержанием и прекрасна. Изучая ее, отделяя случайное от вечного и постоянного, художник в своих творениях должен стремиться создавать нечто близкое природе, созвучное ей, должен перенимать те способы, которые она применяет при создании своих произведений.

Архитектор должен изучать явления и предметы в окружающей среде. Ведь законы тяготения, сжатия и растяжения - это те законы, которыми оперирует архитектор и при создании конструкций - стены, опор, балок, каркаса, арки, свода, - и при использовании дерева, камня, металла, бетона, стекла и разнообразных новых материалов. Надо изучать механические и физические свойства материалов, технически использовать их возможности. И вместе с тем, изучая биологию и ботанику, надо понять строение и развитие живого организма в природе, масштаб и соразмерность членений при создании и природе малого и большого организма.

Чувство гармонии и система пропорций связывают искусство архитектуры с поэзией и музыкой. Ритмическая последовательность свойственна и этим видам искусства.

[...] Знание природы и ее законов мы находим при изучении искусства прошлых веков. Анализ достижений прошлых культур поможет художнику найти те творческие методы, которыми пользовались мастера прошлого и те законы природы, которым они следовали. Методы прошлого, основанные на строении природы, есть величина постоянная.

Марксистская диалектика учит нас, что каждое общественное явление надо изучать в его развитии. Изучая классику, необходимо ясно представлять, каковы были социальный уклад жизни той эпохи, господствующая философия, природное окружение и т. п. Надо изучать пути, по которым развивалось искусство в целом и творчество отдельных мастеров. Иначе нельзя уяснить сущность задач, стоящих перед каждым мастером, нельзя оценить качество и средства выполнения этих задач.

[...] Что такое классика? Это памятники, имеющие 4-е измерение, Это прекрасное, созданное людьми, вызывающее в нас ощущение живой природы. Классика - это не только творения высокого стиля, как, например, Греции, Возрождения, но и народной архитектуры - наиболее тектоничной, ведь дарбазы, срубы - это тоже классика.

Формальное копирование без мысли не есть освоение классики, и слепо копировать прошлое - это значит признать свою несостоятельность. Ведь важно не обременять память - память еще не мысль, а обогащать ум. Чтобы работать, надо иметь мысли и мыслить логично, последовательно и принципиально.

Когда мы работаем над изучением классики прошлого, над изучением современного, мысли не приходят сами. Надо постоянно анализировать, исследовать. Теоретические системы - это защита от неучей.

Мысли должны скрещиваться, как скрещиваются семьи, которые только тогда и долговечны и крепки, потому что мысли, которые не скрещиваются, семьи, которые не скрещиваются, быстро вырождаются. Искусство требует борьбы, требует противоречий, и тогда рождаются и новые формы.

К каким же выводам приходишь при диалектическом изучении природы и классики? Закономерности повторяются. Форма меняется в зависимости от социальных требований и философии времени.

[...] Каким должно быть здание? Первое и основное - это идея образа. Подчас проблему архитектурного образа заслоняет или подменяет увлечение формой. Мы видим нагромождение форм и объемов, отнюдь не выявляющих образа сооружения. Необходимо умение правильного обращения с объемом. Нужно понять, что объем есть непосредственная функция плана, а архитектура фасада - функция объема. Только при этих условиях можно будет добиться понимания того, что архитектура является не случайным решением объема, а целостным организмом.

[...] Вопрос решения образа - один из самых трудных, но основных и главных. При этом требуется большая простота. «Простота есть одна из основных особенностей прекрасного» (Дидро). «Она - главное свойство величественного» (Гёте).

[...] В совершенном произведении искусства есть единство конструктивной, архитектурной и композиционной идеи. Каждая архитектурная форма, каждая деталь должна отвечать утилитарному и идейному назначению целого, должна вытекать из общей идеи архитектурного задания, из характера окружающей среды. И конструктивная тема и архитектурная тема должны быть выражены простыми средствами. Только правдивая и закономерная конструкция производит впечатление. В образе сооружения форма должна быть связана с содержанием.

[...] Проектируя и строя, надо стремиться постичь единство целого, рождающееся из подчиненности частей. Это не исключает приемов контраста, сочетания противоположностей и многих других средств архитектурной выразительности.

[...] Необходимое качество большого искусства - напряженность организма, чтобы во всех элементах здания ощущалось напряженное взаимодействие масс, чтобы все конструкции, все детали работали.

[...] Архитектурный образ прекрасен, когда он осуществляет принцип развития и роста организма в движении. Природа не терпит остановки. Надо выразить мысль на отрезок времени в пространстве от - ∞ до + ∞.

[...] Большое значение имеет умение пользоваться тем или иным материалом. Любой материал приобретает большой художественный смысл, когда к нему прикасается подлинный мастер-художник. Блестящий тому пример - обыкновенный кирпич Коломенской церкви или кирпичные стены Московского Кремля. Мрамор не может прикрыть убожества архитектурной мысли.

Прекрасное создавать труднее, чем роскошное. Красота всегда дешевле роскоши.

Низкое качество строительства - враг архитектуры. Качество обработки швов, углов, кладки, тяг, поверхностей литых деталей играет огромную роль. Говорят, что никто не увидит кривой карниз, кроме архитектора, но это неверно, его почувствует каждый. Всякий материал, которым мы пользуемся - и кирпич, и бетон, и стекло, и сталь,- может быть использован и обработан по-новому, но когда сталью пользуются в целях только декоративных, как это сделано на станции метро «Площадь Маяковского», то такое использование материала является просто абсурдным с точки зрения и современной и классической конструктивной логики. Качество стройки и чувство материала, его применение и логика являются неотъемлемыми спутниками выразительности.

[...] Нужна неустанная тренировка руки и глаза. Глаз предугадывает то, что затем доказывает разум. Надо вырабатывать видение прекрасного. Надо развивать вкус, чувство прекрасного, а это достигается в результате долгих наблюдений природы и произведений искусства. Вкус вырабатывает стиль. В природе нет безвкусных вещей.

Надо уметь графически выразить свою мысль - задуманный образ сооружения в окружающей среде. Дидро писал: «Не доверяйте архитектору, не умеющему рисовать».

[...] Мастер, работая, создает свой собственный мир. Вспомните такую вещь, как кентавр: два сердца, два живота, но вы этому верите. Вспомните Рембрандта, у которого есть картина, где тень от людей падает в одну сторону, а от деревьев - в другую, но это так сделано, он так передает свое ощущение природы, что это говорит о великом мастере, который создал свою новую природу, свойственную ему. То, что говорит Гёте о Клоде Лоррене, исключительно верно: «Высочайшая степень правды, но нет настоящей действительности».

Когда вы подходите к Василию Блаженному, у вас создается ощущение прекрасного цветка, который будет расти и подниматься. Вы ему верите. А когда проходишь по некоторым нашим улицам, ничего не видишь и ничему не веришь.

[...] В произведениях старых мастеров много прекрасного, но мы должны найти свое прекрасное. Я считаю, что каждое произведение должно быть понятно всем, но это очень трудно сделать, это доступно только большим мастерам. Все замечательные сооружения выражали глубокую мысль, понятную массам. И наша задача - найти ясный образ и четкую идею.

[...] Мне кажется, что образ нашей новой архитектуры должен развернуться в широкую картину монументального эпоса, в котором на первом плане должны быть общее единство, органичность, гармония и красота. Это не исключает, конечно, мотивов борьбы и динамики.

[...] Современная архитектура должна быть прекрасной и простой, но не аскетической, не бескровной, не безразличной, не схематично-схоластической, не скучной. Почему же современное надо понимать, как скелет, как обнаженную схему, как супрематизм? Почему можно и нужно пользоваться непереваренными воспоминаниями из иностранных журналов и тогда это наше, советское?

[...] Я боюсь современного аскетизма. Он чужд нашей кипучей, живой, многообразной жизни. У него бедный словарь, не хватает архитектурного языка.

[...] В среде архитекторов есть разные методы работы. Одни изобретают новые формы или ищут их па Западе. Проповедуется боязнь классики, боязнь ассоциаций. Идут на упрощение форм до аскетизма, смотрят на классику, как на искушение святого Антония. Другие собирают классические детали вне органической связи и смысла и, по выражению одного ребенка, «обвешивают этой красотой» дома. Этим архитектура кажется очень простой. Что же получается? Шум. Еще опасный момент - это повторение без конца раз удавшихся и канонизированных форм. Вот как бы пристал мотивчик. Собранные «приставшие мотивчики» применяют пачками и в больших и в малых сооружениях, в общественных зданиях и в жилых домах. Количество переходит в качество, но в какое?

Память и знание без мысли, без логики, без воображения, без идеи - не искусство.

[...] Здание перегружают и украшают до полного обнищания. Чувство материала пропадает. Краска, цвет, нагромождение форм маскируют незнание и неумение выразить мысль, выразить образ. Нет дисциплины в выполнений, эффект подменяет силу и мастерство. Стирается лицо мастера и школы, внедряется безличие ходульное, неискреннее, безразличное, застывшее.

[...] Еще одна вещь многих пугает - национальная, историческая ассоциация. Лишь бы не похоже на наше прошлое, лучше на Америку или новую Италию, типа Литторио *. Между тем у нас есть хорошее, настоящее, новое - наше. Надо находить это хорошее, собирать и развивать его.

* Палаццо дель Литторио в Риме (1934).

[...] Архитектура - это наиболее выразительный и наиболее сильный памятник эпохи. Если наше поколение не сумело еще создать прекрасных вечных памятников, достойных нашего времени, то я уверен, что молодое поколение это сделает.

Для начала необходимо рассмотреть основные обязанности такой профессии, как архитектор. В задачи данного специалиста входит:

  1. Разработка проектной документации (чертежей, таблиц, смет, архитектурных макетов и других документов);
  2. Проектирование строительных объектов;
  3. Осуществление авторского надзора за процессом строительства объекта;
  4. Принятие комплексных решений по возводимым строениям;
  5. Общение с авторами проектов и заказчиками.

Что нужно знать, чтобы стать архитектором

Архитекторы, как правило, требуются не только строительным компаниям и проектным организациям, но и государственным органам, куда входят различные комиссии и комитеты ко градостроительству. Но в любом случае от специалиста потребуется:

  • высшее профильное образование;
  • опыт работы (не рассматривается множество стажерских программ);
  • пользовательские навыки работы с программами проектирования (AutoCAD и др.);
  • умение читать и оформлять проектную документацию.

Исходя из перечисленных требований, приведем пошаговую инструкцию для того, чтобы стать профессиональным и востребованным архитектором.

Что нужно, чтобы стать архитектором

Как уже было отмечено выше, необходимо высшее профильное образование. Выбор ВУЗа - один из наиболее важных шагов на пути будущего специалиста. Специфика обучения заключается в том, что полученные знания напрямую зависят от соответствующих преподавателей. Как показывает практика, наиболее востребованными являются выпускники таких учреждений, как МАРХИ и МГСУ.

Как поступить в престижное учебное заведение? Первый этап поступления - творческий конкурс. Подготовку к нему лучше всего не форсировать. Каждый ВУЗ имеет свои специфические требования к черчению и рисунку.
Оптимальной стратегией подготовки являются подготовительные курсы или частные занятие с преподавателем из данного учебного заведения. Время обучения составляет около года, поэтому за год до сдачи ЕГЭ нужно позаботиться о нахождении грамотного учителя, который не только поставит правильную технику, но и расскажет об особенностях обучения в данном ВУЗе.

Если после вступительных испытаний проходного балла недостаточно (в МГСУ и МАРХИ конкурс достаточно велик), то не стоит тратить еще несколько лет на повторное поступление. Лучше всего поступить в менее требовательное учреждение, но уже с первого года начинать получать профессиональное образование.

После прохождения дополнительного этапа обучения уже в конкретной компании обычно человеку предоставляется возможность устроиться на соответствующую работу (например, помощником архитектора).

Начинать работать на первых курсах - неправильное решение, так как тогда все часы обучения пройдут бесследно. В среднем, через 2-3 года после выпуска бывший студент уже получает приемлемую работу с определенным кругом реальных задач.

Что касается навыков работы с соответствующими инженерными программами, то они получаются непосредственно на должности. Стоит заметить, что каждая организация может работать с определенным программным обеспечением, поэтому в список универсальных программ, которые обязан знать архитектор, входит только AutoCAD .

Как стать архитектором дизайнером

Архитектор дизайнер разрабатывает внутреннюю эстетическую среду строительного объекта. Именно поэтому для данной профессии необходимо высшее образование, получаемое на факультете практического дизайна (название специальностей и факультетов могут быть слегка изменены, в зависимости от ВУЗа). Приведем список предметов, которые нужно будет прослушать и изучить:

  • основы теории дизайна;
  • архитектура;
  • проектирование мебели;
  • теория искусства и культуры;
  • светодизайн и др.

Существуют специальные годовые курсы, на которых человек изучает именно этот круг дисциплин. После получения сертификата или диплома, необходимо пройти стажировку для дальнейшего устройства в специализированную компанию.

Как стать главным архитектором

Специалисты высокого уровня обязаны иметь длительный опыт работ (10 лет и больше). Дополнительно приветствуется знание разговорного английского, так как многие проектные и строительные организации работают с западными фирмами и делают проекты для иностранных заказчиков.

Как стать членом союза архитекторов

Прием в члены данного союза происходит достаточно просто. Во-первых, специалист должен обладать весомым опытом работы в данной сфере. Во-вторых, обязан заплатить вступительный взнос. Также каждый год с работающего архитектора берется плата за членство в союзе.

Таким образом, профессия архитектор только на 5% заключается в творчестве, все остальное - это долгая и кропотливая работа.

Профессия архитектора одна из самых древних в мире, она требует определенных навыков и знаний, при этом является престижной и хорошо оплачиваемой. Но что нужно для того, чтобы стать архитектором ? Как стать архитектором в современном мире? Какими знаниями, и какими навыками нужно обладать, и где можно их получить?
Основное отличие в том, что касается поступления в ВУЗ, это то, что необходимо обладать особенными навыками в том, что касается черчения, рисования и определенными знаниями, которых в обычной школе не реально получить.

Значит ли это, что надо ходить в специальную школу для того, чтобы стать архитектором?
Нет, не обязательно, достаточно посещать специальные кружки, где можно всему этому научиться. Многие пугаются, когда слышат о кружках и думают что надо достаточно долго их посещать, но на самом деле это совсем не так, и курсы можно посетить не так уж долго, главное при этом освоить все необходимые навыки и развивать свой творческий потенциал.

Многие начинают тщательное обучение за 1 год до поступления в ВУЗ, где они могут освоить профессию архитектора. И важно не только знать хорошо математику и проектирование, а рисовать хорошо на интуитивном уровне, не зря говорят, что архитекторами становятся от бога. Вполне реально что, так оно и есть, потому, что надо обладать железной волей и мечтать об этом сильно, чтобы стать архитектором.

Архитекторами могут стать в основном мужчины, потому что это инженерная профессия. Девушки не так легко поступают в ВУЗ на эту профессию, поэтому им лучше, сначала обучится в колледже и потом только поступить в ВУЗ, так у них больше шансов именно поступить.

По окончанию ВУЗа выпускник получает звание архитектор, но только звание, а лицензию он получит после несколько лет работы по специальности. В случае данной профессии соблюдается очень тщательно ступенчатость формирования как специалиста. Таким образом, каждый архитектор должен пройти все этапы от техника архитектора до главного архитектора, и дается это тяжким трудом.

Архитектор должен обладать такими качествами , как: творческие способности, умение планировать свою работу, пространственное мышление, наблюдательность, коммуникабельность, внимательность, хорошая память и т.д.

Что касается необходимых профессиональных знаний , необходимо знать:

  • Умение работать с системами автоматизированного проектирования.
  • Владеть проектированием
  • Проводить правильно расчеты
  • Знать основы экологии, геодезии и картографии
  • Обладать эстетическим вкусом и художественным восприятием
  • Обладать конструкторскими способностями
  • Уметь анализировать и провести правильно и быстро математические расчеты
  • Знать строительные нормы и правила
  • Уметь работать с необходимой документацией и т.д.

Вот, собственно, основа того, что нужно, чтобы стать архитектором . На первый взгляд может показаться, что всё это достаточно сложно, но, если у вас есть искреннее желание стать архитектором, у вас обязательно всё получиться!

Судьба архитектора проектировать новостройки в самаре (http://www.vzt.ru/buy/novostroyki.html), судьба остальных людей, жить в них. Освойте эту профессию, почувствуйте себя значимыми!

mob_info